Типология бизнес – плана

 

Как уже отмечалось, существует несколько целей составления бизнес – плана. В соответствии с этими целями принято выявить следующие типы бизнес – планов:

1. Полный бизнес – план коммерческой идеи или инвестиционного проекта – изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов.

2. Концепт бизнес – плана коммерческой идеи или инвестиционного проекта – для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности или возможной вовлеченности в проект.

3. Бизнес – план компании (группы) – изложение перспектив развитие компании на предстоящий плановый период перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций и др. ресурсов.

4. Бизнес – план структурного подразделения – изложение перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной (операционной) деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжение подразделения прибыли.

5. Бизнес – план (заявка на кредит) для получения на коммерческой основе заемных средств от организации – кредиторов.

6. Бизнес – план (заявка на гранд) для получения средств из государственного бюджета или для благотворительных фондов для решения острых социально-политических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для региона или общества в целом от выделения средств или ресурсов под данный проект.

7. Бизнес – план развития региона – обоснование перспектив социально-экономического региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями.

Понятно, что при составлении бизнес – планов каждого вида должно быть больше уделено внимания определенным вопросам, связанным с целью его составления. Бизнес – план должен быть достаточно подробным, чтобы ознакомившись с ним, потенциальные инвесторы и кредиторы смогли провести полное представление о предлагаемом проекте и его целях. Состав бизнес – плана и степени его детализации зависит от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относится. Например, одно дело – открыть мастерскую по ремонту швейных машин, а совсем другое – организовать производство ткацких станков. В первом случае бизнес – план не требует большой объемной проработки, и поэтому часть его разделов может отсутствовать. Во втором случае бизнес – план необходимо разработать в более полном объеме, для чего следует провести достаточно трудоемкие и сложные маркетинговые исследования.

Здесь уже идет речь о структуре бизнес – плана. Специалисты при этом обращают внимание на два предубеждения. Первое – это то, что существует якобы одна “правильная” структура. Это утверждение верно лишь в том случае, что когда речь идет о привлечении внешних инвестиций, то приходится подстраиваться под требования инвестора. Второе – это то, что структура бизнес плана и последовательность его разработки – одно и тоже. Иными словами, предполагается, что существует некая линейная схема, а в ней – позиция № 1, с которой всегда надо начинать. Кстати, это заблуждение подтверждается существованием программных продуктов, которые своей жестко одной структурой задают единственную последовательность работы. Здравый смысл подсказывает, что это не так. Поэтому не важно, с чего начать, все равно придется пройти все разделы, и сделать это не один раз.

Теперь конкретно о самих разделах бизнес – плана, об особенностях их составления.

 

Содержание разделов бизнес - плана

Резюме:Титульный лист включает: заголовок плана, дать его подготовки, кто подготовил БП, полное название и адрес фирмы, имя предпринимателя его домашний телефон, для кого подготовлен БП. Иногда рекомендуют включать в титульный лист слово “конфиденциально”, это сведения приведенные в БП не подлежит разглашению, означает что этим фиксируется право предпринимателя на свою идею. Многие кредиторы и инвесторы любят читать краткое содержание бизнес – плана, объем которого не превышает двух листов. Это дает им возможность увидеть важные особенности и имущества данного проекта перед другими. По содержанию резюме инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять свое время и читать бизнес – план до конца, поэтому необходимо четко и весьма убедительно изложить основные положения и идеи предлагаемого проекта, чтобы кредиторы и инвесторы смогли получить вопросы и ответы6 “Что они получат в случае успешной реализации этого бизнес – плана?” и “Каков риск потери ими денег?”. Т.е. схема того, что должно показать резюме бизнес – плана, выглядит следующим образом.

 

                                         
 
Идея предпринимателя
   
Деньги предпринимателя
 
 
   
     
 
 
   
     
 
 
   
   
     
 
 
   
Деньги инвестора
   
Деньги инвестора
 

 


Рис. - Схема содержания БП

 

Структура резюме должна состоять из трех частей: введение включает цели БП, суть проекта, основные данные о фирме: дата создания и регистрации, форме собственности, контактные телефоны руководства фирмы, краткое описание направления и сферы деятельности фирмы в настоящее время и на перспективу.

Для ответа на эти вопросы в этот раздел бизнес – плана включаются цели БП, суть проекта, определяются все направления и сферы деятельности фирмы.

Часто в резюме включают основные данные о фирме: дата создания и регистрации, форма собственности, контактные телефоны руководства фирмы, краткое описание сферы, в которой уже действует фирма, или в которую она собирается войти.

Основное содержание резюме содержит: сжатое описание ключевых элементов БП и его основных частей: род деятельности; прогноз спроса; стоимость проекта и источники финансирования. Здесь же приводятся прогнозные данные по объему продаж, по затратам на производство (постоянные и переменные), прогноз по валовой прибыли, рентабельности производства и о сроках возврата кредитов. Здесь же могут быть указаны необходимые суммы инвестиций и перспективы инвесторов.

Заключение к резюме должно содержать суммарные финансовые результаты, которые ожидаются от проекта в будущем. Надо отметить, что резюме составляется после составления БП.


[1] См.: Р.М. Фалмер. Организация как функция управления. М., 1992.

[2] См.: Г. Минцберг. Структура в кулаке. СПб., 2001.

[3] См.: Г.Р. Латфуллин, Н.В. Новичков. Политическая организация. СПб., 2007.

[4] См., например: И. Пригожин, И. Стенгерс. Порядок из хаоса. М., 1986.

[5] См.: А.И. Пригожин. Современная социология организации. М., 1995; Б.З. Мильнер. Теория организации. М., 2009; В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко. Теория организации. М., 2007.

[6] См.: Р.А. Коренченко. Общая теория организации. М., 2003; Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко. Теория организации. СПб., 2007.

[7] См.: Теория организаций и организационное проектирование. Пособие по неклассической методологии. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997. Познакомиться с отдельными фрагментами этого учебного пособия можно, обратившись к Хрестоматии по дисциплине «Теория организации».

[8] И.В. Мостовая. Парадигмы социологического познания // Социально-гуманитарные знания.- 1999. № 4; Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. СПб., 2005; На пути к постнеклассическим концепциям управления / Под ред. Аршинова В.И., Лепского В.Е.. М., 2005.

[9] См.: Р. Дафт. Менеджмент. 2-е изд. 2001, с. 36-38; Н.Н. Слонов, Ю.А. Корсаков, Т.П. Фокина. Парадигмы менеджмента и объект административного управления // Городское управление. 2005. № 4. С. 29-42.

[10] «Теория организации изучает принципы, законы* и закономерности для организации и управления компаниями, персоналом и другими ресурсами общественных образований», - Э.А. Смирнов. Теория организации. М., 2002, с. 37; «Теория организации – это наука об основных закономерностях, регламентирующих деятельность организаций, как реально существующих объектов окружающей нас действительности», – С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. Теория организации. М. 2002, с. 12.

* Закон в данном случае понимается как объективная, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь явлений и событий.

[11] Б.З. Мильнер. Теория организации. М., 2002, с. 13-14.

[12] Подробнее см.: Хрестоматия. Раздел I.

[13] См. одну из первых работ по этой проблематике: К. Нордстрем, Й. Риддерстрале. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. – СПб., 2000.

[14] Мишин В.М. Исследование систем управления. М., 2008, с. 81-85. Подход – это совокупность основополагающих (то есть определяющих множество частных) приемов, способов и средств исследования чего-либо.

[15] См.: Методические рекомендации по изучению дисциплины. Тема 1.

[16] См.: Теория организаций и организационное проектирование, с. 20-21.

[17] См.: Фокина Т.П. Теория организации. Саратов, 2003, с. 8-9; Хрестоматия, 1.3.

[18] См.: Б.З. Мильнер. Теория организации. М., 2009, с. 825 - 847.

[19] См.: Хрестоматия, 2.1.

[20] См.: Теория организаций и организационное проектирование, с. 69-71; Хрестоматия, 2.1.

[21] Дж. Лафта. Теория организации. М., 2003, с. 36. Здесь же дана характеристика этим школам и подходам: с. 39-118. См., также: В.В. Щербина. Социальные теории организации. М., 2000.

 

[22] Г. Морган. Имиджи организации. М., 2005, с. 14.

[23] См.: А.И. Пригожин. Методы развития организаций. М., 2003, с. 13-15; С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. Теория организации. М., 2002., с. 287-290.

[24] С.: Г. Морган. Имиджи организации. М., 2005.

[25] См.: Теория организаций и организационное проектирование, с. 37-44; Хрестоматия. 1.9. Модели совершенства (идеально - типические конструкты) организаций.

[26] В.М. Мишин. Исследование систем управления. М., 2008, с. 106-112.

[27] См.: А.И. Пригожин. Методы развития организации, с. 394-395

[28] См.: О.С. Виханский, А.И. Наумов. Менеджмент: М., 1998, с. 196-198.

[29] См. подробнее: Хрестоматия, раздел II.

[30] Р. Дафт. Теория организации. М., 2006, с. 178-185.

 

[31] См.: Хрестоматия, 2.1. К вопросу об определении понятия «социальная организация».

[32] Р.Х. Холл. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб., 2001, с. 76.

[33] См.: Теория организаций и организационное проектирование. Саратов, 1997, с. 72-76.

[34] См. подробнее: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Гл. 8. Типы организаций; В.Н Парахина., Т.М. Федоренко. Теория организации. М., 2007, с. 76-84; Э.А. Смирнов. Теория организации, с. 18-34.

[35] Теория организаций и организационное проектирование, с. 178, 188-192; см. также: Хрестоматия, 2.2; 1.11; 2.6; 3,6.

[36] См.: Хрестоматия, 1.9.

[37] См.: Теория организаций и организационное проектирование, с. 50-52; С.Ю. Наумов, П.В. Журавлев, А.Ю. Шеховцев, А.В. Федорова. Риски в коммуникативном пространстве социума. Саратов, 2004, с. 100-102, 130-135.

[38] См.: А.И. Пригожин. Методы развития организации, с. 23.

[39] См.: Ст. Бир. Мозг фирмы. М., 2004; Хиценко В.Е. Модель жизнеспособной системы фирмы Стаффорда Бира // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 3, с. 135-142.

 

[40] См.: Теория организаций и организационное проектирование, с. 41-47; Хрестоматия, 1.9.

[41] См.: Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2009, с. 210-217.

[42] См.: Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева. 2-е изд. М., 2007.

[43] «Термин закон применяется к обобщенному утверждению, которое устанавливает связи (детерминированные или вероятностные) в пределах ограниченного набора утверждений», некоторые из которых не выполняются. Р.Акофф. Акофф о менеджменте. СПб., 2002, с. 382.

[44] См.: А.А. Богданов. Тектология. Всеобщая организационная наука: В 2-х кн. М.: Экономика, 1989; А.А. Беляев, Э.М. Коротков. Системология организации. М., 2000, с. 62-72;

 

[45] См.: Смирнов Э.А. Основы теории организации. М., 2000, с. 144-151; Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации. М., 2006, с. 80-86; Щербина В.В. Социальные теории организации. М., 13, 85, 165-166; Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003, с. 7-9.

[46] Законы композиции-пропорциональности, развития, информированности-упорядоченности будут рассмотрены в последующих лекциях.

[47] См.: Смирнов Э.А. Основы теории организации. М., 2000; Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации. М., 2006, с. 161-163.

[48] См.: А.А. Беляев, Э.М. Коротков. Системология организации. М., 2000, с. 75-76; Э.А. Смирнов. Теория организации. М., 2002, с. 121-132; Его же, Основы теории организации. М., 2000, с. 174-186; С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. Теория организации. М., 2002, с. 94-111.

[49] «Родившись, организации начинают изменяться. Наиболее вероятным изменением является кончина, поскольку у новых организаций крайне высок уровень смертности», - Р.Холл. Организации: структуры, процессы, результаты. М., 2001, с. 306.

[50] См.: А.А. Беляев, Э.М. Коротков. Указ. соч., с. 73-80; Дж. Лафта. Теория организации. М., 2003, с. 207-220; Смирнов Э.А. Основы теории организации. М., 2000, с. 245-298; Щербина В.В. Указ. соч., с. 147-152,170-171;Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации. М., 2003, с. 138.

[51] См.: Э.А. Смирнов. Теория организации. М., 2002, с. 178-200; В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко. Теория организации. М., 2007, с. 132-135.

[52] См.: Н.Н. Слонов, Ю.А. Корсаков, Т.П. Фокина. Парадигмы менеджмента и объект административного управления // Городское управление. 2005. № 4. С. 29-42.

[53] См.: Г. Минцберг, Л. Ван Хейден. Органиграммы: узнайте, как в действительности работает ваша компания / Организационное обучение. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007, с. 137-157.

[54] Г. Морган. Имиджи организации. М.-СПб.: Вершина, 2006. См.: Хрестоматия

[55] См.: Теория организаций и организационное проектирование. Саратов, 1997, с. 88-97; О.С. Виханский, А.И. Наумов. Менеджмент. М., 1998, с. 339-349; Б.З. Мильнер. Теория организации. М., 1999, с. 104-123, 379-388; Г. Минцберг. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб., 2001; Управление организацией. М., 2000, с.111-131; Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. Теория организации. СПб., 2006, с. 150-163; А.А. Огарков. Управление организацией. М., 2006, с. 255-291; Р. Дафт. Теория организации. М., 2006, с. 101-149; В.И. Малый, В.И. Попюк и др. Экономика и управление на предприятии. Саратов, 2008, с. 70-79; и др.

[56] См.: А. Быкова. Организационные структуры управления. М., 2003, с. 14-22.

[57] См.: Хрестоматия, 2.10. Организационная культура.

[58] Э. Шейн. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002, 35-44.

[59] См.: Хрестоматия, 1.6. Метафизические основания теории.

[60] См.: Т.П.Фокина, С.Н. Спиридонова. Организационная культура. Саратов, ПАГС, 2006.

[61] См.: Хрестоматия, 2.10. Организационный имидж.