Понятие специальных знаний в судопроизводстве.
Понятие и классификация методов судебной экспертизы
Предмет и задачи судебной экспертизы. Объекты судебной экспертизы.
Понятие специальных знаний в судопроизводстве.
Судебная экспертиза как форма применения специальных научных знаний в судопроизводстве
Лекции №2
2. Судебная экспертиза как форма применения специальных научных знаний: понятие и отличие от института специалиста.
Эффективное использование специальных знаний в судопроизводстве во многом зависит от правильного и однозначного уяснения указанного понятия.
Уголовный процесс как отрасль практической юриспруденции является универсальной правовой базой, состоящей из системы процессуальных норм и правовых институтов, при согласованном функционировании которых обеспечивается ретроспективный путь познания от явления к сущности того или иного противоправного деяния и тем самым создаются условия для решения задач уголовного судопроизводства.
Вместе с тем очевидно, что без привлечения знаний из различных неюридических сфер человеческой деятельности, без дальнейшей "технизации" деятельности оперативного работника, следователя, эксперта истина в уголовном судопроизводстве вряд ли может быть достигнута. Таким образом, главная познавательная задача уголовного процесса может быть решена лишь при широком и активном использовании допускаемых законом методов, средств и знаний, которыми овладел человек к настоящему времени в результате разнообразной предметно-познавательной и духовной деятельности. К их числу относятся упоминаемые в УПК РК специальные знания, а также умения и навыки. Совокупность правовых норм, регламентирующих их использование при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел, представляет собой научно обоснованную систему и неотъемлемый процессуальный институт.
Специальные знания как отдельная гносеологическая категория в теории познания отсутствуют; до последнего времени не существовало четкости в их определении и в уголовно-процессуальном законе.
В юридической литературе неоднократно предпринимались попытки определить сущность такого понятия, как специальные знания, используемые в судопроизводстве, раскрыть их содержание, определить субъектов, обладающих ими, однако единого толкования относительно данных вопросов не имеется. Указанное обстоятельство определяет необходимость раскрытия содержания специальных знаний, субъектов их применения, а также форм использования.
Анализ многочисленных точек зрения на природу специальных знаний позволяет выделить определения А. А. Эйсмана, В.И. Шиканова, Г.Г. Надгорного, Г.И. Грамовича, которые, на наш взгляд, наиболее точно определяют их основные характеристики.
Так, исследуя содержательную сторону специальных знаний, А.А. Эйсман уточняет, что к ним относятся неюридические и необщеизвестные, необщедоступные знания, то есть те знания, которыми обладает ограниченный круг специалистов. Аналогичного взгляда придерживается и В.И.Шиканов, требуя при этом уяснения понятий знаний общеизвестных, а также соотношения специальных и юридических знаний.
Под общеизвестными знаниями подразумевается совокупность достоверных знаний, соответствующих современному уровню практически обыденного социального опыта, и научных знаний, приобретаемых людьми в результате общеобразовательной подготовки. Особенностью же профессии, специальности является то, что они опираются на научные сведения и практические умения, на опыт из определенного узкоспециального направления человеческой деятельности.
Исходя из сказанного, можно утверждать, что и правовые знания дознавателя, следователя, прокурора, судьи как квалифицированных представителей в области судопроизводства, опираясь на которые они управомочены давать оценку и принимать правовые решения по фактам и обстоятельствам, являются в упомянутом смысле специальными.
Вопрос об отнесении знаний из области права к специальным в науке уголовного процесса является дискуссионным.
Под юридическими знаниями подразумеваются, на наш взгляд, знания лиц, ответственных за ведение уголовного судопроизводства, в части полномочий по квалификации деяний и выполнения процессуальных норм, реализации методики расследования преступлений и тактики производства следственных действий. Названный перечень является общей квалификационной характеристикой лица, производящего дознание, следователя, прокурора и судьи, базирующейся на определяющих их специальность профессионально обязательных знаниях. Все знания, в том числе и юридические, за пределами этого круга знаний, навыков и умений, используемых субъектами доказывания по конкретному уголовному делу, могут быть отнесены к специальным.
Г.М. Надгорный обращает внимание на связь специальных . знаний с профессиональной подготовкой и деятельностью. Он предлагает следующее определение исследуемого понятия: "Специальные знания — это знания из области науки и техники, образующие основу научных и инженерно-технических специальностей, также любые другие знания, необходимые для занятия какими-либо иными видами деятельности. В уголовном судопроизводстве специальные знания используются для обнаружения, закрепления, изъятия, оценки и исследования доказательств. К специальным знаниям не относятся юридические знания, за исключением тех знаний из области специальных юридических наук, которые касаются обнаружения, закрепления, изъятия и исследования доказательств". Данная дефиниция вполне согласуется с тем положением, что в науке уголовного процесса и в практике участвующие в соответствующих следственных действиях сотрудники экспертно-криминалистических подразделений и оперативно-технических подразделений органов дознания процессуально признаются специалистами, то есть носителями специальных знаний. .
Определение специальных знаний, позволяющее выявить целевое назначение их применения при расследовании преступлений, предложено Г.И.Грамовичем. Он отмечает, что "специальными в уголовно-процессуальном значении будут систематизированные научные знания, умения и навыки в определенной области человеческой деятельности (исключая знания в области материального и процессуального права), полученные в результате целенаправленной профессиональной подготовки и опыта работы, которые используются в целях собирания доказательственной и ориентирующей информации о преступном деянии, а также способствуют разработке технических средств и приемов работы с доказательствами и установления существенных обстоятельств, имеющих значение для дела".
Следует обратить внимание на сложность отграничения специальных знаний от неспециальных. Неоспоримым фактом является то, что поле общеизвестных знаний человека в силу его больших познавательных возможностей и способностей, углубления общеобразовательной подготовки, успехов научно-технического прогресса постоянно и быстро расширяется, вследствие чего некоторые специальные знания переходят в разряд общеизвестных.
Имеет место в литературе и тенденция к отождествлению специальных и научных знаний. Представляется, что данное суждение правильно лишь в части, касающейся деятельности эксперта. Действительно, для проведения экспертизы наличие специальных научных данных является обязательным требованием. Однако аналогичное утверждение в отношении специалиста и следователя, на наш взгляд, спорно. Мы согласны с тем, что для выполнения задач уголовного судопроизводства специальные знания должны отвечать уровню современной науки и техники, но это не означает, что в качестве таковых могут выступать только научные знания. В ходе расследования уголовных дел у следователя и суда может возникнуть необходимость привлечения для получения содействия в собирании и проверке доказательств любого лица, профессионально владеющего какими-либо необщеизвестными знаниями или навыками.
Проведенный выше анализ существующих в юридической литературе основных взглядов о существе и содержании специальных знаний приводит к выводу, что последние в самом общем виде могут быть определены как необщеизвестные в уголовном судопроизводстве знания, приобретенные лицом в результате профессионального обучения либо работы по определенной специальности, используемые для решения задач уголовного судопроизводства. Аналогичным образом определены специальные знания в подпункте 41) ст. 7 УПК РК.
2. Судебная экспертиза как форма применения специальных научных знаний: понятие и отличие от института специалиста.
Судебная экспертиза является основной, но не единственной формой использования специальных знаний в уголовном процессе.
Раскрытие целевого назначения специальных знаний в уголовном судопроизводстве имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Специальные знания, используемые в допускаемых уголовно-процессуальным законодательством пределах, составляют научные основы следственной и судебной деятельности. Определение целей их применения в процессе доказывания важно для правильного понимания функций и полномочий лиц, которые используют те или иные виды знаний в предусмотренных законом процессуальных формах, а также для гарантии соблюдения закона в практике использования специальных знаний.
Переходя к рассмотрению форм использования специальных знаний, следует отметить отсутствие в литературе единого взгляда на данную проблему. Наиболее расширенное толкование форм использования специальных знаний предусматривает: непосредственное использование их дознавателем, следователем, прокурором и составом суда при выполнении своих функций; участие специалиста в производстве следственных (судебных) действий; производство судебных экспертиз; привлечение переводчика, участвующего при допросе немого или глухого лица, понимающего его разговорные знаки; привлечение педагога для допроса несовершеннолетнего свидетеля; производство несудебных экспертиз; производство ревизий; справочную деятельность сведущих лиц.
Поскольку деятельность переводчика и педагога явно отличается от производства экспертизы, рассмотрим иные формы использования специальных знаний для уяснения их соотношения и разграничения с указанным процессуальным действием.
Ревизия проводится для проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций. Ее назначение не является следственным действием; соответствующее требование следователя обычно рассматривается как разновидность истребования доказательств. Ревизия отличается от экспертизы по целям, методике и по процессуальной форме проведения и оформления результатов.
Несудебная (ведомственная) экспертизаназначается вне связи с судопроизводством и проводится не в процессуальной форме. Предмет этой экспертизы и ее субъекты обладают большим разнообразием. Несмотря на то, что несудебная экспертиза проводится не для целей правосудия, ее результаты могут являться основанием для возбуждения уголовного дела. В таких случаях материалы несудебной экспертизы приобщаются к материалам дела в качестве иных документов.
Справочная деятельность сведущих лицосуществляется в двух основных формах:
1) выдаче справок по вопросам, по которым исследование на момент запроса уже осуществлено и интересующий следствие факт выявлен и
2) выдаче справок по вопросам какой-либо отрасли знаний, если для их ответа на них не требуется исследования.
Таким образом, несмотря на некоторое внешнее сходство, перечисленные выше формы использования специальных знаний имеют значительные отличия от производства судебной экспертизы.
Несмотря на многообразие форм использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве, особое внимание уделяется основным из них: при их применении непосредственно лицом, ведущим процесс; при назначении экспертизы; при участии специалиста в производстве следственных и судебных действий.
Содержание предусмотренных законодательством основных форм использования специальных знаний может быть дифференцированным, исходя из связи с процессуальными функциями собирания, исследования и оценки доказательств, а также оказания содействия при их реализации.
Процессуальными функциями собирания, исследования и оценки доказательств обладают органы (лица), ведущие процесс.
Эксперт имеет право на реализацию лишь одной функции — исследования доказательств.
Функциями, реализуемыми специалистом, в том числе врачом и педагогом, действующими в рамках ст. 84 УПК РК, являются содействие в осуществлении собирания, исследования и оценки доказательств.
Поскольку реализация перечисленных форм использования специальных знаний сопряжена с определенными проблемами, целесообразно произвести краткий анализ каждой из них.
Применение специальных знаний органом (лицом), ведущим уголовный процесс
В силу того, что процессу доказывания на различных этапах судопроизводства присущ ряд особенностей, проблемы использования специальных знаний в большей мере относятся к основному субъекту раскрытия и расследования преступлений - следователю. При этом следует учесть, что остальные органы (лица), ведущие уголовный процесс, обладают аналогичными процессуальными полномочиями, однако сфера возможностей их реализации значительно сужена.
Процесс раскрытия и расследования конкретного преступления по своей гносеологической сущности является решением сложной познавательной задачи. Полное, всестороннее и объективное ее решение на основе только юридических, процессуальных знаний субъектов, ведущих уголовный процесс, практически невозможно.
Данная мысль неоднократно высказывалась виднейшими процессуалистами и криминалистами. Так, Л.Е.Владимиров отмечал: "Следователь должен быть настолько знаком со значением технического исследования, чтобы понимать, какие нужны меры предосторожности для успешного исследования, какие пункты должны быть подвергнуты научному исследованию и что необходимо для полноты последнего. Нельзя при этом не упомянуть, что следователь должен быть непременно знаком как с судебной медициной, так и с химией. Вследствие незнакомства с этими науками остаются часто не расследованными весьма важные пункты, потому что, как показывает опыт, многие из экспертов не выходят из пределов предлагаемых им вопросов" .
Соглашаясь с автором, можно утверждать, что с познавательной точки зрения доказательства в судопроизводстве формируются на основе взаимодействия, совокупности юридических и специальных знаний, применяемых к фактам объективной действительности. При этом носителями специальных знаний являются не только специалисты и эксперты, но и сами субъекты расследования.
Для уяснения содержания знаний, являющихся специальными для органов (лиц), ведущих процесс, определимся с их профессионально обязательными знаниями. Такими стержневыми знаниями, умениями и навыками являются: знание материального и уголовно-процессуального права, владение методикой расследования преступлений, знание процедур производства дел в прокуратуре и суде. Остальные знания, используемые лицами, ведущими уголовный процесс, в ходе судопроизводства (например, из области судебной медицины, общей и судебной психологии, криминалистической техники и т.п.) могут быть отнесены к числу специальных и приобретаются в ходе базовой профессиональной подготовки, повышения квалификации, работы по специальности.
Органы (лица), ведущие уголовный процесс, используют специальные знания в пределах своих процессуальных полномочий и личного профессионального опыта.
Наиболее наглядным проявлением использования специальных знаний субъектами, ведущими уголовный процесс, является применение ими средств криминалистической техники.
В большинстве случаев закон предоставляет право следователю, в зависимости от следственной ситуации и объективных возможностей, самому выбирать те или иные научно-технические средства. Его компетенция в использовании специальных знаний определяется соответствующей процессуальной функцией и целью применения специальных знаний — обнаружением, фиксацией, изъятием и исследованием доказательственной информации.
В этой связи представляется важным рассмотреть специальные знания, которые следователь может использовать непосредственно.
Широкий спектр специальных знаний следователя в юридической литературе достаточно упорядочен. Так, в соответствии с классификацией И.Н. Сорокотягина к ним относятся: а) знания из области криминалистической техники (трасологии, судебной баллистики, криминалистическом исследовании документов и т.д.); б) знания из области судебной медицины, судебной психиатрии, юридической психологии, судебной бухгалтерии и других специальных наук; в) навыки (умения) обращения с научно-техническими средствами (фото- и киноаппаратурой, средствами для работы со следами рук, ног и другими поисковыми приборами и т.д.).
Главное место в структуре специальных знаний следователя, приобретенных им в процессе профессиональной подготовки и совершенствования практического опыта, занимают криминалистические знания, умения и навыки, концентрирующие для целей расследования и предупреждения преступлений данные естественных, технических и гуманитарных наук. Эти знания представляют собой "логически связанную и научно обоснованную систему тактических приемов, методов и технических средств, применяемых для определения оптимальных путей расследования различных видов преступлений и успешного обнаружения, собирания, закрепления и исследования доказательств при производстве отдельных следственных действий". При этом результаты их применения подробно описываются в соответствующих протоколах следственных действий, фиксируются в виде фотоснимков, слепков следов, схем, которые вместе с протоколом имеют значение доказательств.
Применение специальных знаний следователем и иными органами (лицами), ведущими уголовный процесс, осуществляется в рамках закона и подчинено общим задачам уголовного судопроизводства. Однако в каждом отдельном случае их использование преследует вполне определенные цели, которые могут состоять в поиске, обнаружении, закреплении, изъятии, исследовании, оценке и использовании доказательственной информации.
Таким образом, правильное и наиболее результативное использование непосредственно следователем своих специальных знаний возможно лишь при полном соответствии возникшей ситуации и применяемых знаний, средств и методов. При этом следует учесть, что успешному решению задач уголовного судопроизводства может удовлетворять лишь умелое сочетание криминалистических методов и средств, специально приспособленных или созданных для этой цели, а также технических возможностей других естественных наук, применяемых в соответствии с нормами уголовно-процессуального права.
В теории и практике существуют различные мнения об отнесении тех или иных научно-технических методов и средств к криминалистическим. На наш взгляд, наиболее конструктивной является позиция З.И. Кирсанова, который считает, что естественнонаучные методы, технические средства и приемы становятся криминалистическими, если они созданы и используются на основе теоретических положений (принципов) криминалистики и специально разработаны для обнаружения, пресечения и предупреждения преступлений.
В юридической литературе неоднократно делались попытки систематизации научно-технических и технико-криминалистических средств, применяемых в оперативной, следственной, судебной практике и при производстве экспертиз. При этом в качестве основы группирования принимались различные критерии, из которых наиболее удачными, по нашему мнению, являются цели применения тех или иных средств.
Наиболее рациональной представляется классификация, предложенная В.К. Лисиченко, которая является развитием взгляда о систематизации по целевому принципу. Автор разграничивает все научно-технические средства на три основные группы:
1. Научно-технические средства следственно-оперативной техники, к которым относятся: а) средства для осмотра различных объектов и проведения других следственных действий; б) средства для отыскания, фиксации и изъятия следов и иных объектов; в) средства судебно-оперативной фотографии и киносъемки и др.; г) средства фиксации звуковой информации (магнитофоны, видеозаписи и др.).
2. Средства научно-исследовательской техники, которые включают научно-технические средства, используемые для:
а) изучения и анализа свойств и признаков, состава и структуры различных объектов исследования; б) экспериментального изучения исследуемых явлений и отдельных признаков, воспроизведения определенных процессов; в) сравнительного исследования объектов; г) фиксации результатов исследования и др.
3. Научно-технические средства предупреждения преступлений. К ним отнесены:
а) средства охранной сигнализации; б) средства защиты документов; в) приборы для наблюдения в ночное время; г) организационно-технические профилактические средства.
Для разграничения видов научно-технических и криминалистических средств и способов их применения следователем, непосредственного использования последним других специальных знаний при собирании и исследовании доказательственной информации, важной в методическом отношении, является классификация криминалистических приемов, также предложенная В.К. Лисиченко, который разделяет их на два вида: 1) технические приемы, разработанные для целей обнаружения, фиксации и изучения материально фиксированных признаков преступления (например, фотографирование места происшествия и предметов, изготовление слепков и других приложений к протоколам следственных и судебных действий и др.); 2) тактические приемы, предназначенные для проведения отдельных следственных действий (например, приемы допроса несовершеннолетнего, обыска отдельных объектов и т.п.). Разумеется, данные виды специальных знаний используются следователем применительно ко всем элементам процесса доказывания — собиранию, исследованию и оценке доказательственной информации.
Доказательственное значение применения научно-технических средств лицами, ведущими уголовный процесс, в ходе производства процессуальных действий зависит от цели их применения. В частности, при собирании доказательств в режиме процессуального действия результаты применения, научно-технических средств в зависимости от содержания, относимости получаемой информации и ее материальной выраженности могут быть реализованы в таких видах доказательств, как вещественные доказательства, протоколы следственных и судебных действий либо иные документы в смысле ст. 115 УПК РК.
Вопросы использования специальных знаний и научно-технических средств дознавателем, следователем, прокурором, судом в процессе собирания и оценки доказательств в теории и на практике каких-либо затруднений не вызывают. Если любое из указанных лиц обладает необходимыми специальными знаниями, оно может обойтись без специалиста, кроме случаев его обязательного участия, предусмотренных законом.
Однако вопросы непосредственного исследования перечисленными субъектами, и прежде всего следователем, доказательств в аспекте применения научно-технических средств и методов являются проблемными.
В юридической литературе существуют различные мнения об использовании технико-криминалистических средств следователем, в частности, о правомерности и целесообразности проведения им так называемых предварительных исследований вещественных доказательств, процессуальной значимости их результатов.
С одной стороны, чем менее следователь правомочен, тем больший объем работы перекладывается на экспертов и более ощутимой становится отсрочка в получении и использовании информации, а в ряде случаев имеют место и отказы от возможности решения конкретных вопросов в силу организационных сложностей; таким образом, самостоятельное исследование следователем доказательств представляется фактором положительным.
Однако имеются и обстоятельства негативного характера, имеющие место в случаях, когда: само строение системы уголовного процесса для обеспечения гарантии достижения истины предусматривает наличие нескольких уровней адресатов доказывания и не исчерпывается получением знания, даже достаточно полного и достоверного, каким-либо одним субъектом;
постоянное усложнение научно-технических средств и методов работы с доказательствами не позволяет следователю овладеть большим числом криминалистических рекомендаций, затрата времени на ознакомление с их техникой наносит ущерб повышению уровня знаний следователя о возрастающих возможностях методик исследования доказательств;
результаты так называемых "предварительных исследований" вещественных доказательств, проводимых для целей получения оперативной информации, в ряде случаев приводят к их изменениям и утрате; это в наибольшей степени касается "нетрадиционных" доказательств, представляющих собой микроколичества вещества.
Поскольку квалифицированный осмотр предусматривает элемент исследований, актуален вопрос об их видах, проводить которые целесообразно следователю. По данному поводу существуют разные точки зрения - авторы считают возможным проведение следователем элементарных случаев установления целого по частям, предлагают передать следователю проведение широкого круга неидентификационных исследований, приводят конкретные виды исследований, проводимых следователем, и т.д.
Однако, на наш взгляд, даже указанные виды исследований целесообразно проводить не следователю лично, а с привлечением специалиста, о чем пойдет речь ниже.
Что касается сферы специальных знаний следователя, то с учетом постоянного возрастания количества специальной и общенаучной информации представляется оправданным перенос основного внимания не на освоение все усложняющейся техники, а на овладение максимальным количеством информации о последних достижениях в области исследования доказательств, о научной организации работы по наиболее эффективному использованию арсенала специальных знаний, а также знаниями, позволяющими производить квалифицированную оценку доказательств, в том числе заключения эксперта.