Бюджетная система.

Тема 3.

1.Экономическое содержание бюджетной системы и ее функционирования.

2.Бюджетное отношение и межбюджетные связи.

Принципы функционирования бюджетной системы и особенности бюджетных систем унитарного и федерального государств .

3.Бюджетное устройство . Межбюджетное отношения и бюджетные

трансферты . Структура бюджета .

4. Бюджетная права .Компетенция органов государственной власти и

местных представительных и исполнительных органов в регулировании бюджетных отношении .

5. Закон РК «О бюджетной системе» , «О республиканском бюджете на «2001год» , «О республиканском бюджете на 2002 год» , «О местных представительных и исполнительных органов .

 

1. Бюджетная система представляет собой основанную на экономических

отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов.

Бюджетное устройство – это принципы построения бюджетной системы ,

организационные формы взаимосвязи её звенев. Состав бюджетной системы

определяется национально- государственным устройством страны .

В РК применяется двух звеньевая бюджетная система : централизованный и Местные бюджеты .

Бюджетная система представляет собой совокупность форм финансовых

отношении государства с юридическими и физическими лицами и регионами

по формированию и использованию централизованных денежных фондов ,

бюджетов , методов и способов их составления и исполнения , а также совокупность органов управления и исполнения этими отношениями .

Основой бюджетной системы являются следующие группы финансовых отношении:

- между государством и предприятиями в процессе формирования централизованных денежных фондов и финансирования затрат из бюджета ;

- государства с организациями и учреждениями непроизводственной сферы находящимися на бюджетном финансировании ;

- государства с населением по поводу формирования доходов бюджета и выплаты различных компенсаций , а также оказания социальной поддержки малообеспеченных граждан ;

- между институтами финансово-банковской системы (Минфин,Национальнм банком , и др ) ;

Все эти формы финансовых отношений регулируются и совершенствуются государством ,которым и осуществляется управление ими

на основе разработанных принципов и правовых норм .

Основными принципами функционирования бюджетной системы являются принципы демократического централизма и единства бюджетной

системы , определённые Конституцией РК .( Унитарное государство) В статье 120 Конституции РК указано , что бюджетную систему составляют республиканские и местные бюджеты.

Они опираются на единую экономическую , финансовую политику государства, общую систему доходов , устанавливаемых высшими органами

власти, управления и характеризуются общей направленностью их расходов.

Одним из признаков единства бюджетной системы является применение

единых правил составления и исполнения всех бюджетов, приведенных в Законе «О бюджетной системе РК».

Принципы демократизма ,централизма в бюджетной системе реализуется путем органического сочетание централизованного начало в руководстве бюджетной системой с предоставлением широких прав местным органам власти и управления в составлении и исполнении их бюджетов .Это обеспечивает необходимую необхадимую маневренность в использовании бюджетных средств ,повышает ответственность и заинтересованность всех органов власти и управления в более эффективном исполнении б\ов. В настоящее время разработка проекта местных б/ов и исполнение их Осуществляется местной администрацией . Вмешательство вышестоящих органов в процесс разработки , утверждения и исполнения б/та не допускается.

Маслихаты –собрания депутатов утверждают б/т административно –территориальных единиц и несут ответственность в пределах своей компетенции за сбалансированные исполнение бюджета .

Парламент РК на совместном заседании Палат : в соответствии ст.53

Конституции РК пункт 2-утверждает республиканский бюджет и Отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского б/та и его исполнении ,вносит изменения и дополнения в бюджет . Ст.66 Конституции РК .

Правительства РК представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении , обеспечивает исполнение бюджета .

Бюджетное устройство основано на юридических нормах ,определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по составлению , рассмотрению и исполнению республиканского и местных бюджетов , распределению доходов и расходов Бюджетное право .

Механизм функционирования б/ой системы регламентируется юридическими нормами . Совокупность юридических норм , по которым

строится и действует б/ая система ,определяется компетенция государственных органов власти и управления по составлению , рассмотрению

утверждению и исполнению б/тов представляет собой бюджетное право .

Принципы формирования ,составления и исполнения республиканского и местных б/тов рассмотрены в Законе «О бюджетной системе РК» , и в Законе « О местных представительных и исполнительных органов РК» к-й действует с последующими изменениями и дополнениями .

Закон « О б /той сист-е РК » по всем видам , б/тов дает их определение , устанавливает наименование доходов и расходов , рассматривает порядок составления отчетов об сесполнении б/та их утверждения и регламентирует вопросы контроля за сесполнением б/тов .

В этом законе в основном определен перечень налогов , по которым в соответствующий б/т поступали доходы , полностью , указаны доходы ,по которым в доход соответствующего б/та зачислялись часто доходов по нормативам , установленным вышестоящим органом. Этим законом определяется порядок формирования в внебюджетных фондов , источники его образования.

1.а. Сбалансированность республик.го и местных б/тов является главной целью бюджетно-финансовой политики законодательной и исполнительной власти. Покрытие б/тного дефицита за счет эмиссии денежных средств не допускается . Основными формами покрытия б/тного дефицита является формирование госуд-ой задолженности , формы и размер к-ой определяется при утверждении б/та и сокращение расходов б/та.

Порядок составления , рассмотрения и утверждения респу-го б/та Определен Конституцией РК и Законом «О бюджетной системе РК» .Эти положения определяют , что утверждение респ-го б/та, внесение в него изменении входит в компетенцию Парламента РК , правила исполнения респ-го б/та устанавливаются Правительством РК . Закон «О местных представительных и исполнительных органах РК », установил что порядок составления , рассмотрения и утверждения местных б/тов определяется маслихатом – собранием депутатов.

Ст.5 Закона « О бюджетной системе» определяет основы

взаимоотношении бюджетов с юридическими и физическими лицами . Законом определено , что финансовые ресурсы передприятии , организации, а также других самостоятельных юридических лиц не включаются в состав бюджетов каких либо органов государстенной власти. Все расположенные на территории РК юридические лица независимо от формы собственности и подчинённости , а также граждан в соответствии с действующим законодательством привлекаются к уплате налогов ,сборов и обязательных платежей в бюджет .Закон О республиканском бюджете должен соправождать:

1. Объемы доходов ,полученных от официальных трансфертов (грантов) ;

- погащения основного долга по ранее выданным кредитом ,

- расходов , кредитования и дефицита (профицита ) бюджета ;

2. Минимальные размеры месячной зарплаты ,пенсии и месячного

расчетного показателя;