Имидж организации как составная часть организационной культуры.
Механизмы формирования и поддержания организационной культуры.
Культуру нельзя изменить приказом или ожидать моментальной результативности от принимаемых усилий. К культуре больше всего подходит метафора сада, который надо выращивать совместно всем сотрудникам организации. К основным методам формирования, изменения и поддержания организационной культуры относят:
1. Определение руководством миссии, основных целей и ценностей (кредо), распространение их в организации.
2. Ролевое моделирование (поведение руководителя и менеджеров, их взаимоотношения с подчиненными).
3. Создание внешних символов (в частности, разработка и активизация бренда корпорации как регулятора текущих и стратегических социальных взаимодействий бренда).
4. Создание и поддержание ритуалов и традиций организаций (истории, легенды, мифы, обряды).
5. Определение приоритетов развития организации (что является предметом постоянного внимания управленцев).
6. Поведение высшего руководства в кризисных ситуациях.
7. Кадровая политика (разработка программ по формированию корпоративной лояльности персонала).
8. Создание программ обучения, обеспечивающих развитие корпоративной культуры.
9. Обеспечение гуманизации труда.
10. Создание и поддержание имиджа корпорации.
11. Создание протокола бизнес-норм.
12. Разработка кодекса корпоративной культуры.
Имидж является составной частью организационной культуры. Имидж - это образ, самое общее представление о внешнем проявлении внутреннего содержания организации и ее деятельности.[61] Это представление формируется у всех, кто связан с организацией. У сотрудников организации имидж – образ организации - может быть зеркальным (не полностью соответствующим адекватному); идеальным (желаемым). Клиенты, партнеры организации формируют свое представление об организации на основе знакомства с руководством и сотрудниками организации, их деятельности (внешний имидж) или наблюдением за взаимоотношениями между сотрудниками (внутренний имидж). Имидж может быть корпоративным (интегральным) и множественным (представление об отдельном подразделении). Имидж может быть осязаемым (качество продуктов и услуг) и неосязаемым (реакция потребителей на эти продукты или услуги).
К факторам, формирующим положительный имидж организации относятся:
- компетентность сотрудников (наличие необходимых знаний и навыков);
- надежность (принятые обязательства выполняются);
- отзывчивость (быстро, всегда и везде клиентам отвечают на их запросы);
- доступность (легкий и приятный контакт с сотрудниками);
- понимание (стремление понять специфические запросы клиентов);
- коммуникация (язык общения понятен клиентам);
- доверие (репутация фирмы, ее честность и гарантия серьезного отношения к клиентам);
- безопасность (защита от риска);
- обходительность (вежливость, уважительность, внимательность и дружелюбие персонала);
- осязаемость (помещение, персонал реально проявляют необходимые качества).
Каждая организация адаптирует эти нормы к условиям своей работы.
Тема 10 Бизнес -планирование
Что такое бизнес – план? Причины его подготовки
Бизнес-план – это сложный по структуре и содержанию документ, который описывает все основные аспекты создаваемого, расширяемого или модернизируемого предприятия (организации), анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.
Бизнес-план – это ценный документ и хорошее средство для рассмотрения и принятия важных предварительных решений в бизнесе (предпринимательстве). Бизнес-план может быть разработан для нового и действующего предприятия, частной или государственной формы собственности. Следовательно, бизнес-план – это план развития предприятия (организации), необходимый для освоения новых сфер их деятельности и создания новых видов бизнеса.
Бизнес-план отличается от всех существовавших ранее и существующих планов. Он отличается от стратегического плана, техпромфинплана и от технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта. Бизнес-план, как и стратегический план организации охватывает длительный период (3-5 лет), однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:
· в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, а именно ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса;
· бизнес-планирование направлено только на развитие, тогда как стратегический план может включать другие типы стратегий организации;
· стратегические планы – это обычно планы с растущим горизонтом времени.
По мере выполнения очередного годового плана его результаты анализируются и в последующем влияют на корректировку или пересмотр всего стратегического плана. Часто к стратегическому плану добавляется очередной период. В отличие от стратегического плана бизнес-план имеет временные рамки, то есть по истечении, установленного для бизнес-плана, периода его цели и задачи должны быть полностью выполнены. Таким образом бизнес-план по своей форме, в отличие от стратегического плана тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определенной самодостаточностью;
· в бизнес-плане функциональные составляющие (планы маркетинга, производства, финансов и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегических планах. Они являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана.
“Близким родственником” бизнес-плана является такой документ, как технико-экономическое обоснование. Это еще один вариант плана развития предприятия. В связи с этим функции ТЭО во многом близки к функциям бизнес-плана. Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является то, что ТЭО – специфический плановый документ, предназначенный для выбора варианта создания и развития промышленных объектов. Поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан на выбор строительной площадки, места расположения источников сырья, поставщиков и потребителей, решение производственных проблем и совершенно остаются нераскрытыми проблемы развития рыночного спроса и предложения, жизненного цикла товара, проблемы маркетинга и др. Следовательно, можно считать, что ТЭО имеет более узкий специфичный характер.
На российских предприятиях ТЭО является более привычной формой обоснования экономического проекта из-за указанных особенностей его содержания. В современных условиях ТЭО российских предприятий в наибольшей степени приближены к образцу, предложенному UNIDO (ЮНИДО) – United Nation Industrial Development Organization – (“Организация промышленного развития организаций объединенных наций”). Эта методика составления ТЭО была применена в России при разработке рекомендаций по обоснованию предложений, по созданию совместных предприятий. В соответствии с разработками ЮНИДО предложена последовательность изложения материалов ТЭО :
1. Общие исходные данные и условия
2. Рынок и мощность предприятия
3. Материальные факторы производства
4. Место нахождения предприятия
5. Проектно-конструкторская документация
6. Организация предприятия и накладные расходы
7. Трудовые ресурсы
8. Планирование сроков осуществления проекта
9. Финансово-экономическая оценка проекта