Протописьменность
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПИСЬМА
Главный фактор появления письма — потребность расширения связей между людьми при общении на больших расстояниях.
Предвестниками письма послужили непреднамеренные сигналы, информировавшие человека о других людях или об окружающем мире. Это следы на песке, остатки пищи, дым от костра, запахи, звуки. Позже стали использоваться преднамеренные сигналы — путевые знаки, заломленные ветки, дымовые сигналы, умышленно оставленная стрела, указывающая направление передвижения или место перекочевки, хранения продуктов и т. п. - мнемонические знаки.
Затем стали использоваться символические предметные «послания». Об одном из них упоминает древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). «Письмо» древних скифов персам состояло из птицы, мыши, лягушки и пучка стрел. Персы правильно поняли его как «военный ультиматум»: «Если вы, персы, не научитесь летать, как птицы, прыгать по болотам как лягушки, прятаться в норы, подобно мышам, то будете осыпаны нашими стрелами, как только вступите на скифскую землю». Чтобы разгадать подобное послание, жрецам персидского царя Дария надо было хорошо владеть символикой скифской культуры: мышь - «прятаться», птица - «летать», стрела - «поражать» и т.д.
Подобные послания, оповещения, предостережения кроме скифов использовались многими тибетскими и африканскими народностями. Путешественники XVII —XVIII вв. еще застали интересный обычай австралийских племен обмениваться продуктами в специально отведенных местах. С этой целью здесь оставлялись образцы тех вещей и предметов, которые могли стать предметом обмена. «Предметное письмо» встречается и в наше время: выставленные в витринах магазинов предметы сообщают о наличии соответствующего товара. Со временем вещи приобретали переносный, символический характер. Кусочек бугеля - приятного на вкус растения — в Индонезии символизирует симпатию, перец — ненависть. У нас принято, встречая дорогих гостей на вокзале, вручать цветы. У разных народов разные цветы выражают тот или иной смысл (ср.: красные, белые и желтые цветы). На Украине еще в XIX в., отказывая парню в сватовстве, девушка преподносила тыкву («гарбуз» по-украински). Отсюда и происходит фразеологизм даты гарбуза в значении «отказать».
К дописьменным средствам общения относят также различные памятные знаки: жезлы с определенными узорами на них; вампу-мы — расшитые разными узорами пояса; кипу — узелковое «письмо» туземцев Перу. У восточных славян в качестве памятных знаков широко использовались узелки и бирки (от нем. die Birke «береза»), при помощи которых безграмотные крестьяне вели хозяйственный учет. Такие бирки представляли собой прутья с зарубками, выполнявшие роль долговых расписок, хранившихся у должника и кредитора. Их находят археологи в разных районах земного шара (Туркмении, Риме, Англии, Швейцарии и др.).
Указанные средства общения использовались людьми задолго до возникновения письма. Именно они готовили почву для качественно нового этапа общения людей на расстоянии и во времени. Он непосредственно связан с начертательным письмом, которое, в свою очередь, прошло несколько этапов развития и совершенствования.