ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Деятельность ЦБ»

цикла ДС по специальности 08.01.05 «Финансы и кредит»

специализации 08.01.05.04. «Банковское дело»

 

Составители:

к.э.н., доцент Чубарова Г.П. Ассистент Коликова Е.М.

 

Ростов-на-Дону

СОДЕРЖАНИЕ

1. Рабочая программа по дисциплине.
2. Краткое изложение программного материала.
3. Методические указания по выполнению контрольной работы.
4. Методические указания (рекомендации).
5. Контроль знаний.
6. Сведения о ППС.
7. Деловые игры и хозяйственные ситуации
8. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе.
9. Дополнительный материал.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УТВЕРЖДАЮ:

ДИСЦИПЛИНЫ

Проректор Н.П.Маслова

___________________________

ДС.2Деятельность Центрального Банка

(индекс) (наименование)

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ(И)

080105 Финансы и кредит

(код) (наименование)

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ(И)

080105.04 Банковское дело

(код) (наименование)

ФАКУЛЬТЕТ Финансовый
КАФЕДРА Банковское дело

 

ОБЩИЙ ОБЪЕМ* работы студента в час. ГОС уч. план Очная форма Заочная форма
  5 лет 5 лет 6 мес. 3 года 3 г. 6 мес.
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:
- лекций, по семестрам
     
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам        
       
- практические занятия, по семестрам
     
Индивидуальная работа, час        
Всего самостоятельной работы, час, в том числе:
- контрольные работы по семестрам   5 курс 3 курс 3 курс
- курсовые работы по семестрам        
- курсовые проекты по семестрам        
- др. виды работы по семестрам        
Зачеты, по семестрам, час        
Экзамены, по семестрам, час 7с. 5 курс 3 курс 3 курс

* Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.

 

ОСНОВАНИЕ

Учебный план подготовки дипломированного специалиста по специальности 08.01.05 «Финансы и кредит» специализации 08010504 «Банковское дело» одобрен ученым советом ВУЗа 30.06.2009г. протокол №9.

 

 

АВТОРЫ ______________ к.э.н., доцент Чубарова Г.П.

______________ ассистент Коликова Е.М.

 

ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

 

Кафедрой «Банковское дело» ______________ Семенюта О.Г. «___» _____________ 200 __ г.

 

 

Учебно-методическим советом

по специальности ________________ ____________ «___» _______________ 200 __ г.

 

Учебно-методическим

управлением ________________ ____________ «___» _______________ 200 __ г.

 

 

1. Рабочая программа по дисциплине

1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС)

Цель дисциплины — сформировать современное представление об ос­новной деятельности центрального банка, о макроэкономической политике в денежно-кредитной сфере государства, о взаимодействии центрального бан­ка с органами государственной власти и основными звеньями кредитной сис­темы. Задачи дисциплины — раскрыть сущность, происхождение централь­ного банка, изложить его задачи, функции и операции, основы проведения денежно-кредитной политики в целом и отдельных видов, роль в организа­ции денежного обращения и расчетов, регулирования и надзора за деятельно­стью кредитных организаций, валютного регулирования и контроля; охарак­теризовать зарубежный (имеющий более длительную историю) и отечест­венный опыт организации деятельности центрального банка, проблемы раз­вития в условиях глобализации и интеграции мировой экономики. Дисциплина «Деятельность Центрального банка РФ» является базовой для подготовки экономистов, приобретающих специальные знания по функционированию банковской системы в сфере денежно-кредитных и финансовых отношений. Преподавание дисциплины осуществляется исходя из требований, установленных Государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования.  

1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Студент должен знать - теорию и практику деятельности центрального банка
Студент должен уметь- - увязывать механизм денежно-кредитного регулирования с совре­менными событиями мирового и национального значения; - понимать механизм функционирования центрального банка для повыше­ния эффективности экономики страны; - приобрести профессиональные навыки выполнения банковских операций и других видов деятельности по реализации главным банком страны его основных целей и функций
Студент должен иметь представление о – - конъюнктуре современного кредитного рынка, факторах, ее определяющих; - тенденциях развития мировой банковской системы и их влиянии на российскую банковскую систему; - международной практике регулирования банковской деятельности, рекомендациях Базельского Комитета.

 

1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем) Перечень последующих дисциплин, видов работ
Дисциплина «Деньги, кредит, банки», разделы: а/деньги, б/ кредит, в/ банки Дисциплина «Деятельность коммерческого банка РФ» (раздел регулирования банковской деятельности, контроль и надзор) Дисциплина «Учет и анализ в банках» все разделы. Дисциплина «МВКО» Темы: Валютные операции коммерческих банков. Валютный контроль. Дисциплина «Реформирование банковской системы России» Раздел «Банковская система России 1917- 1991 г.г.» Дисциплина «Инвестиции» Тема «Портфельные инвестиции» Дисциплина «Организация и финансирование инвестиций» Темы: « Источники финансирования инвестиций», «Организация долгосрочного кредитования»   Дисциплина «Банковский аудит» Дисциплина « Деятельность коммерческого банка в РФ» Подготовка и защита дипломной работы

 

2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

 

Методы обучения - система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материача в форме беседы с вопросами и ответами) д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)________________________________________________________ Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)_________________________________________________________________________ ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)____________________________________ И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специачьных технических средств) ПГ
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения  

Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем

Рабочей программы для заполнения п.п.2.1., и 2.3.в столбце «Методы».

2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)

Неделя Кол. час Вид занятия, тема и краткое содержание Методы
Тема «Общеэкономические и правовые основы деятельности Центрального Банка.» Лекция 1. «Денежный оборот его характеристика , структура и необходимость регулирования.» м
  Семинар 1. Понятие денежного оборота и характеристика его структуры. Факторы, влияющие на состояние денежного оборота в России. Закон денежного обращения как объективный регулятор количества денег, необходимых для обращения. п
Тема «Общеэкономические и правовые основы деятельности Центрального Банка..» Лекция 2. «Денежная масса и ее агрегаты. Административные и экономические методы регулирования денежной массы. м
  Семинар 2. Денежная масса и ее агрегаты. Структура денежного рынка современной России. Решение задач на определение составных элементов денежных агрегатов. п
  Тема «Организационная структура, управление и функции Центрального Банка. РФ» Лекция 3. «Организационная структура, управление и функции Центрального Банка. РФ.» м
  Семинар 3. Проблемы управления банком России. Функции и задачи ЦБ РФ. п
Тема «Денежно-кредитная политика России и роль Банка России в ее проведении» Лекция 4. «Основные направления денежно-кредитной политики государства и их реализация.» м
  Семинар 4. Инструменты и методы денежно-кредитной политики П-д
Тема «Организация денежного обращения» Лекция 5. « Банковский (депозитный) мультипликатор и его роль в денежном регулировании..» м
  Семинар 5. Установление размера обязательных резервов как инструмент регулирования денежного оборота. Банковский (депозитный) мультипликатор и его роль в денежном регулировании. Решение задач, демонстрирующих действие банковского мультипликатора П-и
Тема «Рефинансирования кредитных организаций» Лекция 6. «Сущность, формы и методы рефинансирования .» м
  Семинар 6. Сущность, формы и методы рефинансирования.. П –и
Тема «Рефинансирования кредитных организаций» Лекция 7. «Основные правила рефинансирования и требования Банка России к финансовому состоянию кредитных организаций М
  Семинар 7. Самостоятельная работа по теме “Методы и инструменты регулирования деятельности коммерческих банков”. П- и
Тема «Деятельность Банка России на рынке ценных бумаг» Лекция 8. «Виды государственных ценных бумаг как объект операций Центробанка на открытом денежном рынке. М
  Семинар 8. Анализ доходности государственных ценных бумаг (решение задач). П
Тема «Валютное регулирование и контроль Центрального Банка» Лекция 9. «Роль и задачи центрального банка как главного проводника валют­ной политики государства М
  Семинар 9. Функции банковской системы по организации валюто- обменных операций”. Д
Тема «Валютное регулирование и контроль Центрального Банка» Лекция 10. «Взаимосвязь валютного регулирования с денежно-кредитным регулированием Банка России) М
  Семинар 10. Практическое задание по определению валютных позиций Д
Тема «Банковское регулирование и надзор» Лекция 11. «Необходимость, сущность, задачи и организация банковского регу­лирования и надзора . М
  Семинар 11. Контроль за соблюдением кассовой дисциплины в порядке банковского надзора. (На занятии используются бланки банковской и кассовой документации). Д
Тема «Банковское регулирование и надзор» Лекция 12. «Формы и методы реализации надзорных функций Банка России. М
  Семинар 12. Демонстрация этапов проверки кассовой дисциплины. Формирование кассовых заявок). П-д
Тема «Банковское регулирование и надзор» Лекция 13. «Базельские принципы эффективного банковского надзора и их реализация в практике Банка России . М
  Семинар 13. Характеристика дистанционного и инспекционного методов надзора Банка России за деятельностью кредитных организаций П – и
Тема «Банковское регулирование и надзор» Лекция 14. «Организация деятельности Банка России по допуску кредитных организаций на рынок банковских услуг. Санация кредитных организаций. М
  Семинар 14. Предупредительные и принудительные меры воздействия Банка Рос­сии к кредитным организациям за допущенные ими нарушения. Участие центрального банка в предотвращении несостоятельности (банкротства) кредитных организаций и их финансовом оздоровле-­ нии, реорганизации. П -и
Тема «Аналитическая функция Центрального Банка» Лекция 15. «Функции ЦБ РФ по осуществлению анализа и прогноза состояния денежного оборота. М
  Семинар 15. Характеристика основных аналитических показателей состояния денежного оборота: объем массы денег в обращении, скорость обращения денег, скорость возврата денег в банковскую систему. Решение задач по определению аналитических показателей. П, и, д
Тема «Аналитическая функция Центрального Банка» Лекция 16. «Основные направления аналитической деятельности Банка России М
  Семинар 16. Информационно-статистическая база аналитической деятельности центрального банка П – и
Тема «Организация деятельности Центральных Банков зарубежных стран» Лекция 17. «Система европейских центральных банков и ее роль в развитии Ев­ропейского экономического и валютного союза. М
  Семинар 17. Система европейских центральных банков и ее роль в развитии Ев­ропейского экономического и валютного союза. Центральные банки и борьба с международным отмыванием преступных капиталов. П
Тема «Организация деятельности Центральных Банков зарубежных стран» Лекция 18. «Развитие взаимоотношений Банка России с международными фи­нансовыми организациями и центральными банками других стран М
  Семинар 18. Перспективы развития взаимоотношений России с международными валютно-кредитными финансовыми организациями.(Проведение дисциплинарной конференции) П

 

2.2. Индивидуальная работа преподавателя со студентом  
Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др. Методы
    На индивидуальную подготовку вынесены вопросы тестовых заданий И
    Темы докладов на СНТК по выбору студента из научных журналов «Финансы и кредит», «Банковское дело» И
    Промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины осуществляется при проведении коллоквиумов, оценкой устных ответов на семинарских занятиях, во время тренировочных тестирований ФЕПО и обсуждения ошибок на семинарских занятиях И
    Индивидуальная работа имеет целью закрепление теоретических знаний и практических навыков, полученных при изучении дисциплины, а также приобретение опыта самостоятельной работы с нормативными документами при выполнении различных заданий. Для проведения индивидуальной работы на стадии ее подготовки целесообразно выделение следующих этапов: • выбор тем самостоятельной работы: • подготовка заданий для самостоятельной работы: • подбор и изучение необходимой литературы, законодательных и норма­тивных документов: • составление плана выполнения работы; • выполнение самостоятельной работы: • подведение итогов и оценка самостоятельной работы. Выполнению заданий самостоятельной работы должно предшествовать изу­чение студентами теоретических разделов. Выбор тем самостоятельной работы При выборе тем самостоятельной работы студенты должны руково­дствоваться следующим:   • тема самостоятельной работы должна быть актуальной и вызывать интерес; • основные вопросы, которые необходимо рассмотреть в ходе выполнения самостоятельной работы, должны быть основательно освоены и изучены в ходе аудиторных занятий. Данное положение явля­ется важнейшим условием проведения самостоятельной работы; Подбор и изучение необходимой литературы, законодательных и нор­мативных документов Центрального банка РФ Подготовительным этапом для выполнения самостоятельной рабо­ты является тщательное изучение законодательных и нормативных доку­ментов Центрального банка РФ и специальной литературы по теме, а также плана счетов кредитных организаций. Составление плана и выполнение самостоятельной работы И
  2.3.   Самостоятельная работа студента  
Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Методы
    Темы докладов по курсу    
1-18
  1. Основные задачи ЦБ РФ и организация его деятельности.
  2. Место ЦБ РФ в банковской системе России.
  3. Роль Банка России в реализации денежно- кредитного политики.
  4. Инструменты денежно- кредитного регулирования и их использование.
  5. Особенности применения политики обязательных резервов как инструмента денежно- кредитного политики ЦБ РФ.
  6. Операции на открытом рынке ЦБ РФ как денежно- кредитного регулирования.
  7. Принципы и механизм организации Банком России денежного обращения.
  8. Организации экономичной работы по денежному обращению в региональных учреждениях Банка России.
  9. Регулирование Центральным банком РФ межбанковских расчётов.
  10. Денежный оборот и его регулирование Центральным банком России.
  11. Организация эмиссионных операций Центральным банком РФ.
  12. Организация Центральным банком РФ системы расчётов.
  13. Деятельность Банка России как органа банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.
  14. Организация ЦБ РФ пруденциального надзора.
  15. Роль Банка России как кредитора последней инстанции.
  16. Депозитные операции ЦБ РФ как источник рефинансирования кредитных организаций.
  17. Порядок и особенности проведения Банком России кредитных аукционов.
  18. Роль ЦБ РФ в обслуживании государственного долга.
  19. Кассовое исполнение бюджета и внебюджетных фондов и роль ЦБ РФ в его организации.
  20. Задачи и направления деятельности Банка России в регулировании рынка ценных бумаг.
  21. Участие ЦБ РФ в процессе установления и регулирования валютных курсов.
  22. Управление золотовалютными резервами Банка России.
  23. Взаимодействие ЦБ РФ с международными валютно-финансовыми институтами.
  24. Операции Банка России на внутреннем валютном рынке.
  25. Валютное регулирование и валютный контроль ЦБ РФ.
  26. Организация аналитической работы в ЦБ РФ.
  27. Прогнозирование ЦБ РФ кассовых оборотов.
  28. Организация деятельности центральных банков зарубежных стран.
 
И
      Примерная тематика рефератов, эссе     И
    1. Происхождение и сущность центрального банка. • Реферирование Федерального закона «О Центральном банке Рос­сийской Федерации (Банке России)». 2. Организационно-правовые основы деятельности центрального бан­ка. • Реферирование отдельных разделов (или документа в целом)«Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на соответствующий год. 3. Функции центрального банка. 4. Операции центрального банка. 5. Взаимоотношения центрального банка с законодательными и испол­нительными органами власти. 6. Взаимоотношения центрального банка с кредитными учреждениями. 7. Взаимоотношения центрального банка с казначейством. 8. Проблемы правового статуса Банка России. 9. Роль современного центрального банка.   10. Центральный банк как квазигосударственный институт. 11. Место и роль центрального банка в финансово-кредитной системе страны.   12. Роль Банка России в формировании рыночной экономики.   13. Собственный капитал центрального банка. 14. Прибыль центрального банка: особенности формирования и рас­пределения. 15. Независимость центрального банка. 16. Баланс центрального банка как отражение его назначения и функ­ций. 17. Сравнительная оценка балансов центральных банков России и дру­гих стран. 18. Роль центрального банка в проведении денежно-кредитной полити­ки государства. 19. Денежно-кредитная политика центрального банка: сущность, необ­ходимость, содержание. 20. Особенности денежно-кредитной политики Банка России. 21. Проблемы оценки эффективности денежно-кредитной политики центрального банка. 22. Методы и инструменты денежно-кредитной политики центрального банка. 23. Отечественный и мировой опыт деятельности центрального банка в регулировании макроэкономических процессов. 24. Прогнозирование и реализация денежно-кредитной политики в Рос­сии. 25. Проблемы создания и изъятия денег банковской системой. 26. Анализ депозитно-ссудной мультипликации в России. 27. Проблемы измерения и оптимизации денежной массы в России. 28. Проблемы усиления взаимосвязи денежной базы и денежной массы в России.   29. Роль центрального банка в организации безналичных расчетов. 30. Роль центрального банка в организации межбанковских расчетов. 31. Деятельность Банка России по укреплению платежной системы. 32. Электронные расчеты Банка России. 33. Проблемы развития межбанковского клиринга в России. • Реферирование основных положений нормативных документов Банка России по электронным расчетам. 34. Проблемы снижения себестоимости расчетных услуг Банка России. 35. Перспективы развития платежной системы России. 36. Роль центрального банка в формировании банковской инфраструк­туры. 37. Организация эмиссионно-кассовых операций в России. 38. Организация экономической работы по денежному обращению в России. • Реферирование основных требований Положения Банка России от 09.10.02г. №119-П (с изменениями и дополнениями) «О поряд­ке ведения кассовых операций в кредитных организациях на тер­ритории Российской Федерации». 39. Эмиссионная деятельность центрального банка. 40. Прогнозирование налично-денежной массы в России. 41. Политика резервных требований центрального банка. 42. Сравнительный анализ обязательного резервирования в России и за рубежом. 43. Политика резервных требований Европейского центрального банка. 44. Процентная политика центрального банка. 45. Центральный банк как кредитор последней инстанции. 46. Рефинансирование центрального банка: необходимость, сущность, роль, принципы, инструменты. 47. Переучетные операции центрального банка. 48. Ломбардные кредиты Банка России. 49. Политика открытого рынка центрального банка. 50. Анализ деятельности Банка России на открытом рынке. 51. Депозитные операции Банка России. 52. Аналитическая работа центрального банка. 53. Роль центрального банка в обслуживании внутреннего и внешнего долга страны. 54. Роль центрального банка в кассовом исполнении государственного бюджета. 55. Участие центрального банка в финансировании инвестиционных иконверсионных программ. 55. Операции центрального банка на внутреннем и внешнем валютном рынках. 56. Роль центрального банка в развитии внутреннего рынка драгоцен­ных металлов. 57. Центральный банк как орган валютного регулирования. 58. Взаимосвязи валютного регулирования с другими инструментами регулирования центрального банка. 59. Взаимоотношения центрального банка с международными валютно-кредитными и финансовыми институтами. 60. Надзорная функция центрального банка: необходимость, сущность, границы. 61. Проблемы оптимизации надзорной и регулирующей функций цен­ трального банка в России и за рубежом. 62. Дискуссионные проблемы сущности и содержания банковского ре­гулирования и надзора. 63. Проблемы организации лицензионной деятельности Банка России. 64. Регулирование деятельности кредитных организаций посредством экономических нормативов. 65. Сравнительный анализ методов надзора Банка России. 66. Развитие надзора за деятельностью кредитных организаций в Рос­сии.   68. Надзор центрального банка за деятельностью кредитных организа­ций на финансовых рынках. 69. Базельские принципы эффективного банковского надзора. 70. Роль центрального банка в финансовом оздоровлении кредитных организаций. 71. Взаимодействие органов банковского и финансового надзора в борьбе с отмыванием преступных доходов. 72. Роль Банка России в реализации Федерального закона от 7 августа2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, по­лученных преступным путем».  

 

2.4. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

 

Наименование основных методов Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения
1. Использование информационных ресурсов и баз данных для сравнительного анализа финансовых результатов деятельности банков; - для исследования состава и структуры совокупного капитала банков РФ; - для анализа состава и структуры совокупных активов банков РФ - для анализа состава и структуры совокупных пассивов банков РФ и др.
2. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий Слайды и лекции по всем темам
3. Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ При составлении рабочей программы по дисциплине учитывались учебно-методические материалы Финансовой Академии при Правительстве РФ.
4. Применение предпринимательских идей в содержании курса  
5. Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук  
6. Применение активных методов обучения, на основе опыта и др. Проблемные лекции Лекции- беседы Семинары-совещания Деловые игры Тестовый контроль усвоения тем дисциплины.
7. Использование методов, основанных на изучении практики (case studies) Изучение и обобщение практики деятельности отдельных банков, например: - сравнительный анализ показателей деятельности банков региона для выбора банка-партнера; - изучение и сопоставление разновидностей депозитов, процентных ставок и других условий в отдельных банках для выбора наилучшего варианта инвестирования средств; - выбор оптимального варианта наращивания собственного капитала банка и др.
8. Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач  
9. Другие  

 

3. Средства обучения

3.1. Информационно-методические

 
Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке, накафедре
Основная литература:
1. Положение ЦБ РФ №302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 26.03.2007 г.
2. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1"О банках и банковской деятельности". Правовая система)
3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)". (Правовая система)  
4. Положение ЦБ РФ от 03.10.2002 № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (Правовая система)
5. Основы банковского дела в Российской Федерации / Под ред. О.Г. Семенюты. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. (Библиотека)
6. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина.— М.: КноРус, 2005. (Библиотека)
7. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова.— М.: Юнити-Дана, 2007. (Библиотека)
Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. Г.П.Белоглазовой.— М.: Юрайт-Издат, 2005. (Библиотека)
9. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1"О банках и банковской деятельности". (Правовая система)
10. Банковское дело. Учебник. Под ред. Лаврушина О.И., М.: Кнорус, 2008.
11. Щербакова Г.Н. Анализ и оценка банковской деятельности (на основе отчетности, составленной по российским и международным стандартам) / Г.Н. Щербакова. – М.: Вершина, 2007. КНР (1), ЧЗ (3), АУП (23)
Дополнительная литература:
1. Федеральный закон РФ от 23.12.2003 №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в коммерческих банках» с изм. и доп. Федеральный закон РФ от 30.12.2004 года № 218-ФЗ "О кредитных историях", ред от 21.07.05 г. Инструкция ЦБР от 16 января 2004 г. N 110-И " Об обязательных нормативах банков" Инструкция ЦБ РФ №109-И от 14.01.04 «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» Положение ЦБ РФ от 31 августа 1998 г. № 54-П. « О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)". Положение ЦБР от 10 февраля 2003 года № 215-П " О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций". Положение ЦБ РФ №232-П от 09.07.2003 «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» Положение ЦБР от 26 марта 2004 года № 254-П О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" Положение ЦБ РФ от 03.10.2002г. «О безналичных расчетах в РФ» №2-П Указание ЦБР от 16 января 2004 г. N 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов" Щербакова Г.Н. Анализ и оценка банковской деятельности М.: Вершина, 2007 Статьи в журналах: Деньги и кредит Финансы и кредит Банковское дело Бизнес и банки

 

3.2. Материально-технические

№ ауд. Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов
  1. Интерактивная доска. 2. Проектор. 3. Ноутбук – 2 шт. 1. Обучающее. 2. Контролирующее. 3. Изложение лекционного материала с использованием мультимедийного показа. 4.Презентация дипломных работ, курсовых работ, докладов, рефератов. 5. Проведение олимпиад, круглых столов, по учебным дисциплинам, научным проблемам; научно-практических конференций.

4. Текущий, промежуточный контроль знаний студентов

Тесты, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену
  Материалы промежуточного контроля
1. 1. Изложите основные отрицательные последствия практики децентрали­зованной эмиссии банкнот в условиях, когда не существовало банков пер­ вого уровня. 2. Объективная необходимость центрального банка. 3. В чем состоит сущность центрального банка как главного института ре­ гулирования потребности общества в деньгах? Какова его двойственная природа? 4. Назовите способы образования и виды центральных банков. 5. Охарактеризуйте роль центрального банка как эмиссионного, кассового и расчетного центра страны, банка банков и правительства, главного орга­на денежно-кредитного регулирования. 6. Изложите основные этапы становления и развития Банка России в конце XX и начале XXI веков. 7. Перечислите главные законодательные акты, регулирующие деятельность центрального банка в России. 8. Обладает ли Банк России правом издания нормативных актов? а) да; б) нет 9. Может ли Счетная палата РФ проверять финансово-хозяйственную дея­ тельность Банка России? а) да; б) нет 10. Нужен ли капитал центральному банку? а) да; б) нет 11. Чем вызвана необходимость обеспечения независимости центрального банка и как она соотносится с контролем со стороны общества? 12. Анализ состава, структуры и динамики баланса Банка России за последние три года. 13. Анализ состава, структуры и динамики капитала Банка России за последние три года. 14. Особенности балансов центральных банков индустриально развитых стран. по темам 1.2 1. Каковы цели деятельности Банка России, установленные в федеральном законе о нем и Конституции РФ? 2. Какую клиентуру обслуживает Банк России? 3. Назовите основные факторы, обусловливающие превалирование от­ дельных функций центральных банков в странах с развитой и переход­ ной экономикой. 4. Выпуская банкноты, создает ли при этом центральный банк свои ресурсы? а) да; б) нет 5. Положителен ли тот факт, что в России выпускаемые банкноты полностью обеспечены золотовалютными резервами? а) да; б) нет 6. Общая характеристика организационного построения Центрального банка РФ. 7. Распределение полномочий в деятельности различных звеньев орга­ низационной структуры Банка России. 8. Высшие органы управления Банка России. 9. Национальный банковский совет Банка России: состав, функции.   10. Общественные органы управления центральными банками в разви­тых странах. 11. Совет директоров Банка России: задачи и функции. 12. Подразделения Банка России: правовой статус, задачи, функции. 13. Функциональная структура центрального аппарата Банка России. по темам 2. 2. 1. Докажите объективную необходимость и возможность проведения денежно-кредитной политики. 2. Какие факторы обусловливают особенности денежно-кредитной политики Банка России и в чем они проявляются? 3. Рассчитайте по данным баланса Банка России, опубликованного в Бюллетене банковской статистики Банка России за последний месяц, размер денежной базы, а также величину денежного мультипликатора. 4. Дайте краткую характеристику «Основных направлений единой госу­дарственной денежно-кредитной политики» на предстоящий год. 5. Перечислите наиболее присущие инструменты и методы проведения денежно-кредитной политики в России. 6. Оказывает ли центральный банк прямое воздействие на экономику страны? а) да; б) нет 7. Денежная база центрального банка полностью входит в состав де­ нежной массы? а) да; б) нет 8. Характеристика страницы Банка России в Интернете. по теме 2. 1. Докажите детерминированность платежной системы и системы цен­ трального банка. 2. Охарактеризуйте общую архитектуру платежной системы России, место в ней сегмента центрального банка, тенденции и перспективы развития. 3. Перечислите главные законодательные и нормативные акты, регла­ ментирующие организацию платежной системы, и изложите их основ­ ные положения. 4. Дайте краткую характеристику внутри- и межрегиональных электрон­ ных платежей Банка России. 5. Рассчитайте сумму платы банка (по месту работы студента) за расчет­ ные услуги согласно Ведомости предоставленных Банком России рас­ четных услуг и сделайте выводы по результатам расчетов. 6. Установлены ли законодательно общие сроки осуществления плате­ жей по безналичным расчетам? а) да; б) нет 7. Распространяется ли электронный обмен расчетными документами между банками и на клиентский уровень? а) да; б) нет 8. Способы проведения межбанковских расчетов в России. 9. Сроки проведения межбанковских расчетов и их сравнительная ха­ рактеристика.   10. Принципы организации межбанковских расчетов. 11. Стратегия развития платежной системы России, утвержденная Бан­ ком России. 12. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» и его роль в развитии электронных расчетов. 13. Роль центрального банка в поддержании ликвидности банков­ ской системы с целью завершения межбанковских расчетов. 14. Необходимость банковского регулирования и надзора за деятельно­ стью кредитных организаций. 15. Регулирование Банком России расчетов платежными картами. по теме 2.4. 1. Какие причины обусловливают высокую долю наличных денег в соста­ ве денежной массы России? 2. Чем обеспечиваются банкноты и монеты центрального банка? Какие принципы лежат в основе организации эмиссинно-кассовых операций? 3. Является ли необходимой строгая регламентация эмиссионно-кассовых операций? 4. Перечислите основные законодательные и нормативные документы, ре­ гулирующие эти операции, и изложите основное их содержание. 5. Охарактеризуйте состав и структуру основных прогнозных документов наличного денежного оборота. 6. Укажите превентивные меры по предотвращению задержек оборота на­ личных денег. 7. В чем заключаются взаимоотношения РКЦ и коммерческих банков в сфере наличного денежного оборота? 8. Может ли проводится эмиссия наличных денег в обращение при со- кращении денежной массы в целом? а) да; б) нет 9. Создают ли коммерческие банки резервные фонды денежной налично­ сти? а) да; б) нет 10. Способствует ли центральный банк предотвращению нарушения кас­ совой дисциплины при лицензировании коммерческих банков? а) да; б) нет 11. Имеет ли место ежедневный выпуск денежных знаков в пределах сумм, изымаемых из обращения? а) да; б) нет 12. Операции Банка России с резервными фондами денежных знаков. 13. Организация экономической работы по денежному обращению в тер­ риториальных учреждениях Банка России. по теме 2.5. 1. Охарактеризуйте практику обязательного резервирования в России, исходя из динамики их норм с начала применения. 2. В чем заключается прямой и косвенный характер норм обязательного резервирования в современных условиях? 3. Почему обязательные резервы приравниваются к налогу на кредит­ ные организации? 4. Какие преимущества имеют кредитные организации в условиях хра­ нения обязательных и добровольных резервов на одном счете в цен­ тральном банке?   5. Составьте расчет регулирования размера обязательных резервов в Банке России и сделайте выводы по результатам регулирования (по данным банка, где работает студент). 6. Укажите пути совершенствования механизма резервирования в Рос­ сии. 7. Будет ли необходимо хранение средств кредитными организациями в центральном банке в случае полной отмены обязательного резервиро­ вания? а) да; б) нет 8. Правомерно ли то, что центральный банк использует депонируемые суммы обязательных резервов для своих операций? а) да; б) нет по теме 2.7. 1. В чем заключается взаимосвязь рефинансирования со стороны цен­ трального банка с выполнением им функции банка банков? 2. Охарактеризуйте принципы рефинансирования и классифицируйте их виды. 3. Дайте понятие сущности учетных и ломбардных кредитов централь­ ного банка. 4. Укажите причины слабого развития рефинансирования в России. 5. В чем заключаются тенденции усиления роли депозитных операций Банка России? 6. Распространяется ли рефинансирование на небанковские кредитные организации? а) да; б) нет 7. Является ли ставка рефинансирования сигнальным индикатором со­ стояния экономики в стране? а) да; б) нет 8. Прямое кредитование правительства центральным банком всегда но­ сит инфляционный характер? а) да; б) нет по теме 2.8. 1. Перечислите основные функции центрального банка на открытом рынке и укажите их суть. 2. В чем заключаются преимущества и недостатки политики открытого рынка? Обоснуйте свой ответ с учетом изложения функций рынка го­ сударственных ценных бумаг. 3. Изложите основные этапы эволюции операций Банка России на рынке ценных бумаг, включая причины спада и проблемы его преодоления.   4. Какие особенности характерны для операций Банка России с собст­ венными облигациями? 5. Относятся ли к операциям центрального банка на открытом рынке его операции на основе распоряжения Казначейства по размещению цен­ ных бумаг? а) да; б) нет 6. Можно сказать, что операции этого банка на открытом рынке больше всего связаны с процентной политикой? а) да; б) нет 7. Действительно ли в начале XXI в. наиболее развит в России сегмент корпоративных ценных бумаг? а) да; б) нет по теме 3.2 1. Представьте конкретные примеры взаимосвязи денежно-кредитной и валютной политик. 2. Классифицируйте виды валютных рынков и укажите место централь­ ного банка на каждом из них. 3. Рассмотрите основные направления валютного регулирования и ва­ лютного контроля центрального банка. 4. Обязательная продажа всей или части валютной выручки центральному банку предусмотрена во всех странах? а) да; б) нет 5. По Вашему мнению, обязательная продажа части валютной выручки (75 - 50%) была основным инструментом валютной политики в России в последние годы? а) да; б) нет 6. Охарактеризуйте правовые основы деятельности Банка России в об­ ласти валютного регулирования и валютного контроля. 7. Требования Банка России к организации деятельности обменных пунктов. 8. Золотовалютные резервы и управление ими со стороны центрального банка. 9. В чем заключается участие центрального банка в регулировании ва­ лютных курсов? 10. Основные инструменты валютной политики в России в соответст­ вующем году согласно «Основным направлениям единой государствен­ ной денежно-кредитной политики». по теме 3.4 1. Дискуссионные проблемы сущности и содержания банковского регу­ лирования и надзора. 2. Надзорная функция центрального банка: необходимость, сущность, границы. 3. Базельские принципы эффективного банковского надзора. 4. Проблемы организации лицензионной деятельности Банка России. 5. Регулирование деятельности кредитных организаций посредством экономических нормативов. 6. Сравнительный анализ методов надзора Банка России. 7. Развитие надзора за деятельностью кредитных организаций в России.   8. Проблемы оптимизации надзорной и регулирующей функций цен­ трального банка в России и за рубежом. 9. Надзор центрального банка за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках.   10. Роль центрального банка в финансовом оздоровлении кредитных организаций. 11. Взаимодействие органов банковского и финансового надзора в борь с отмыванием преступных доходов. 12. Роль Банка России в реализации Федерального закона от 7 августа 2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полу­ ченных преступным путем». 13. Достаточно ли разделены, по Вашему мнению, понятия «банковское регулирование» и «надзор»?   а) да; б) нет 14. Правомерно ли, что Банк России одновременно осуществляет банковское регулирование и надзор? а) да; б) нет 15. В современных условиях Банк России является последней инстанци­ ей, осуществляющей регистрацию кредитных организаций? а) да; б) нет  
  2.   ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ   1. Ломбардные кредиты. Порядок предоставления и погашения. 2. Организация межбанковских расчетов в РФ. 3. Задачи, цели и функции Банка России. 4. Роль ЦБ РФ в организации деятельности современной банковской системы России. 5. Определение потребности в наличной денежной массе. 6. Организационная структура и высшие органы управления Центрального банка. 7. Регулирование и контроль создания кредитных организаций Банком России. 8. Роль, функции и ответственность Председателя и Совета директоров Банка России. 9. Основные направления аналитической деятельности ЦБ РФ при формировании денежно-кредитной политики РФ. 10. Национальный банковский Совет: цели создания, состав, функции. 11. Независимость центральных банков: значение и критерии определения. 12. Принципы структурной организации Банка России. Характеристика департаментов ЦБ РФ. 13. Основные задачи, содержание и цели единой государственной денежно-кредитной политики, особенности ее применения. 14. Организация аналитической работы в Центральном банке: задачи, принципы и объекты анализа. 15. Методы и инструменты денежно-кредитной политики. 16. Меры воздействия к кредитным организациям, нарушающим требования Центрального банка. 17. Политика обязательных резервов Центрального банка РФ. 18. Инспектирование деятельности кредитных организаций. Политика обязательных резервов Центрального банка РФ. 19. Правовое обеспечение полномочий и основных сфер регулирования Банка России. 20. Задачи и функции Банка России как органа банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. 21. Денежный оборот и его регулирование. Роль ЦБ РФ в удовлетворении потребностей оборота в наличных деньгах и безналичных платежных средствах. 22. Механизм выпуска и изъятия денег из обращения. 23. Основные составляющие денежной массы и денежной базы. Анализ динамики денежных агрегатов. 24. Организация резервных фондов банкнот и монет. Установление минимального размера хранения и обеспечение сохранности резервных фондов. 25. Кредитные аукционы. Порядок и способы их проведения. 26. Краткосрочные кредиты. Порядок предоставления внутридневных расчетных кредитов. 27. Роль ЦБ в организации платежной системы. 28. Однодневные кредиты. 29. Оформление корреспондентских отношений Банка России с коммерческими банками. 30. Условия и характер предоставления кредитов Центральным банком. 31. Понятие платежной системы. Виды платежных систем. 32. Принципы и задачи осуществления рефинансирования. Роль Банка России как кредитора последней инстанции. 33. Клиринговые расчеты в РФ и функции Банка России по их организации. 34. Основные денежные потоки: характеристика и возможности их регулирования. 35. Условия и порядок предоставления кредитов Банком России. 36. Единая государственная денежно-кредитная политика и роль ЦБ РФ в ее разработке и реализации. 37. Дистанционный надзор деятельности кредитных организаций. 38. Механизм действия банковского (депозитного) мультипликатора. 39. Обеспечение контроля РКЦ за движением денежных средств. 40. Внутренний контроль КБ и его связь с надзором и аудитом. 41. Контроль за соблюдением кассовой дисциплины. 42. Работа Банка России с несостоятельными коммерческими банками. 43. Меры по финансовому оздоровлению коммерческих банков. 44. Назначение службы внутреннего контроля КБ. 45. Основополагающие принципы эффективного банковского надзора Базельского банковского комитета. 46. Критерии эффективного банковского надзора по Базелю I. 47. Мероприятия консолидированного надзора. Сущность международного банковского соглашения Базель II.

5. Дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год

________/_______

 
Следующие записи относятся к п.п.
Автор к.э.н. доцент Чубарова Г.П., Ассистент Коликова Е.М.
Зав. Кафедрой д.эн., профессор Семенюта О.Г.

 

 

Принято УМУ_____________________________________________ Дата:_____________________________

 

 

2. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.

2.1. Конспекты лекций