И преобразование мира человеческой культуры.
К системе социальных ценностей для дальнейшего включения их в освоение
Питателей и воспитанников, направленный на приобщение воспитанников
Но обусловленный, специально организуемый процесс взаимодействия вос-
Процесс воспитания как саморазвивающаяся система имеет ряд
свойств: 1) информационный характер- изменения в психике вос-
питанника происходят в результате влияний информационного характера.
2) его непрерывно-
дискретный характер - воспитатель-
ные влияния испытываются воспитанниками не только в момент акта реа-
лизации воспитательного действия, а также ис-
следователь в состоянии зафиксировать только отдельные, ограниченные в
пространстве и во времени воспитательные ситуации (т.е. динамичность и подвижность);
3) многомерность, т.е. характеристика процесса воспи-
тания по многим его свойствам, рассматриваемым одновременно, в их
взаимосвязи.
4) иерархичность -соподчинен-
ность его структурных компонентов и элементов;
5) целенаправленность;
6) деятельность воспитателя;
7) длительность; 8) ступенчатый характервоспитания;
9) двусторонний и активный характерпроцесса;
10) неопределённость результатов;
11) комплексный характер(единство целей, задач, методов, методов и т.д.);
Помимо основных педагогических категорий, к которым относятся воспитание, обучение, образование, педагогика оперирует также общенаучными категориями – такими, как развитие и формирование.
В педагогическом смысле развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот. Развитие человека – сложнейший процесс объективной действительности. Педагогика преимущественно изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.
Формирование – еще не установившаяся педагогическая категория, несмотря на широкое ее использование. Смысл формирования то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет формирование нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность.
Главные факторы, которые оказывают влияние на развитие личности: 1) наследственность; 2) среда; 3) воспитание.
конецформыначалоформыСуществует три концепции развития личности: 1) биологическая концепция: личность сугубо природное существо, поведение человека объясняется действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд); 2) социологическая концепция: человек рождает как биологическое существо, в процессе жизнедеятельности социализируется; среда - определяющий фактор; 3) биосоциальная концепция: человек – существо и биологическое, и социальное; психические процессы имеют биологическую природу; направленность, интересы формируются под влиянием среды. Более общий подход - с позиции внутренних и внешних факторовразвития личности: а) внутренниефакторы: собственная активность, интересы, деятельность, общение; б) внешниефакторы: среда природная и социальная, воспитание. К факторам воспитания(по А.В. Мудрику) относят макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), мезофакторы (этнокультурные традиции, СМИ), микрофакторы (сверстники, семья).
Воспитание не только наука, но и искусство: по словам С.Л. Соловейчика: "Есть искусство воспитания - и есть наука об этом искусстве, педагогика. Стопроцентная наука о стопроцентном искусстве, но с одним отличием от точных наук: как у всякой науки об искусстве, ее язык тоже должен быть приближен к искусству. Педагоги, стараясь быть "научными", пытаются иногда обойтись без неточных понятий - любовь, сердце, - но без них ничего нельзя ни объяснить, ни предсказать, и наука перестает быть наукой".
Основные подходы к воспитанию:
1) личностный (индивидуальный) - воспитанник рассматривается как ответственный субъект собственного развития;
2) деятельностный подход - в центре внимания находятся те виды деятельности, которые способствуют развитию личности;
3) личностно-деятельностный подход - школа как институт, обеспечивающий деятельность и становление личности человека;
4) творческий подход - воспитание как творчество педагога и ребёнка;
5) отношенческий подход - воспитание как гуманизация деятельности с помощью отношений между педагогами и воспитанниками;
6) событийный подход - воспитание как увлекательное для всего коллектива дело;
7) дифференцированный подход - учёт индивидуальных интересов воспитанников;
8) ценностный (аксиологический) подход - воспитание как освоение ценностей культуры;
9) классовый подход - воспитание зависит от классовой принадлежности воспитанника;
10) средовый подход - воспитание как погружение школы в среду с педагогически целесообразной позиции;
11) дихотомический подход - воспитание как процесс, учитывающий своеобразие воспитательной системы школы и рассматривающий педагогику как науку о мере (эмоциональность и рассудочность, поощрение и наказание и др.).