Порядок аттестации и лицензирования судебно-экспертной деятельности. Государственный реестр судебных экспертов. Экспертная этика и ответственность судебного эксперта.
Как уже указывалось, судебными экспертами могут назначаться лица, обладающие специальными научными знаниями, необходимыми для производства экспертизы. Лица, которые могут быть назначены судебными экспертами, должны иметь высшее образование. Иные требования, предъявляемые к лицам, которым может быть поручено производство экспертизы, определены Законом РК "О судебной экспертизе" и процессуальным законодательством. Поскольку осуществление производства судебных экспертиз требует, с одной стороны, особой профессиональной подготовки, осуществляющейся на основе специально разработанных программ, а с другой — установления соответствия лица иным квалификационным требованиям, Закон предусматривает поэтапное определение его пригодности для осуществления судебно-экспертной деятельности: 1) сдачу квалификационного экзамена с выдачей квалификационного свидетельства судебного эксперта; 2) проведение аттестации судебного эксперта. Указанные действия детально регламентируются ведомственными Положениями о присвоении квалификации судебного эксперта и Положением об аттестации судебных экспертов РК. Лица, не являющиеся сотрудниками органов судебной экспертизы, должны, помимо указанного, получить лицензию на право осуществления судебно-экспертной деятельности, порядок выдачи которой регламентируется соответствующими Правилами.
Для усиления гарантий качества экспертных заключений и информированности органов (лиц), назначающих экспертизу и являющихся инициаторами ее назначения, в Законе закреплено положение о ведении Государственного реестра судебных экспертов РК. В Государственный реестр экспертов, цели и порядок формирования и использования которого также определяются соответствующими Правилами, вносится информация о судебных экспертах РК - сотрудниках органов судебной экспертизы, имеющих квалификационное свидетельство и прошедших аттестацию, а также о лицах, получивших лицензию на право осуществления судебно-экспертной деятельности.
Органы дознания, предварительного следствия и суды должны поручать производство экспертизы лицам, внесенным в Государственный реестр судебных экспертов РК, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
Соблюдение профессиональной этики— соответствие во всех ситуациях, возникающих как в ходе производства экспертизы, так и иных сферах судебно-экспертной деятельности, высокому социальному статусу судебного эксперта, принципиальная недопустимость причастности судебного эксперта к "судебному произволу под покровом науки". Соблюдения профессиональной этики эксперта означает необходимость его подчинения как в сфере профессиональной деятельности, так и в быту системе норм нравственного поведения. Основными элементами профессиональной этики судебного эксперта являются: объективность; принципиальная стойкость и неподверженность постороннему влиянию; самостоятельность в суждениях по вопросам, относящимся к предмету экспертизы; оценка выявленных признаков по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном изучении результатов исследования в их совокупности; самокритичность; строгое соблюдение служебной тайны; использование в работе методов и средств, не унижающих чести и достоинства участников экспертизы; корректность в отношениях с участниками процесса.
Соблюдение профессиональной этики подразумевает соответствие во всех ситуациях высокому социальному статусу судебного эксперта, принципиальную недопустимость причастности судебного эксперта к «судебному произволу под покровом науки».
Переходя к вопросам органов судебной экспертизы, прежде всего следует сказать, что судебная экспертиза осуществляется системой государственных органов судебной экспертизы, включающей:
Центр судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан и его территориальные подразделения;
Центр судебной медицины уполномоченного органа в области здравоохранения Республики Казахстан и его территориальные подразделения;
специализированные подразделения государственных органов, к функциям которых отнесено производство судебной экспертизы в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за исключением подразделений государственных органов, на которые законодательством Республики Казахстан возложены функции уголовного преследования.
Базовые органы судебной экспертизы Республики Казахстан -Центр судебной экспертизы и Центра судебной медицины -являются независимыми государственными учреждениями, не имеющими подчинения структурам исполнительной власти на местах. Они представляют собой единые организации с территориальными подразделениями на правах филиалов. Руководство органами судебной экспертизы осуществляется в порядке вертикальной подчиненности начальников территориальных подразделений директорам Центров.
При привлечении лица в качестве эксперта по конкретному делу вопросы определения его пригодности в аспекте профессиональных и личностных качеств на момент принятия Закона решались весьма условно. В связи с этим Законом определено, что производство судебной экспертизы может быть поручено: 1) сотрудникам органов судебной экспертизы; 2) лицам, не являющимся сотрудниками органов судебной экспертизы, осуществляющим производство судебной экспертизы на основании лицензии (т.н. «частные эксперты); 3) иным лицам, привлекаемым к производству судебной экспертизы в разовом порядке.
Предусмотрены также требования, которым должно удовлетворять лицо, привлекаемое в качестве эксперта, а также перечень обстоятельств, исключающих возможность поручения лицу производства судебной экспертизы.
В обобщенном виде, определены процессуальные права и обязанности эксперта, участвующего в судопроизводстве, а также его ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение экспертных функций.
В связи с усилением роли заключений эксперта в судопроизводстве важными являются меры по обеспечению правовой защиты независимости эксперта и правильности его заключения. Перечень средств правовой защиты в достаточной мере определен уголовным, уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законами Республики Казахстан.
Гарантии независимости эксперта, в соответствии с Законом, должны обеспечиваться процессуальным порядком назначения судебной экспертизы и запрещением вмешательства в проведение экспертного исследования и подготовки заключения эксперта, материальным и социальным обеспечением судебно-экспертной деятельности. Гарантии правильности заключения эксперта — возможностью назначения комиссионных, комплексных, дополнительных, повторных судебных экспертиз; уголовной ответственностью эксперта за дачу заведомо ложного заключения; созданием систем подбора, профессиональной подготовки и повышения квалификации судебного эксперта; системой аттестации и лицензирования судебных экспертов, надлежащим материально-техническим обеспечением производства судебной экспертизы.
Поскольку осуществление производства судебных экспертиз требует, с одной стороны, особой профессиональной подготовки, осуществляющейся на основе специально разработанных программ, а с другой — установления соответствия лица иным требованиям, то Закон предусматривает поэтапное определение его пригодности для осуществления судебно-экспертной деятельности: 1) сдачу квалификационного экзамена с выдачей квалификационного свидетельства судебного эксперта; 2) проведение аттестации судебного эксперта.
Для усиления гарантий качества экспертных заключений и информированности органов (лиц), назначающих экспертизу и являющихся инициаторами ее назначения, в Законе закреплено положение о ведении Государственного реестра судебных экспертов Республики Казахстан. В соответствии с Законом, научно-методическое обеспечение судебно-экспертной деятельности, подразумевающее подготовку методической базы для производства экспертных исследований, возлагается на Центр судебной экспертизы и Центр судебной медицины. Аналогичным образом решен вопрос о профессиональной подготовке и повышении квалификации судебных экспертов, поскольку специфика экспертной деятельности требует совмещения профессионального обучения с повседневной практической деятельностью в области судебной экспертизы. Одним из основных видов деятельности органов судебной экспертизы является проведение научных исследований в области использования специальных знаний. При этом осуществляются разработки теоретического характера, направленные на совершенствование процессуальных и теоретических основ судебной экспертизы и иных форм использования специальных знаний; разработки научно-прикладного характера, направленные на совершенствование методик судебной экспертизы, а также учебно-методического характера, направленные на подготовку учебных и учебно-методических пособий для экспертов, судей и работников правоохранительных органов.
Организационной формой проведения научных разработок и реализации их результатов являются Программы научных исследований, финансируемые из республиканского бюджета.
Наряду с указанными программами, органами судебной экспертизы, обладающими значительным научным потенциалом, могут осуществляться также научные и научно-методические разработки по заказам юридических лиц. В этом случае финансирование работ осуществляется из средств заказчика, на основе договоров.
Литература:
1. Бычкова С.Ф. Организация назначения и производства судебной экспертизы: Учебное пособие. – Алматы: «Жеті жарғы», 1999.
2. Бычкова С.Ф., Бычкова Е.С., Калимова А.С. Судебная экспертология. Курс лекции: Учебное пособие. – Алматы: Жеті жарғы, 2005
3. Винберг А.И., Малаховская Н.Т. Судебная экспертология. Общетеоретические и методологические проблемы судебных экспертиз: Учебное пособие. Волгоград ВСШ МВД СССР, 1979.
4. Исаев А.А. Теоретические и правовые проблемы применения специальных познаний для квалификации преступлений. Алматы: «Жеті жарғы», 1999.