ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМА
В ряду кардинальных проблем общего языкознания наиболее популярной является проблема возникновения и совершенствования письма. Она живо интересует всех: и простых носителей языка — людей, далеких от лингвистики, и деятелей культуры, и, конечно же, языковедов. Причины такого неутасающего внимания очевидны: без письма немыслимо развитие науки, техники, культуры, человеческой цивилизации вообще. Письмо — величайшее открытие человечества, бесценное богатство каждого народа, имеющего письменность, каждого грамотного человека. Однако, несмотря на огромное значение письма в жизни людей, его лингвистическое исследование только начинается. В этом отношении привлекает внимание работа Л.Р.Зиндера «Очерк общей теории письма» (Л., 1987). Большинство же весьма ценных и занимательных исследований в этой области принадлежит внешней лингвистике; их главный предмет — история письма (Ч.Лоукотка, Д.Дирингер, И.Фридрих, Н.А.Павленко и др.). Большое внимание языковедческому аспекту теории письма уделяется в трудах В. А. Истрина. При этом основополагающим остается вопрос о соотношении языка и письменности.
ЯЗЫК И ПИСЬМО
В традиционном языковедении эти два понятия не разграничивались, поскольку не разграничивались сами звуки и буквы.
Пожалуй, впервые об устной (звуковой) и письменной (графической) речи как двух формах существования языка всерьез заговорил И. А. Бодуэн де Куртенэ. Ученый выделял: а) произносительно-слуховую и б) писано-зрительную разновидности речевой деятельности. При этом главенствующая роль принадлежит произносительно-слуховой как совершенно независимой от второй.
Существует и противоположная точка зрения, согласно которой письмо образует особую автономную систему. Ее развивали ученые Пражской лингвистической школы (А. Артимович, И.Вахек), в отечественной лингвистике она получила оригинальный поворот в трудах Т.А.Амировой и А.А.Волкова, открывших первые страницы новой дисциплины - графической лингвистики, или грамматологии.
Относительная автономность письменной речи обнаруживается, прежде всего, в ее синтаксическом своеобразии (сложные синтаксические конструкции, период и т.п.). Противопоставления двух разновидностей речевой деятельности можно продолжить следующими:
— звучащее слово появляется «естественным» путем, без сознательного участия человека. Оно первично, служит воплощением мысли;
— письмо же — человеческое изобретение, продукт культуры, иными словами, появляется «искусственным» путем. Оно вторично — воплощение языкового знака (его плана выражения или содержания). Некоторые авторы на основе такого противопоставления считают возможным даже говорить о письменном и звуковом «языках».
Однако большинство лингвистов вполне справедливо указывают на две формы существования одного языка — устную и письменную. И действительно, за звуковым (акустическим) знаком для читающего и слушающего и за знаком графическим «стоит» одно и то же слово (звук, морфема, фразема).
Таким образом, язык и письмо, будучи тесно связанными между собой, существенно отличаются друг от друга.
Язык — это естественно возникшая и закономерно развивающаяся знаковая система особого рода, важнейшее средство общения людей, средство воплощения их мыслей и чувств. Свое основное назначение (быть средством общения, формирования и выражения мысли) язык реализует (обнаруживает) в речи — в процессе конкретного говорения, облеченного в звуковую или графическую форму.
Письмо — это система (особый код) графических (начертательных) знаков и правил их реализации в тексте, служащая переводу акустического речевого сигнала в оптический. Основными элементами этого довольно сложного кода служат буква, цифра, вопросительный знак и точка. В данном определении подчеркивается, что письмо вторично по отношению к звуковой речи, возникающее на базе языка дополнительное средство общения.
В письме различают три фазы — писание, текст и чтение. Выделяемые фазы письма соотносимы с элементами речепроизводства — говорением, текстом и пониманием (воспроизведением). Это обстоятельство требует рассмотрения взаимоотношения трех феноменов: язык — речь — письмо. Основой этого триединства является язык как средство общения людей через обмен мыслями. Реальностью язык становится в речи, т.е. в самом процессе общения при помощи материальных знаков — звуковых или графических. Причем вторые служат средством фиксации первых.
Письмо, следовательно, — это графическое отражение речи, ее графическая фиксация. Фиксация речи — первая фаза письма, переводящая речь в текст. Текст, следовательно, является застывшей, фиксированной речью. Чем же вызвана необходимость фиксирования текста?
Главным образом, следующими двумя факторами: необходимостью преодоления ограниченности звуковой речи во времени (текст речи исчезает в момент его создания) и в пространстве (воспринимать текст можно лишь в пределах слышимости). Жизнь человека в обществе требует продления «жизни» произнесенного текста речи во времени и увеличения пространства между источником речепорождения и его реципиентом. Достигается это при помощи письма. В этом его преимущество перед звуковой речью: письмо способно «остановить» время существования речи, сохранить текст во времени и передать в пространстве.
Система (совокупность) текстов как продукт фиксации звуковой речи, как результат перевода акустических речевых сигналов в оптические называется письменностью. Итак, письмо — это система начертательных знаков, фиксирующих звуковую речь, а письменность — совокупность текстов, продукт перевода звуковой речи в письменную.