Фонография / Фонемография
Силлабография
Элементы фонографии в виде первых попыток слогового письма обнаруживаются, как уже упоминалось, в шумерской клинописи. Силлабическое, или слоговое, письмо – более высокий уровень развития системы письма (рис. 8). Его проявления можно наблюдать более или менее последовательно в вавилоно-ассирийской клинописи: число слоговых знаков заметно увеличилось; они стали преобладать над знаками идеографическими. Происходило это воII тысячелетии до н.э. Однако формирование слогового письма не было однонаправленным. Обычно выделяют четыре пути и соответственно четыре типа слогового письма.
Первый тип называют силлабо-идеографическим. Возникло оно путем преобразования идеографии и характеризовалось смешением идеографической и силлабографической систем письма. Это письмо шумеров, ассирийцев, вавилонян, урарту и др.
Второй тип составляют силлабические системы, появившиеся на основе консонантно-звукового письма путем его вокализации. Так формировалось эфиопское и индийское письмо на рубеже старой и новой эр.
Третий тип слогового письма представляет собой дополнение к идеографическому с целью обозначения грамматических аффиксов. Это японское (кана) и корейское (кунмун) письмо, сформировавшееся к середине II тысячелетия н. э.
Четвертый тип был изобретен уже в XIX-начале XX в. Предназначался он для небольших народностей Америки, Африки и Азии.
Есть и иная классификация:
§ собственно слоговое письмо – тип письма, гдеслоги с одинаковым согласным, но с разными гласными обозначаются совершенно разными знаками (например, японская кана);
§ абугида – тип письма, где такие слоги обозначаются видоизменёнными формами одного базового знака (например, эфиопское письмо) и/или дополнительными знаками (индийское письмо).
Данная типология слогового письма показывает, что чаще всегооно было смешанным, т.е. сочеталось с идеографией, чисто силлабическим было, пожалуй, лишь крито-микенское и кипрское. Слоговое письмо позволило сократить число письменных знаков. Так, крито-микенская система уже использовала лишь 55 графических знаков, каждый из которых обозначал сочетание согласного с гласным (ра, ко, пе, де и т.д.). Приближалась эпоха зарождения буквенно-звукового письма.
Буквенно-звуковым называется письмо, в котором каждый графический знак (буква) обозначает не целое слово, как в идеографии, и не слог, как в слоговом письме, а фонему. Поэтому этот тип письма еще называют фонемографическим. Различают две его разновидности — консонантно-звуковое и вокализованно-звуковое.
а) Консонантно-звуковое письмо возникает во второй половине II тысячелетия до н.э. Его специфика заключалась в том, что графическому обозначению подлежали только согласные (консонантные) звуки. Гласные в тех языках, на базе которых возникло консонантно-звуковое письмо, служили лишь прослойкой между согласными и поэтому не нуждались в отдельном знакообозначении. Впервые консонантно-звуковые знаки появляются в египетском письме, затем их удельный вес (по отношению к идеограммам) возрастает в мероитской (г. Мероэ в Судане), протосинайской, протоханаанской, угаритской системах письма.
Однако наибольшее распространение приобрело финикийское консонантное письмо, которое, по мнению ряда ученых, было положено в основу многих современных алфавитов. Этому способствовало и географическое расположение финикийского государства. Жили древние финикийцы на восточном побережье Средиземного моря, соединяя тем самым древнейшие цивилизации, существовавшие на берегах Нила и Тигра - Евфрата. Финикийское письмо состояло из 22 знаков, которые обозначали согласные звуки, читавшиеся все же как слоги. Поэтому финикийское письмо можно назвать переходным от слогового к буквенно-звуковому.
б) Вокализовано-звуковое письмо: на основе финикийского письма возникают арамейское (исчезает в IV в. н.э.) и греческое (табл. 7). Греки сделали еще один шаг в развитии фонографии - стали обозначать на письме не только согласные, но и гласные звуки. Причина этому - строй греческого языка, в котором, в отличие от семитских, гласные играли не меньшую роль, чем согласные. Морфемы (корневые и аффиксальные) греческого языка состоят как из согласных, так и гласных звуков. Так возникает вокализованно-звуковое письмо, в основу которого положена финикийская графическая система, подвергшаяся существенному преобразованию для нужд греческого языка. Создаются особые знаки для обозначения гласных звуков, приспосабливаются финикийские. Двунаправленное написание строки (бустрофедон «как водят быков») заменилось современным направлением - слева направо. Это отразилось и на графике. При бустрофедоне буквы первой строки обращены влево, а второй — вправо и т.д., попеременно. В греческом письме все буквы приобрели однонаправленное положение. Древнейшая надпись таким способом сделана в 600 г. до н. э. на статуе Рамзеса II (знаменитая ипсамбульская надпись).
Совершенствование греческого письма было подчинено задаче его демократизации - древнейшие греческие надписи высекались на камне, поэтому оно отличалось строгими линиями (отвесными, горизонтальными, косыми) и получило наименование лапидарного (от лат. lapidaris «относящийся к камням»), или капитального, письма. Затем были созданы устав (унциал), курсив (скоропись) и строчное (минускульное) письмо. На основе древнегреческого минускула сформировалось современное греческое письмо. В зависимости от способов обозначения некоторых звуков на j письме греческий архаический алфавит распадается на две разновидности — западногреческий и восточногреческий (схема 5). Западногреческое письмо «дало жизнь» этрусскому и латинскому алфавитам (табл. 8), а восточногреческое послужило основой для готской азбуки (ее создатель — епископ Вульфила), славянскойкириллицы, грузинского, армянского алфавитов (Месроп Маштоц).
К особым типам на Западе относят руническое письмо (скандинавских, англосаксонских, германских и др. народов) и огамическое письмо ирландцев (кельтских народов). Оба типа были вытеснены латиницей в связи с заменой у этих народов язычества христианской религией.
Принятие христианства благотворно отразилось и на создании славянского письма. Христианская религия пришла на славянские земли из Рима, вытеснив язычество. Ее распространение проводилось через латинских миссионеров и немецко-католическое духовенство. Богослужения проходили на непонятном для славян латинском языке, большое недовольство вызывала алчность пришельцев — непомерные налоги, поборы, захваты лучших земельных угодий, а также насмешливое и пренебрежительное отношение духовенства к самобытной культуре, быту и языку славян, поэтому они как могли сопротивлялись этому. Желая сохранить независимость, моравский князь Ростислав обратился в 862 г. к византийскому императору Михаилу и патриарху Фотию с просьбой прислать в Моравию миссионеров для проповеди христианства на славянском языке. В качестве таких проповедников туда были направлены братья Мефодий и Константин — выходцы из славянского города Солуни (ныне Салоники), расположенного неподалеку от Болгарского царства, на севере Византийской империи. С детства они хорошо знали болгарский язык, что позволяло им блестяще выполнить возложенную на них миссию. К тому же Константин имел уже опыт миссионерской деятельности в Сирии, Крыму, Хазарии. Переезду в Моравию предшествовала огромная подготовительная работа: «...учить (славян. — Н.А.) без азбуки и книг все равно, что писать беседу по воде», — изрек Константин, когда узнал, что у славян нет азбуки. Уединившись, он разработал ее на основе греческого письма и с помощью Мефодия перевел на славянский язык псалтырь и другие христианские книги.
Летом 863 г. солунские братья прибыли в Велеград — столицу Моравии, где впервые вели богослужение на славянском языке по переведенным на него «священным» книгам. Сразу же у них появились ученики из числа моравов, изучавшие славянскую азбуку и осуществлявшие церковное служение на родном языке. Поэтому 863 год считается годом создания славянской письменности.
До нас дошли письменные памятники этого периода в двух графических разновидностях. Одни из них написаны кириллицей (Константин, приняв монашеский сан, получил имя Кирилл), другие — глаголицей (ст.-сл. глагол «слово»). Обе азбуки долгое время сосуществовали, затем глаголица была вытеснена на востоке — кириллицей, на западе — латиницей. Какое же из двух изобретений принадлежит Кириллу? Некоторые наиболее известные гипотезы следующие:
- более древней является глаголица, разработанная Кириллом; позже на основе ее и греческого уставного письма появилась кириллица, созданная учеником Кирилла Климентом Охридским;
- глаголица как самобытное письмо славян предшествовала кириллице, которую создал Кирилл;
- кириллица - гениальное творение Кирилла - предшествовала глаголице;
- глаголица и кириллица - разновидности дохристианского письма славян;
- глаголица и кириллица возникли на основе древнего собственно славянского письма типа «черт и резов», но под существенным влиянием греческого.
Русское письмо восходит к кириллице. После принятия восточными славянами христианства на Руси утвердилась кирилловская азбука (табл. 9). Однако вне религии использовалось и русское письмо (гнездовская надпись на глиняном сосуде «гороушна», берестяные грамоты Новгорода).
Кроме внешней истории создания славянской азбуки, особый интерес представляет собственно языковедческий аспект фонографии. Прежде всего, необходимо помнить, что алфавитная система письма ориентирована на конкретный язык и графически отражает его звуковой строй. Теперь на письме фиксируются не слова и даже не слоги, а мельчайшие «атомы» языка — фонемы. Для этого необходимо было научиться вычленять их из речевого потока. Выделение в слогах составляющие их фонемы сопряжено (как следствие) с развитием морфологической системы языка, когда граница между морфемами могла проходить внутри слога. Этим, собственно, и отличаются неслоговые языки от слоговых. Поэтому слоговое письмо (силлабография) используется в слоговых языках и в наше время. Буквенно-звуковое же письмо используется главным образом в языках неслогового типа, где каждой фонеме соответствует отдельный графический знак-буква.