Живопись и скульптура
Архитектура.
Для Петровской эпохи характерно преобладание гражданского каменного строительства над культовым. Архитектура Петровского времени представлена, прежде всего, строительством Санкт - Петербурга, для которого были приглашены лучшие зарубежные специалисты:
Ж. Леблон, Д. Трезини... Но участвовали в этой работе и русские архитекторы: И.К. Коробов… Петербург – первый российский город, созданный по плану, с прямыми улицами.
Важнейшими памятниками архитектуры этого периода стали:
-Петропавловский собор, увенчанный 112 метровым шпилем (Трезини)
- Петропавловская крепость;
- здание Двенадцати коллегий (Трезини);
- Меньшиковский дворец в Петербурге и Меньшикова башня в Москве;
-Летний Дворец Петра Первого (Трезини);
-Кунсткамера
Продолжалось развитие деревянного зодчества. В начале XVIII века наивысшим его достижением стало возведение Кижского ансамбля ( Кижи ) на одном из островов Онежского озера с 22 главой центральной церковью.
Господствующим архитектурным стилем в первой половине XVIII века был барокко (в переводе с итальянского - «вычурный»). Для барокко характерна монументальность построек, сочетавшаяся с пышностью, блеском, великолепием, эмоциональной приподнятостью. Это достигалось за счет изогнутых линий фасадов, обилия колонн, декоративных лепных украшений и скульптур. Крупнейшим мастером барокко в России был В.В. Растрелли (итальянец по происхождению, который в России обрел вторую родину).
В.В. Растрелли:
Зимний дворец (сегодня Эрмитаж);
Большой дворец в Петергофе;
Екатерининский дворец в Царском селе
Собор Смольного монастыря
Во второй половине XVIII века на смену пышному яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма характерны ясность форм, простота и в то же время монументальность. В его основе лежит обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки, четкость горизонтальных и вертикальных линий.
В.И. Баженов (основоположник русского классицизма)
-Дом Пашкова в Москве.
М.Ф. Казаков (ученик Баженова):
-здание Сената в Московском Кремле;
-здание Московского университета.
И.Е. Старов:
-Таврический дворец в Петербурге (по заказу Екатерины II и подарен Потемкину)
В XVIII веке окончательно восторжествовало светское начало в живописи. Основной жанр эпохи – портрет. Портреты начала XVIII века в отличие от парсун XVII века полностью свободны от канона, реалистически изображают конкретных людей, индивидуальные характеры.
Вторая половина XVIII века – период расцвета русской живописи, прежде всего портретной, что было вызвано стремлением увековечить себя на полотнах художников. Крупнейшие портретисты XVIII века – И.П. Аргунов,Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский.
Появляются новые жанры: отечественная историческая картина, пейзаж, бытовой жанр. При Елизавете основана Академия художеств, Екатериной основан Эрмитаж.
Выдающимся мастером скульптуры был Ф.И. Шубин – автор галереи государственных деятелей. Но самую известную скульптуру России создал француз Э.Фальконе – памятник Петру I
(«Медный всадник»)