Рыночная власть. Показатели рыночной власти
Рыночная власть фирмы - свойство, характеризующее степень ее влияния на цену товара, устанавливаемую выше конкурентного уровня. Власть определяется влиянием на цену.
Рыночная власть – способность устанавливать такую цену, которая превышает издержки, в частности дополнительные, или предельные, издержки, т.е. издержки производства одной дополнительной единицы продукции (Луис К. Кабраль).
Рыночная власть трансформируется в более высокую прибыль. Обретение и сохранение рыночной власти является важным элементом стратегии фирмы, направленной на максимизацию его стоимости.
Как фирмы добиваются рыночной власти? Один из способов – воспользоваться правовой защитой от конкуренции, в результате чего установление высоких цен не сопровождается появлением на рынке новых конкурентов. Например, в 1960-х годах компания Xerox разработала технологию фотокопирования на обычной бумаге и оформила патент. Благодаря правовой защите, которую обеспечивали компании патенты, она смогла существенно увеличить цены, не опасаясь конкуренции.
Стратегия фирмы также может играть важную роль в установлении рыночной власти. Например, компания British Sky Broadcasting Group, вещающая через спутник – активный участник британского рынка цифрового телевидения, с которой соперничают компании наземного телевизионного вещания и консорциум операторов кабельного телевидения в 1999 году предприняла агрессивный ход: вышла на рынок с пакетом, включавшим бесплатную приставку-декодер, бесплатный доступ в Интернет и 40-процентные скидки по телефонным расходам. Суть маркетингового замысла заключалась в том, чтобы опередить конкурентов, заблаговременного закрепившись на ведущих позициях по установленному у подписчиков парку оборудования, на позициях, которые бы, в конечном счете, позволяли BSkyB иметь постоянные преимущества перед конкурентами. После заявления по продвижении нового пакета цена акции компании BSkyB выросла на 12%, тогда как цена акций компании, занимающиеся наземным вещанием снизилась на 1,8%.
У фирм с большой рыночной властью меньше стимулов быть экономически эффективными. Это приводит к возникновению неэффективности производства (рост издержек, вызванный рыночной властью). Продажи по ценам ниже существующих, но выше издержек, указывают на неэффективность распределения ресурсов как следствие рыночной власти.
В целом ряде эмпирических исследований в течение многих лет предпринимались попытки определить величину рыночной власти.
Подход к вычислению показателей рыночной власти основан на сравнении реальных рынков с рынком совершенной конкуренции. Насколько рынок приближается к идеалу свободной конкуренции, можно судить по поведению фирм в отношении цены и издержек: чем больше назначаемая фирмой цена отклоняется от предельных издержек, тем большей рыночной властью обладает фирма, и тем в большей степени рынок становится несовершенным.
Из микроэкономики известно следующее соотношение между ценой и предельными издержками для разных типов рынков:
Вид рынка | P-MC | Прибыль |
Конкуренция | ||
Монополия | + | + |
Олигополия | + | + |
Монополистическая конкуренция | + |
Результатом осуществления рыночной власти служит полученная ею прибыль. Ее величина служит основным свидетельством рыночного влияния.
Большинство показателей рыночной власти, так или иначе, связаны с показателем прибыльности деятельности фирм, а точнее доходности капитала, используемого фирмой.
При определении доходности на капитал фирмы важное значение занимает разграничение бухгалтерской и экономической прибыли.
Бухгалтерская прибыль – это разница между общей выручкой фирмы и явными (денежными издержками).
Нормальная прибыль – альтернативная ценность собственных ресурсов фирмы (акционерный капитал).
В данном случае нормальная прибыль – это максимальный доход, который могли бы получить акционеры фирмы, инвестировав свои деньги иным образом. Т.е. речь идет о норме доходности (стоимости капитала), способы расчета которой известны из курса «Экономическая оценка инвестиций».
Для оценки поведения фирм на рынке и вида рыночной структуры используют следующие показатели:
- коэффициент Бейна;
- коэффициент Лернера;
- коэффициент Тобина;