Стадии экспертного исследования.
Экспертное исследование — процесс исследования объектов, представляемых на экспертизу. Оно состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий (этапов), различающихся по характеру частных задач:
1) подготовительной (включая экспертный осмотр);
2) стадии раздельного исследования объектов судебной экспертизы;
3) стадии сравнительного исследования;
4) стадии оценки результатов исследования и формулирования выводов эксперта.
Данная схема применима при решении экспертом идентификационных задач. В иных случаях стадия сравнительного исследования отсутствует.
Подготовительная стадия экспертного исследования— первая стадия судебной экспертизы, содержанием которой является ознакомление с процессуальным решением, являющимся основанием для производства экспертизы, материалами, представленными эксперту, а также экспертный осмотр доказательств, выдвижение экспертных версии, составление программы исследований и подготовка необходимой экспертной базы. Проблемы данной стадии экспертного исследования связаны с пределами изучения экспертами материалов дела и возможностями эксперта по оценке исходных данных для производства экспертного исследования.
Как было указано ранее, эксперт имеет право знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы. Следственная и судебная практика показывает, что целесообразно представлять в распоряжение эксперта все необходимые материалы дела. Чаще всего, кроме подлежащих исследованию объектов, направляются протоколы осмотров, следственных экспериментов и иных следственных действий, содержащие сведения, необходимые для правильной оценки экспертом результатов его исследования.
В уяснении задач экспертизы определенное значение имеет ознакомление эксперта с фабулой дела. Но первостепенная роль принадлежит сведениям, относящимся к предмету экспертизы, — фактическим данным, связанным с природой, происхождением объектов.
Следует учесть, что имеется обоснованное мнение, что в целях полной объективности исследования эксперты не должны знакомиться с материалами дела, относящимися: к признанию обвиняемым определенных фактов (составление документов, совершение убийства и т.п.); данным оперативно-розыскной деятельности, не получившим процессуального отражения в материалах дела; сведениям, негативно характеризующим личность обвиняемого; прочим обстоятельствам, не имеющим непосредственного отношения к предмету экспертизы.
Требует рассмотрения и проблема оценки экспертом исходной информации при производстве экспертиз.
Р.С.Белкин определяет исходную информацию как "сведения (сообщения), с помощью которых эксперт ориентируется в задачах исследования, определяет его методику и осуществляет набор необходимых средств и методов" и дифференцирует ее источники на процессуальные и непроцессуальные.
Таким образом, речь идет по существу об условиях решения общей экспертной задачи, являющихся неотъемлемым компонентом ее структуры, определяющим качество результата экспертного исследования.
При изучении материалов дела в пределах, предусмотренных законодательством, и в соответствии со специальными знаниями эксперт нередко обнаруживает заведомую противоречивость сведений, невозможность существования фактов в реальности. Особенно часто это имеет место при производстве судебных автотехнических экспертиз, когда эксперту представляется технически несостоятельная информация о параметрах движения транспортных средств. В таких случаях встает вопрос о возможностях и пределах оценки экспертом представляемой информации.
Аналогичные ситуации возникают при осмотре вещественных доказательств, а также получении промежуточных результатов в ходе проведения криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий, когда характер и локализация объектов явно не соответствуют механизму следообразования, сведения о котором приведены в материалах дела.
Функция общей оценки доказательств, безусловно, лежит вне сферы деятельности эксперта. Однако эксперт имеет право на оценку, осуществляемую в пределах его научной компетенции, имеющую место при решении экспертных задач.
Раздельное экспертное исследованиесостоит в изучении общих и частных признаков каждого объекта, в выявлении признаков, индивидуализирующих каждый объект судебной экспертизы. Предусматривает изучение доказательства, а затем, в случае необходимости, — сравнительного материала.
Именно на этой стадии в максимальной степени реализуются возможности инструментальных, в том числе аналитических методов исследования.
Сравнительное исследованиескладывается обычно из двух этапов: 1) сравнение общих признаков объектов; 2) сравнение частных признаков объектов.
Сравнительное исследование завершается установлением совпадающих и различающихся признаков объектов.
Эксперт не должен заканчивать исследование констатацией фактов совпадения либо различия признаков объектов. Он обязан произвести научную оценку полученных данных,что и имеет место на последней стадии экспертного исследования. В синтезирующей стадии преимущественное значение имеют приемы логического обобщения, абстрактного мышления.
Выводы эксперта всегда соотносятся с практикой как решающим средством проверки истинности представлений. В рассматриваемой стадии важное значение имеют обстоятельства дела, относящиеся к предмету экспертизы. Именно они предопределяют конкретность значения решаемого вопроса, исследуемого объекта, устанавливаемого факта. Знание обстоятельств дела, относящихся к предмету экспертизы, помогает в оценке полученных результатов и формулировании выводов.