Обычная речь политико-административной сферы находится под влиянием канцелярита.
L логичность
L точность
L стандартизованность
L языковая игра
L комизм
L эпатаж
L оригинальность
Это вторая по влиянию сфера общения.
В результате СМИ
Реальность современного мира часто видится через призму интерпретаций СМИ.
И средняя языковая личность во многом формируется именно через СМИ.
Современные СМИ стремятся приблизиться к уровню среднего обывателя, потребителя массовой культуры, стараются говорить на его языке.
L размывает границы между функциональными стилями
L ослабляет строгость норм письма и произношения
Воздействие СМИ
L разговорно-сниженных единиц
L просторечных элементов
L жаргонизмов
L иноязычных заимствований
Это первая по влиянию на состояние современной речи сфера общения.
L доступность языка
L яркость,
L экспрессивность,
L речь популярных журналистов
L газетные и журнальные публикации
L речь в Интернете,
L речь на телевидении и радио
L язык интеллигенции
L язык политико-административного аппарата
L язык молодежи
L язык СМИ
Язык СМИ
Доминанта этой сферы публичной речи и публичного общения – газетно-публицистический стиль, его устная и письменная формы.
Это:
Язык СМИ
Языковые идеалы (идеалы «хорошей речи»):
Доминантный и наиболее влиятельный субъект речи – журналист телевидения (телеобозреватель, телеведущий).
Язык СМИ
Благодаря СМИ происходит интенсивное расширение словаря разговорной лексики за счет:
Язык СМИ
(! Употребление «низких элементы» как обычных (без кавычек) даже в респектабельных газетах; см., например, «ЛГ»)
Язык СМИ
СМИ составляют наиболее авторитетную речевую среду обитания для многих носителей языка.
Язык СМИ
l приближаются относительно массового сознания к той функции, которая традиционно принадлежала церкви и религии;
l начинают претендовать на нормотворческую роль, т.е. ту роль, которая в русской языковой культуре принадлежала классической художественной литературе.
Язык молодежи
Доминанта этой сферы – разговорный стиль, устная форма языка
Языковые идеалы:
Язык молодежи
Субъект речи – молодежь (школьники, студенты, творческая молодежь, молодые специалисты)
< ! Подробнее о языке молодежи см. ниже>
Язык политико-административного аппарата
Доминанта этой сферы – деловая речь, ее устная и письменная формы
Наиболее активные субъекты – известные политики, депутаты, крупные и мелкие чиновники, а также деловые люди.
Языковые идеалы:
Язык политико-административного аппарата
Некоторые исследователи говорят о формировании в этой среде собственного полужаргона – деловой разговорно-сниженной речи.
Отмечается потребность обозначить новые реалии деловой жизни в непроизвольном общении, в котором сталкиваются особенности обиходной и деловой речи (отсюда образования типа органы, продавить, возможны варианты, гуманитарка и т.п.)
Язык интеллигенции (интеллектуалов)
Это речь наиболее образованной части современного общества, речь гуманитариев, творческой и технической интеллигенции.
Языковые идеалы: