И здесь среди многих направлений современной лингвистики психолингвистика продвинулась дальше.
Психолингвистика как новое научное направление официально заявила о себе в 1953 г., когда в Блумингтоне (США) состоялся знаменитый междисциплинарный семинар (в 1954 г. сборник под ред. психолога Ч.Осгуда и антрополога и этнографа Т.Сибеока.
Психолингвистика
Лекция
L Из двух возможных интерпретаций языкового материала выбирается (при прочих равных условиях) более информативная
L Подобное всегда описывается в словаре одинаково
L эмоционально-экспрессивные (ирон., шутл., неодобр., презр., почтит, и т. п.) ,
Помета — это элемент словарного описания (обычно в форме сокращенного слова или словосочетания), с помощью которого читателю сообщается, что соответствующая языковая единица (или языковое явление) относится к определенной совокупности однородных в каком-либо отношении единиц или явлений.
Существенную роль в описании заголовочных единиц играют лингвографические (словарные) пометы.
Метаязык словаря
Пометы
Виды помет:
· грамматические (несов., прош., перех., кратк. ф. и т. п.),
· лексические (о человеке, о транспорте и т. п.),
· семантические (перен. и т. п.),
· функциональные, в том числе терминологические (газеты., офиц., спец., хим. и т. п.),
· стилистические (разг., прост., высок. и т. п.),
Метаязык словаря
Пометы
· хронологические (устар., истор., нов. и т. п.),
· статистические (редко, реже, обычно, малоупотр. и т. п.),
· запретительные (не употр. и т. п.),
· ограничительные (только несов. и т. п.) и некоторые другие.
Пометы обычно эксплицируются (должны эксплицироваться!) во вводной части словаря.
О некоторых принципах лингвографирования
l Максимум информации на минимуме места – без ущерба для интересов пользователя (читателя)
l Чем больше входов в словарь, тем лучше (разумеется, в разумных пределах)
Лингвографическая компетенция
Лингвографическая компетенциявключает:
а) осознание потребности обращения к словарю для решения познавательных и коммуникативных задач,
б) умение выбрать нужное лингвографическое произведение с учетом его типа и жанра,
в) умение воспринимать текст словаря и извлекать из него необходимую информацию о языковых единицах,
г) умение сопоставлять различные словари и др.
Психолингвистика
Психолингвистика
Но интерес к психологическим аспектам речевой деятельности людей возник в новое время не в 50-х годах XX в. (труды В. фон Гумбольдта, психологическое языкознание второй половины XIX века, школа Ж.Пиаже…)
Российская психолингвистика опирается на богатые традиции отечественной науки (психологические школы в языкознании XIX века, культурно-историческая концепция в психологии Л. С. Выготского, труды Л. В. Щербы…).
Психолингвистика
Поворот в последние десятилетия к человеку, “антропоцентризм”, учет “человеческого фактора”, характерный для всех гуманитарных наук, коснулся и лингвистики.
Произошло резкое расширение фактографической базы
исследования; следует отметить
l углубленное изучение не только “нормальных” проявлений в речевой деятельности, но и “отрицательного” материала;