ПРОСВЕЩЕНИЕ.
БЫТ.
ЛЕКЦИЯ 41. Русская культура в XVIII веке.
(продолжение лекции 33 «Культура в первой четверти XVIII века).
В XVIII веке ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. На смену средневековой, традиционалистской, пронизанной религиозным мировоззрением культуре IX-XVII веков приходит «новая культура».
Характерные черты «новой культуры» XVIII века:
-торжество светского начала (культура обмирщилась; приобрела светский характер);
-следование европейским образцам (расширение культурных связей с другими странами);
-сословный характер (в России возникли как бы две культуры: дворянская, тесно сблизившаяся
с европейской, и народная, остававшаяся преимущественно традиционной);
-в искусстве первой половины XVIII-середины XVIII века господствовал стиль барокко, во
второй половине столетия - классицизм.
Важнейшая черта – дифференцированность образа жизни, наличие значительных различий в образе жизни разных сословий (дворянство, купечество, крестьянство).
Жизнь крестьян, их интересы, досуг тесно связаны с хозяйственной деятельностью. Подавляющее большинство крестьян было неграмотным. Досуг обычно появлялся лишь в зимнее время, после завершения сельскохозяйственных работ, заполнялся традиционными развлечениями: песнями, хороводами, посиделками.
Ничего общего с деревенским, не имел быт богатого помещика. Костюм, интерьер дома, ежедневный стол помещика отличались не только богатством, но самим типом. Помещик носил мундир, а позднее фрак. Богатые дворяне выписывали поваров из-за границы, имели многочисленную дворню: лакеев, кучеров…
При Петре Первом распространение образования стало неотъемлемой частью государственной политики, так как государство испытывало потребность в кадрах.
Особенности образования в XVIII веке (Петровская эпоха):
· Светский характер и соединения обучения с практикой (богословские дисциплины уступили место арифметике, геометрии, инженерному делу и другим наукам);
· Обязательное обучение грамоте дворянских детей (они могли учиться на дому, в частных или государственных школах; уклонявшимся от учебы дворянам было запрещено жениться);
· Формирование системы учебных заведений
- по указу Петра созданы 42 губернские цифирные школы-государственные начальные образовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян;
- появление профессиональных ученых заведений (Навигацкая школа, Артиллерийская школа, Инженерная школа, Медицинское училище);
- для подготовки научных кадров открыта Академия наук
Особенности образования в XVIII веке (после Петра):
· система образования приобретает все более сословный замкнутый характер
- подготовка дворян к офицерской службе осуществлялась в открытом в 1731 году Шляхетском (дворянском корпусе)
- к придворной службе готовил Пажеский корпус
-для рекрутов гарнизонные школы
-дети крепостных были лишены возможности получить образование
· Расширение сети учебных заведений (в конце века были губернских городах были созданы четырехклассные, а в уездных городах – двухклассные народные училища. В первых двух классах преподавали чтение, письмо, счет, закон Божий. В старших классах – историю, географию, геометрию, физику. К концу XVIII века в 288 народных училищах обучалось более 22 тысяч учащихся (однако дети крепостных по-прежнему были лишены возможности получить образование)
В 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова и при поддержке И.И. Шувалова (приближенный Елизаветы) был основан Московский университет. Его устав предусматривал преподавание на русском языке (в европейских университетах преподавание велось на латыни). В отличие от многих
российских учебных заведений университет был открыт для выходцев из непривилегированных сословий. Университет имел философский, юридический и медицинский факультеты. Здесь не было непременного для Западной Европы богословского факультета.
В 1757 году открыта Академия художеств (по инициативе И.И. Шувалова), ставшая центром художественного обучения.
В 1764 году для девочек открылся Смольный институт благородных девиц (Екатерина II восприняла новые педагогические идеи, появившиеся в Европе. Суть их заключалась в том, что человеку недостаточно дать определенный набор знаний – необходимо изменить его психологию, нравственные ориентиры. Для этого нужно изолировать детей от испорченного мира взрослых. Активным проводником этих идей в России стал сподвижник императрицы в развитии просвещения И.И. Бецкой. По его замыслу надо было создать сеть закрытых сословных учебных заведений, где изолированные от дурного влияния взрослых, воспитывались бы дети в возрасте от 5 до 15 лет. Он впервые обратил внимание на женское образование. В 1764 году был создан Смольный институт благородных девиц, в котором имелось отделение для девушек недворянского происхождения).
В 1783 году открылась Академия по изучению русской словесности, возглавила одна из самых образованнейших женщин Екатерина Дашкова (подруга и сподвижница Екатерины II).