Симферополь – 2015 год

Академия биоресурсов и природопользования

 

Экономический факультет

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

БАКАЛАВРОВ

Направления подготовки 38.03.01 «Экономика»

профилей подготовки:

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит в АПК»

«Экономика предприятий АПК»

«Финансы предприятий АПК и оценка стоимости агробизнеса»

 

 

Симферополь – 2015 год


Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ бакалавров разработаны в соответствии с требованиями Основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» и Положения о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» (утвержденного приказом Ректора ВУЗа от 31.12.2014 г. № 94).

Методические указания содержат информацию по содержанию ВКР, порядку ее оформления и защиты перед ГЭК.

 

Методические указания разработали:

и.о. зав. кафедры бухгалтерского учета и аудита, д.э.н. Майданевич П.Н.

и.о. зав. кафедры экономики и организации предприятий АПК, д.э.н. Черемисина С.Г.

и.о. зав. кафедры финансов и кредита, д.э.н. Джалал А.К.

доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, к.э.н. Додонова М.В.

доцент кафедры экономики и организации предприятий АПК, к.э.н. Мабиала Ж.

доцент кафедры экономики и организации предприятий АПК, к.э.н. Смерницкая Е.В.

доцент кафедры экономики и организации предприятий АПК, к.э.н. Анисимова Н.Ю.

ст. преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Вениченко Т.А.

ассистент кафедры бухгалтерского учета и аудита Бунчук Н.А.

 

Рецензенты:

Профессор кафедры менеджмента и права, д.э.н. Беспалов В.А.

И.о. декана экономического факультета, к.э.н., доцент Дятел В.Н.

 

Одобрена методической комиссией экономического факультета

Протокол № _____ от «_____» ______________2015 г.

Председатель методической комиссии

экономического факультета (Анисимова Н.Ю.)

(подпись)

 

Одобрена Ученым советом экономического факультета

Протокол № _____ от «_____» ______________ 2015 г.

Председатель Ученого совета

экономического факультета (Дятел В.Н.)

(подпись)

 

 

© ФГАОУВО «КФУ им. В.И. Вернадского» АБиП, 2015 год

© Коллектив авторов экономического факультета, 2015 год


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….………….….3 РАЗДЕЛ 1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ……………….……………………………………….……4 РАЗДЕЛ 2 ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ………………………………………..…..6 РАЗДЕЛ 3 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КАФЕДРЫ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ……………………………………………………………..8 3.1 Выбор темы и составление плана ВКР……………...................................8 3.2 Руководство работой выпускников ……………………………...…...…..9 3.3 Обзор литературы и изучение теоретических аспектов поставленной проблемы...………………………………………………..10 3.4 Сбор исходной информации на предприятии…………………………..11 РАЗДЕЛ 4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ……………………………..13 4.1 Общие рекомендации…………………………………………………….13 4.2 Рекомендации по выполнению теоретической части ВКР……………...16 4.3 Рекомендации для подготовки ВКР по профилю подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в АПК»………………………….17 4.4 Рекомендации для подготовки ВКР по профилю подготовки «Экономика предприятий АПК»………………………………………...19 4.5 Рекомендации для подготовки ВКР по профилю подготовки «Финансы предприятий АПК и оценка стоимости агробизнеса»…......20 РАЗДЕЛ 5 ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ……………………………………………………………22 РАЗДЕЛ 6 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ…………………………….27 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...31  

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В условиях развития рыночных отношений разные формы собственности и хозяйствования выдвигают новые требования к комплексу научно-технических, организационно-хозяйственных и экономических подходов в управлении предприятием.

Основные проблемы производства сегодня нельзя решить без применения научных методов. Необходимо свободно ориентироваться в экономических показателях, информации об имущественном и финансовом состоянии, результатах деятельности предприятия и его партнеров и конкурентов, чтобы всесторонне анализировать процесс производства и оперативно на него влиять.

Сложный и многоплановый характер поставленных задач предопределяет высокие требования к специалистам всех отраслей народного хозяйства, необходимость их обеспечения специальными экономическими знаниями, ориентации на постоянный поиск неиспользованных резервов для увеличения производства продукции, улучшения ее качества, снижения себестоимости и повышения прибыльности. Такие специалисты должны быть компетентными, иметь современные знания условий производства, передовой техники, прогрессивных технологий, форм организации труда и уметь реализовывать эти знания на практике. Они должны понимать объективные закономерности развития предприятий, владеть практическими навыками выявления внутренних резервов для рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, соблюдения законности деятельности и финансовой дисциплины.

В связи с этим повышаются требования ко всей системе подготовки бакалавров. Высшие учебные заведения постоянно осуществляют мероприятия по улучшению подготовки экономических кадров, повышению качества лекций, лабораторных и практических занятий с использованием технических средств. Требованиями основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» и Положения о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» предусмотрено, что подготовка бакалавров на экономическом факультете Академии биоресурсов и природопользования завершается защитой выпускных квалификационных работ.

Выпускная квалификационная работа выполняется по данным деятельности конкретного сельскохозяйственного предприятия. Студенты проводят анализ экономического состояния предприятия с помощью научных методов исследования. Это помогает им усвоить теоретические знания, которые они получили в учебном процессе, и применить их на практике при решении конкретных экономических задач.


РАЗДЕЛ 1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

 

Бакалавра, который окончил высшее учебное заведение, должны отличать инициатива и ответственность, потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, способность смело принимать новаторские решения и активно внедрять их в жизнь. Высшее учебное заведение готовит бакалавров, способных работать в условиях интенсификации производства, постоянного совершенствования экономических методов хозяйствования, широкого использования электронно-вычислительной техники и интенсивных технологий производства. Этому в значительной мере оказывает содействие подготовка и защита выпускной квалификационной работы бакалавра.

Выпускная квалификационная работа является заключительным этапом подготовки бакалаврав высшем учебном заведении, самостоятельным научным исследованием, в основе которого лежит моделирование определенных практических решений. В ней аккумулируются знания, полученные выпускниками-бакалаврами за весь период обучения, проявляются их деловые и профессиональные навыки и умения. Профессиональный и научный уровень работы должен соответствовать программе обучения бакалавра по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», а ее автор – продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с профессиональными компетенциями.

Во время выполнения выпускной квалификационной работы бакалавр должен показать глубокие теоретические знания по конкретным вопросам, умение применять современные методы исследований, использовать достижения науки и техники, грамотно, четко, логически излагать свои мысли, обобщать и формулировать выводы и предложения.

Целью процесса выполнения выпускной квалификационной работы является:

- систематизация, закрепление, углубление и расширение теоретических и практических знаний по избранному направлению и профилю подготовки, приобретение опыта для решения конкретных задач исследования;

- развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении изучаемых проблем и вопросов;

- выявление степени подготовленности выпускника к самостоятельной практической работе в условиях современного производства на должностях специалиста и руководителя соответствующего подразделения.

При выполнении выпускной квалификационной работы предполагается решение следующих задач:

1) дать возможность выпускнику получить специальные теоретические знания по избранной теме (проблеме), что достигается вследствие самостоятельного подбора и обработки специальной литературы, законодательных актов, инструкций и положений;

2) научить выпускника использовать современные методы исследований, обрабатывать экспериментальные данные, собирать и анализировать фактические показатели работы сельскохозяйственных предприятий; давать экономическую оценку явлениям, строить объективные заключения по результатам исследования и формулировать обоснованные выводы и рекомендации;

3) проявить способности выпускника правильно применять теоретические положения, достижения науки и техники, методические рекомендации при решении конкретных практических задач; умение обосновывать целесообразность внедрения тех или иных рекомендаций в практику работы конкретного предприятия, определять их экономическую эффективность;

4) научить выпускника излагать свои мысли четко, грамотно, литературным языком, в логической последовательности; корректно обобщать полученные данные, формировать правильные выводы и давать обоснованные предложения.

Выпускная квалификационная работа позволяет установить тесную взаимосвязь теории и практики, систематизировать, закрепить и расширить знания по выбранному направлению и профилю подготовки и применить полученные теоретические знания в решении конкретных научных и производственных задач исследуемого предприятия. Эта форма аттестации позволяет лучше подготовить бакалавра в условиях инновационного развития, полнее обеспечить его новейшими научными данными, необходимыми в практической деятельности.

Выпускная квалификационная работа, с одной стороны, носит обобщающий характер, поскольку является своеобразным итогом подготовки студента, а с другой – выступает самостоятельным оригинальным научным исследованием выпускника, в разработке которого заинтересованы организации, предприятия, органы управления агропромышленного комплекса.


РАЗДЕЛ 2 ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

 

Развитие научно-исследовательской работы студентов в процессе обучения – наиболее эффективный путь повышения качества подготовки бакалавров. У выпускника должно быть современное экономическое мышление, он должен уметь самостоятельно ставить и эффективно решать задачи, которые возникают в процессе экономической работы. После окончания ВУЗа молодой специалист должен активно включиться в работу по экономическому совершенствованию деятельности предприятия. Поэтому каждому студенту в период обучения в высшем учебном заведении необходимо усвоить основы научно-исследовательской работы.

Важное условие привлечения студентов к научно-исследовательской работе – активное участие в ней преподавателей выпускающих и профильных кафедр. Наибольший эффект научно-исследовательская работа студентов дает в том случае, если ее тематика отвечает научным интересам преподавателя, кафедры, факультета. В результате научно-исследовательской работы студенты должны расширить кругозор, научиться использовать полученные знания в жизни и практической экономической деятельности на предприятиях и самостоятельно их совершенствовать.

В научно-исследовательской работе студентов экономических специальностей используются специфические методы экономических исследований. К ним относятся: статистико-экономический, монографический, экспериментальный, расчетно-конструктивный и математический. Каждому методу присущи свои способы и приемы.

Во всех научных исследованиях применяется статистико-экономический метод. Он состоит из элементов, которые используются в определенной последовательности:

1) статистическое наблюдение – это выборка данных из бухгалтерских и статистических отчетов, в процессе которой выполняется копирование необходимых источников информации. Наблюдение может быть сплошным, если за определенный период времени (месяц, квартал, год) копируются все документы по теме исследования, составленные на предприятии, и выборочным, анкетным, если наблюдается и копируется лишь часть информации;

2) статистическая сводка, при которой полученные в процессе наблюдения данные обобщаются: составляются различные таблицы, определяются средние и относительные величины, индексы, разрабатываются группировки;

3) статистико-экономический анализ взаимосвязей между показателями с использованием индексов, группировок, корреляционного анализа.

Выбор способов наблюдения, обработки данных и приемов анализа определяется целью научного исследования. В процессе статистико-экономического анализа студент использует цепные подстановки, метод абсолютных и относительных разниц, индексы (если есть четкая детерминированная связь между отдельными показателями) или проводит корреляционный и регрессионный анализ (если четкая причинно-следственная связь не выявлена). Например, при анализе влияния отдельных факторов на результаты деятельности предприятия распространен метод цепных подстановок, а при анализе себестоимости продукции – корреляционный анализ.

Большая часть научных исследований деятельности предприятий проводится путем использования монографического метода, который предусматривает углубленное изучение наиболее типичных или передовых предприятий. Основными элементами этого метода являются:

- описание предприятия, его экономическая характеристика;

- анализ хозяйственной деятельности;

- теоретическое обобщение – раскрытие «секретов» успешной деятельности передовых предприятий, выявление скрытых резервов, возможностей использования положительного опыта в других предприятиях или устранение выявленных недостатков.

Экспериментальный метод в исследованиях может применяться в тех случаях, когда студент выполняет научно-исследовательскую работу на тех предприятиях, где проводятся исследования различными научно-исследовательскими учреждениями. Применение экспериментального метода имеет определенные особенности на разных этапах его организации. В частности, на первом этапе организации научного эксперимента соответственно поставленной задаче, участие студентов существенно ограничено, поскольку эта работа организуется и осуществляется работниками научно-исследовательских учреждений, главными специалистами предприятий. В то же время студент может принимать участие в эксперименте, выполняя порученную ему работу согласно условиям эксперимента.

Расчетно-конструктивным методом студенты пользуются во время разработки проекта совершенствования организации экономической работы на перспективу. Он предполагает разработку нескольких вариантов решения экономической задачи, из которых выбирают наиболее эффективный, т.е. обеспечивающий при наименьших материальных и денежных затратах получение наилучших производственно-финансовых результатов хозяйственной деятельности. Этот метод целесообразно использовать при разработке тем научного исследования по совершенствованию финансового положения и бизнес-планированию на предприятиях.

При выполнении научно-исследовательских работ для отражения установленных закономерностей может применяться математический метод. Он предусматривает использование приемов математической статистики для выявления степени и количественного измерения влияния разных факторов на результативный показатель, определение типа отклонения величин, характера и направления связи между явлениями, достоверности полученных средних данных. При анализе процесса расширенного воспроизводства с построением математических моделей, решении финансовых проблем, связанных с перспективным планированием, используются приемы математического программирования на ПК.


РАЗДЕЛ 3 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КАФЕДРЫ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

 

3.1 Выбор темы и составление плана ВКР

 

Подготовка выпускных квалификационных работ выполняется поэтапно в следующей последовательности:

1. Выбор темы ВКР и объекта исследования, утверждение темы.

2. Разработка задания на ВКР, составление календарного плана.

3. Обработка литературных источников и составление плана ВКР.

4. Сбор фактического материала в период прохождения преддипломной практики на объекте исследования.

5. Обработка фактического материала с применением ПК.

6. Написание первого варианта работы, представление ее научному руководителю.

7. Устранение недостатков, оформление ВКР.

8. Представление работы на кафедру (предварительная защита ВКР).

9. Рецензирование работы.

10. Защита дипломной работы перед ГЭК.

Выбор темы выпускной квалификационной работыосуществляется бакалаврами самостоятельно на выпускающей кафедре, за которой они закреплены для выполнения ВКР деканатом. Официально избранные темы ВКР, согласованные с кафедрой и руководителем, утверждаются приказом ректора ВУЗа на основании личного письменного заявления выпускника (по возможности, заказа от предприятия) (Приложение А). Одновременно утверждаются руководитель (руководители) ВКР и рецензент. Задача руководителя на этом этапе – прокомментировать предложенные темы для исследования, помочь выпускнику избрать тему с учетом особенностей предприятия, способностей и интересов выпускника. Рекомендованная тематика выпускных квалификационных работ бакалавров в соответствии с профилями подготовки приведена в Приложении Б.

Выпускник имеет право сам предложить тему для исследования, не предусмотренную рекомендованной тематикой. Если предложенная тема отвечает научным интересам выпускающей кафедры, требованиям квалификационной характеристики выпускников данного профиля подготовки, кафедра соглашается с темой, избранной выпускником, и назначает руководителя.

Главными требованиями, которые предъявляются к темам выпускных квалификационных работ, являются их актуальность, комплексность, проблемность, практическая значимость, новизна, связь с перспективами развития науки, соответствие квалификационной характеристике бакалавра.

Официально темы выпускных квалификационных работ закрепляются кафедрами за студентами по их заявлениям в течение первых четырех месяцев последнего года обучения по образовательной программе бакалавриата. К этому времени студент уже имеет целостное представление об избранной теме.

Выпускная квалификационная работа выполняется по фактическим материалам конкретного сельскохозяйственного предприятия, где студент проходит преддипломную практику.

Следующим этапом является подбор литературы. Изучение литературы способствует формированию научных знаний студентов. С его помощью студенты узнают о дискуссионных вопросах по теме исследования, знакомятся со взглядами на них отечественных и зарубежных экономистов. Список литературы пополняется студентом в процессе всего периода работы над темой и приобретает конечный вид при окончательном оформлении выпускной квалификационной работы.

Выпускник с помощью руководителя разрабатывает приблизительный план исследования и написания ВКР. При этом преподаватель должен не навязывать студенту свои мысли, а лишь ориентировать его в нужном направлении. В процессе работы над темой этот план может уточняться, изменяться, дополняться. План (содержание) выпускной квалификационной работы должен отвечать теме исследования и по возможности точнее раскрывать ее особенности. Руководствуясь этим планом, студент знакомится с необходимой литературой и собирает информацию.

В планах должна обязательно выделяться: вступительная часть (введение, обзор литературы, экономическая характеристика предприятия), основная часть с экономическим обоснованием результатов исследования и заключительная часть.

Информацию, необходимую для написания ВКР, студент собирает постепенно, во время прохождения каждой производственной практики, и, в основном, в период прохождения преддипломной практики.

Практический материал к выпускной квалификационной работе студент может собирать не только на предприятиях агропромышленного комплекса, но и в районных учреждениях банков, финотделах, органах статистики.

К написанию выпускной квалификационной работы студент приступает после выполнения курсовых работ согласно выбранной теме исследования, ознакомления с нормативно-законодательной базой, новыми источниками литературы и сбора практического материала.

 

 

3.2 Руководство работой выпускников

 

Студенты направления подготовки 38.03.01 «Экономика» выполняют выпускные квалификационные работы, как правило, под руководством преподавателей выпускающих кафедр: бухгалтерского учета и аудита, финансов и кредита, экономики и организации предприятий АПК.

Руководитель ВКР назначается кафедрой и утверждается приказом ректора ВУЗа одновременно с утверждением темы. Он оказывает помощь при выборе темы ВКР и подборе литературы, составлении плана и графика выполнения выпускной квалификационной работы. Выпускник вместе с руководителем разрабатывает задание для подготовки выпускной квалификационной работы. Задание (Приложение Г) вместес выпускной квалификационной работой подается в ГЭК. В процессе подготовки ВКР руководитель консультирует выпускника по проблемным вопросам, определяет объем и источники фактических данных, состав приложений. Руководитель знакомится с содержанием ВКР, делает замечания, дает рекомендации по ее структуре, последовательности освещения отдельных вопросов, методики расчетов, полноты раскрытия темы и т.п. При ознакомлении с работой руководитель может проверить точность выполненных расчетов, правильность избранных и примененных методик, объективность выводов и предложений. Однако за объективность исходных данных и правильность всех расчетов отвечает автор ВКР – выпускник-бакалавр.

На протяжении всего периода руководства ВКР руководитель осуществляет постоянный контроль за своевременным и качественным выполнением задания. Если студент не устраняет выявленные ошибки и недоработки или представляет повторно работу с поверхностными дополнениями, он может быть вызван для объяснения к заведующему кафедрой или на заседание кафедры. Отдельные студенты, которые не обеспечивают своевременного и качественного выполнения графика по представлению руководителя и решению кафедры, могут быть распоряжением деканата (приказом ректора) лишены права написания ВКР.

Если содержание представленной работы не отвечает теме работы или названию отдельных разделов (подразделов), ее возвращают студенту на доработку или повторное выполнение. При этом руководитель обязан указать конкретные недостатки работы, рекомендовать литературные источники, материалы предприятия, которые необходимо дополнительно привлечь для правильного и полного освещения содержания исследуемого явления. При частичных замечаниях делаются дополнения, исправления или же перерабатываются лишь отдельные страницы, разделы, расчеты, рисунки и др.

После завершения выполнения ВКР руководитель помогает выпускнику подобрать иллюстративный материал и подготовить доклад на защиту, участвует в организации предварительной защиты работы на кафедре, дает свой письменный отзыв для предоставления с ВКР перед ГЭК.

 

 

3.3 Обзор литературы и изучение теоретических аспектов поставленной проблемы

 

Изучением литературных источников студент занимается на протяжении всей своей работы по избранной теме исследования. Хорошие результаты могут быть достигнуты только при условии систематического и продолжительного изучения студентом соответствующих литературных источников. Изучение специальной литературы по теме ВКР начинается в процессе научно-исследовательской работы студента, продолжается во время написания курсовых работ и завершается во время написания выпускной квалификационной работы бакалавра. В ВКР бакалавра результаты изучения литературных источников оформляются преимущественно в первом разделе.

В работе с литературой рекомендуется придерживаться определенной последовательности. Прежде всего, нужно изучать правовые акты действующего законодательства Российской Федерации, инструктивные и методические указания Министерства финансов, Министерства сельского хозяйства, Министерства РФ по делам Крыма, Федеральной службы государственной статистики, региональных органов управления Республики Крым и т.п., затем материалы учебников и учебных пособий, монографий, статей в научной и специализированной печати, других источников информации.

Студент самостоятельно подбирает необходимые литературные источники и систематизирует их в списке литературы. В процессе написания ВКР этот список уточняется и дополняется, поскольку необходимость в материалах одних источников отпадает, но возникает потребность в изучении дополнительных литературных источников.

При изучении литературных источников рекомендуется кратко фиксировать наиболее интересные факты, дискуссионные положения, выписывать некоторые цифровые данные, записывать методики расчетов, формулы и т.п. Обязательно нужно законспектировать данные об изученном источнике с указанием фамилии и инициалов авторов, названия книги (статьи), места издания, издательства, страниц и т.п. В списке использованных источников не должно быть безадресной литературы.

Содержание прочитанного излагается своими словами. Отдельные положения студент записывает дословно, как цитаты, которые указываются в кавычках. После записи цитаты необходимо указывать номер и страницу литературного источника.

Очень важно, чтобы выпускник приводил точки зрения авторов по нерешенным проблемам, анализировал их, поскольку при этом студент имеет возможность проявить свои творческие способности. Он может аргументированно поддержать точку зрения автора или довести неубедительность его позиций, высказать свою мысль по существующей проблеме, внести предложения, направленные на ее решение.

 

 

3.4 Сбор исходной информации на предприятии

 

После изучения литературы и написания теоретического раздела выпускной квалификационной работы студент приступает к сбору практических материалов на том предприятии, по материалам которого выполняется работа. Организация сбора информации на предприятии проводится в несколько этапов:

На первом этапе разрабатывается перечень всех исходных показателей по каждому исследуемому вопросу. При этом важно разграничить информационные и аналитические показатели.

На втором этапе составляется сводный перечень всех исходных показателей по теме ВКР. При этом исходные показатели, необходимые для определения отдельных вопросов, подлежат логическому анализу с точки зрения их повторения, взаимосвязи и возможности получения дальнейших аналитических показателей.

На третьем этапе определяют источники информации по каждому исходному показателю. При этом определяют, какие показатели могут быть получены из статистических источников, материалов исследования нормативно-справочной литературы, а какие следует получить в процессе исследования на предприятии.

При сборе показателей, которые отражаются в бухгалтерском учете и статистической отчетности, необходимо определить источники получения данных (первичные документы, регистры учета, формы отчетности), период, за который осуществляется сбор показателей (он должен быть сопоставимым), единицы измерения. Отчетные данные должны охватывать, как правило, период в 3-5 лет.

Сопоставимость данных бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности предприятий Республики Крым за 2012-2014 гг., в связи с переходом Крыма под юрисдикцию Российской Федерации, обеспечивается пересчетом стоимостных показателей 2012-2013 гг., выраженных в гривнах, в национальную единицу РФ (рубли) с коэффициентом 3,0(т.е.1 грн. = 3 руб.).

Для сравнения важно использовать и опыт передовых предприятий. Для получения специальных материалов и денных, которых нет в бухгалтерской и статистической отчетности, студент должен самостоятельно выполнить необходимые расчеты, изучить первичные источники информации на предприятии.

Сбор материалов на предприятии предполагает четкое определение показателей или исключение возможности их неверного толкования. Период отображения показателей должен быть аналогичен периоду, за который собраны данные статистической или бухгалтерской отчетности.

При построении алгоритма сбора показателей, в первую очередь, определяют показатели, полученные по данным бухгалтерской и статистической отчетности, потом – показатели собственных исследований. Необходимо проверить взаимосвязь показателей в отдельных формах (идентичность единиц измерения, период отчетности и т.д.).

В процессе обработки собранных материалов составляются таблицы, графики, диаграммы, рассчитываются средние и относительные величины, производится группировка информации с целью дальнейшего обобщения и обоснования рекомендаций по улучшению деятельности предприятия. Для повышения эффективности выполнения данного раздела ВКР следует использовать компьютерные технологии на этапе обработки экономической информации.

РАЗДЕЛ 4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

 

4.1 Общие рекомендации

 

Выпускная квалификационная работа бакалавра должна быть выполнена на примере конкретного сельскохозяйственного предприятия, в котором выпускник работает или проходил преддипломную практику. Общий объем выпускной квалификационной работы бакалавра – 40-50 страниц компьютерного текста формата А4 (без учета списка использованных источников и приложений).

Выпускная квалификационная работа бакалавра должна включать:

- титульный лист;

- задание для подготовки выпускной квалификационной работы;

- реферат;

- содержание;

- обозначения и сокращения (при необходимости);

- введение;

- основную часть (3 раздела);

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения (таблицы, схемы, графики, диаграммы, расчеты, первичные документы, регистры учета, формы отчетности и т.п.).

Титульный лист (Приложение В) содержит наименование ВУЗа, кафедры, факультета, тему ВКР (в соответствии с приказом по ВУЗу), фамилию и инициалы автора, фамилию и инициалы руководителя (руководителей), фамилию и инициалы рецензента, их ученые звания и научные степени, должности, сведения о допуске ВКР к защите, подпись заведующего кафедрой, календарный год защиты.

Задание для подготовки выпускной квалификационной работы бакалавра (Приложение Г) является кратким изложением сути и этапов выполненной работы.

Реферат(Приложение Д) выпускной квалификационной работы бакалавра должен содержать:

- сведения об объеме ВКР, количестве разделов ВКР, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источников;

- перечень ключевых слов (от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста ВКР, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются прописными буквами в строку через запятые);

- текст реферата (объект исследования; цель работы; методы исследования, результаты исследования).

Содержаниевыпускной квалификационной работы (Приложение Е) включает названия всех ее составных частей (введения, разделов, подразделов, пунктов, подпунктов) с указанием порядкового номера страницы, на которой приведен указанный заголовок. При этом указывается лишь первая страница, с которой начинается раздел. Слово «страница» при этом не пишется и точка после ее номера не ставится. Соответственно проставляются номера страниц. На титульном листе, задании, реферате и содержании страницы не проставляются, но в общей нумерации они учитываются.

Во введенииобосновывается актуальность выбранной темы; определяется объект и предмет исследования; указываются цель, задачи и применяемые методы исследования, информационная база исследования. Объем введения для ВКР бакалавра - 2 страницы.

Первый разделВКР бакалавра – теоретический, содержит систематизированный анализ научных материалов по теме ВКР со ссылками на авторов и их труды. Обзор источников по теме работы включает следующие их виды: теоретические, научно-прикладные и научно-публицистические литературные источники, в том числе периодические издания; законодательно-нормативные акты, которые регулируют функционирование объекта и предмета исследования; организационные документы, которые действуют в пределах объекта исследования (Устав, Положение и т.д.), учебно-методическая литература.

Обзор литературы должен быть кратким, но достаточно исчерпывающим, отражающим все ценное, что достигнуто наукой и передовой практикой по теме ВКР. Его излагают по принципу постепенного сужения диапазона рассматриваемых вопросов, от общих данных к теме исследования. При этом студент критически оценивает интересующий его материал литературных источников, делает соответствующие выводы и формулирует задачи, которые должны быть решены в выпускной квалификационной работе.

В тексте ВКР обязательно должны быть даны ссылки на литературные источники (в квадратных скобках указывают номера соответствующих источников, согласно списку литературы, и их страницы, откуда был взят цитируемый материал (например, [15, с.78]). Если в тексте ВКР цитируется оригинальный авторский текст, его следует взять в кавычки и оформлять согласно правилам оформления прямой речи. Объем этого раздела составляет 10-12 страниц.

Второй раздел ВКР бакалавра - краткая организационно-экономическая характеристика объекта исследования (базового сельскохозяйственного предприятия) - включает характеристику его отраслевой принадлежности, территориально-административного размещения, ведомственного подчинения, формы собственности и формы хозяйствования, специализации, размеров производства, организационной структуры, технической оснащенности, обеспеченности рабочей силой, эффективности использования производственных ресурсов, общих показателей эффективности хозяйствования, финансового состояния. Текстовое изложение должно иллюстрироваться схемами, цифровыми данными, таблицами, рисунками. Фактические показатели необходимо представлять в динамике за 3 года, обеспечивая их сопоставимость. Объем этого раздела не должен превышать 5-10 страниц.

Третий и четвертый разделы– основная часть выпускной квалификационной работы бакалавра. Их наименование и структура устанавливаются в соответствии с направлением подготовки по согласованию с научными руководителями применительно к теме ВКР.

Эта часть должна в краткой форме раскрывать творческий замысел дипломной работы, включать методы и приемы исследования, принятые методы расчетов и сами расчеты, описание проведенного исследования, его анализ и результаты, с необходимыми таблицами, графиками, диаграммами, схемами и т.д. В тех случаях, когда выполняются сложные математические расчеты, рекомендуется использовать компьютерные технологии обработки информации.

Важно, чтобы выпускная квалификационная работа бакалавра содержала не только анализ фактического материала, но и разработку перспективных вопросов и оптимальных решений по повышению эффективности деятельности исследуемого предприятия.

В заключении необходимо изложить итоги проведенного исследования для достижения цели выпускной квалификационной работы. Они должны быть сформулированы четко, ясно и понятно, отображать содержание всей работы, ее суть, теоретическое и практическое значение. Сначала формулируются основные выводы, которые характеризуют состояние исследуемого вопроса в конкретном предприятии, затем приводятся рекомендации, предложения предприятию о путях и конкретных мерах по улучшению экономических показателей его деятельности.

Список использованных источников должен содержать 25-40 наименований, включать законодательные акты, инструктивные материалы, учебники и учебные пособия, монографии, статьи отечественных и зарубежных авторов, оформленные согласно библиографическим требованиям. Порядок оформления списка использованных источников приведен в Приложении Ж.

Приложенияк выпускной квалификационной работе бакалавра являются одной из важных ее частей. Они включают вспомогательный материал к основному содержанию работы, который необходим для повышения наглядности исследуемых вопросов и подтверждения отдельных выводов и предложений. К ним относятся заполненные первичные и сводные документы, регистры бухгалтерского учета, промежуточные расчеты, таблицы дополнительных цифровых данных, результаты решений на ПЭВМ, выписки из производственно-финансового плана и годовых отчетов, другие иллюстрации вспомогательного характера. Качество приложенных документов и материалов свидетельствует о том, насколько глубоко и конкретно студент изучил практические и теоретические материалы по избранной теме, показывает тщательность подбора этих материалов и является подтверждением обоснованности выводов и предложений, которые бакалавр защищает перед Государственной экзаменационной комиссией. На все приложения должны быть ссылки в тексте работы, а сами приложения размещаются в последовательности ссылок на них и нумеруются буквами русского алфавита.

 

 

4.2 Рекомендации по выполнению теоретической части дипломной работы

 

Первый раздел выпускной квалификационной работы бакалавра является теоретическим. В нем рассматриваются методологические аспекты и нормативная база объекта исследований. Например, по теме «Организация учета расходов производства продукции» необходимо изложить сущность затрат на производство, их классификацию, объекты учета затрат, а так же объекты калькуляции себестоимости и методы исчисления себестоимости продукции в разных отраслях сельскохозяйственного производства. По теме «Анализ финансового состояния предприятия» рассматривается сущность, задачи, этапы проведения финансового анализа, а также методика его проведения, основные рассчитываемые показатели и порядок их оценки и т.д.

Исходя из правильности понимания этих теоретических вопросов, в последующих разделах нужно сделать достоверный вывод о состоянии предмета исследования на предприятии.

Общие правила цитируемости используемой литературы в теоретическом разделе предполагают наличие ссылок не менее чем на 30,0 % от общего списка литературы (т.е., если в процессе написания дипломной работы изучено 35 источников, то в первом ее разделе должны быть даны ссылки не менее чем на 10 из них).

Структура первого раздела (деление его на подразделы и пункты) непосредственно связана с избранной темой дипломной работы. Так, если целью дипломной работы является изучение лишь отдельного аспекта, характеризующего предмет исследования (организации его бухгалтерского учета, финансового анализа, экономической эффективности использования и т.д.), то в теоретическом разделе необходимо рассмотреть экономическую сущность предмета исследования, а затем нормативную базу и характеристику соответствующего его аспекта применительно к особенностям деятельности объекта исследования (организацию бухгалтерского учета конкретного объекта, финансовый анализ определенной группы активов или пассивов, экономическую эффективность определенного вида деятельности и т.д.). В этом случае, первый раздел логически будет разделен на 2 подраздела, раскрывающие экономическую сущность и отдельные аспекты предмета исследования соответственно.

В случае, если в теме исследования кроме аспектов, напрямую связанных с его целью, присутствуют и дополнительные, позволяющие изучить особенности предмета (аудит, анализ, проектирование и т.д.), то в первом разделе необходимо выделить третий подраздел, в котором будут изложены теоретические взгляды по соответствующей проблеме исследования (методика анализа, теоретические основы организации и проведения аудита и т.д.). Объем подразделов должен быть примерно одинаков.

Материал первого раздела ВКР бакалавра необходимо иллюстрировать рисунками и схемами, которые позволяют представить его более системно и обобщенно. В процессе изучения экономической сущности предмета исследования рекомендуется составлять таблицу такой формы (табл. 1).

Таблица 1 - Экономическая сущность основных средств

в научной и учебной литературе

Автор, источник Экономическая сущность предмета исследования
   

 

Проблемным вопросом в изучении теоретических аспектов темы исследования является анализ нормативной базы, сопоставление требований различных нормативных документов в исследуемом вопросе. Для систематизации требований нормативной базы рекомендуется составлять таблицу следующего содержания (табл. 2).

Таблица 2 - Нормативная база организации учета основных средств

сельскохозяйственных предприятий

Нормативный документ Вопросы, регулируемые документом в отношении предмета исследования
   

 

Таблицы и рисунки, представленные в первом разделе, должны содержать результаты работы автора над систематизацией изучаемого материала, а не быть скопированными из научных и учебных публикаций.

 

 

4.3 Рекомендации для подготовки ВКР по профилю подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в АПК»

Во втором разделе ВКР бакалавра необходимо дать организационно-экономическую характеристику состояния предприятия, используя систему экономических показателей, отражающих количественные и качественные характеристики производственных ресурсов, уровень технологической и экономической эффективности хозяйственных процессов, как всей деятельности предприятия, так и отдельных ее сторон.

При выполнении выпускной квалификационной работы необходимо использовать количественные показатели (земельная площадь, размер основного и оборотного капитала, численность работников, объемы производства и реализации), определить специализацию предприятия.

Вместе с количественными показателями необходимо привести и качественные, с помощью которых определяются особенности отдельных объектов, анализ и закономерности их развития (конкурентоспособность, рентабельность, платежеспособность, ликвидность).

Определение указанных показателей производится на основании данных бухгалтерской отчетности исследуемого предприятия в процессе ее анализа. Здесь необходимо сравнить достигнутый уровень экономического развития данного предприятия с передовыми хозяйствами, находящимися в сравнительно одинаковых условиях или за 3-5 лет развития исследуемого предприятия.

Данный раздел должен включать не менее четырех таблиц (приложение И), описывающих организационно-экономические условия деятельности исследуемого предприятия, которые могут быть уточнены и дополнены в зависимости от темы выпускной квалификационной работы.

В характеристике предприятия нет необходимости подробно рассматривать природно-климатические условия его местонахождения, поскольку их влияние на организацию бухгалтерского учета минимально. Нет необходимости перегружать раздел табличным материалом, который слишком детально характеризует аспекты деятельности предприятия, которые в дальнейшем в исследовании не рассматриваются. Материал раздела может быть иллюстрирован рисунками, характеризующими организационную структуру предприятия и систему управления им. Рисунки можно представить как в тексте раздела, так и в приложениях к работе. Раздел необходимо завершить краткими выводами о размерах предприятия, эффективности его работы, их динамике в исследуемом периоде. Раздел нет смысла делить на отдельные подразделы, поскольку он представляет собой целостную организационно-экономическую характеристику предприятия.

В третьем разделе выпускной квалификационной работы студент рассматривает состояние организации и ведения бухгалтерского учета на изучаемом предприятии в целом и согласно предмету исследования ВКР.

В первом подразделе следует изучить организацию учетных работ на предприятии: учетную политику, организационную структуру учетного аппарата; распределение должностных обязанностей работников учетного аппарата; организацию документооборота по предмету исследования, форму ведения бухгалтерского учета на предприятии.

Во втором подразделе детально рассматривается организация первичного учета. Необходимо также рассмотреть разработанный на предприятии график документооборота, а в случае его отсутствия – самостоятельно разработать его по предмету исследования. График документооборота размещают в приложениях к работе.

В третьем подразделе студент анализирует состояние аналитического и синтетического учета в изучаемом предприятии; определяет степень соответствия учетных регистров, применяемых предприятием, типовым формам документов, разработанным для ведения бухгалтерского учета по предмету исследования.

Также в этом подразделе студент изучает Рабочий план счетов исследуемого предприятия и оценивает его полноту и соответствие перечисленных в нем счетов используемой корреспонденции для отражения хозяйственных операций предприятия. Особое внимание студент должен уделить изучению корреспонденции счетов, которая составляется на предприятии для учета предмета исследования (следует привести пример отражения реальных хозяйственных операций в анализируемом предприятии).

По результатам проведенного анализа организации первичного, аналитического и синтетического учета по предмету исследования на предприятии студент формирует обобщенную схему движения документов и отражает ее в заключении этого подраздела ВКР.

В четвертом подразделе по данным анализа организации учетной работы на предприятии, первичного, аналитического и синтетического учета по теме работы, студенту необходимо разработать меры по устранению выявленных недостатков в строгом соответствии с действующими нормативными документами в Российской Федерации. Также студент должен предложить свои рекомендации по совершенствованию организации учета в целом по предприятию и по выбранному предмету исследования, в частности. Стоит учесть, что рекомендации должны быть разработаны для конкретного объекта исследования. Необходимо оценить целесообразность их применения и ожидаемый экономический эффект.

В четвертом разделе выпускной квалификационной работы студент рассматривает состояние организации и методики анализа (контроля, аудита, налогового учета) на изучаемом предприятии в целом и согласно предмету исследования выпускной квалификационной работы. Состав и структура данного раздела формируется совместно студентом и руководителем ВКР в зависимости от темы исследования, но в целом включает организационные и методические аспекты изучаемого вопроса, их особенности в практической деятельности предприятия и пути совершенствования (оптимизации, улучшения).

4.4 Рекомендации для подготовки ВКР по профилю подготовки «Экономика предприятий АПК»

 

Второй раздел ВКР бакалавра – аналитико-исследовательский. В нем дается краткая организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия (объекта исследования), которая должна включать местоположение (размещение производства) предприятия, состав и структуру землепользования, размеры производства, состав и структуру товарной продукции, анализ специализации и концентрации производства, анализ уровня интенсивности и экономической эффективности интенсификации производства.

Кроме того, при необходимости дается анализ основных производственных фондов и оборотных средств, обеспеченности техникой и трудовыми ресурсами, показателей выполнения плана по производству основных видов продукции (за 3-5 лет), финансового состояния организации (за 3-5 лет), величины получаемой прибыли и уровня рентабельности как отдельных подразделений, так и предприятия в целом. Следует сравнить уровень развития исследуемого предприятия со средними уровнями развития аналогичных предприятий района (региона). В целом, в разделе должна быть представлена наиболее полная и целостная характеристика конкретного предприятия.

Здесь же необходимо изложить общие вопросы организации производства, его планирования и управления, показать механизм ценообразования и основные каналы реализации продукции, проанализировать основные источники доходов, отношения с поставщиками сырья и потребителями готовой продукции и услуг.

Во втором разделе студент подбирает, систематизирует и обрабатывает фактический цифровой материал за несколько последних лет (3-5), составляет аналитические таблицы, диаграммы, графики с таким расчетом, чтобы они отражали сущность исследуемого вопроса, а также влияние факторов внешней и внутренней среды на изменение производственных и экономических показателей. Для этого раздела характерна объективность изложения и анализа, точность, ясность и краткость.

Третий раздел ВКР бакалавра должен носить творческий, конструктивный, инновационно-прикладной, проектно-прогнозный характер. Студент должен раскрыть суть разработанных им нововведений, направленных на улучшение экономических показателей работы предприятия и его отдельных подразделений. В разделе необходимо определить пути оптимизации ресурсного и информационно-аналитического обеспечения предлагаемых студентом рекомендаций для предприятия.

Студенту следует доказать, что предложенные мероприятия приводят к улучшению результатов производства: росту валовой и товарной продукции, чистого дохода, повышению производительности труда, фондоотдачи, окупаемости затрат, повышению уровня рентабельности производства, снижению себестоимости продукции, повышению эффективности использования производственного и ресурсного потенциала как исследуемого предприятия, так и других предприятий данной отрасли (региона).

 

 

4.5 Рекомендации для подготовки ВКР по профилю подготовки «Финансы предприятий АПК и оценка стоимости агробизнеса»

Второй разделВКР бакалавра по содержанию являетсяаналитическим.В нем проводится анализ состояния предприятия (организации, учреждения) - объекта исследования. Содержание и структура изложения зависят от темы и задач, которые поставлены перед исследователем.

Второй раздел выпускной квалификационной работы бакалавра по данному направлению подготовки обычно включает:

- технико-экономическую характеристику объекта исследования;

- анализ предмета исследования и его отдельных элементов на конкретном объекте;

- комплексный анализ финансового состояния объекта исследования.

При составлении характеристики объекта исследования необходимо указать его полное наименование, форму собственности, подчиненность, местоположение, организационную структуру, состав основных подразделений и исполнителей, их функции. Все аналитические расчеты, таблицы, графики, диаграммы должны сопровождаться комментариями и выводами, которые позволяют рассмотреть сущность исследуемых процессов, их особенности, тенденции, выявить неиспользованные резервы.

Для выполнения второго раздела студент должен собрать фактические данные во время преддипломной практики. В процессе прохождения практики необходимо собрать плановые и отчетные данные – основные показатели деятельности и финансового состояния объекта исследования за предыдущие -5 лет. Эти данные используются для характеристики объекта исследования в динамике с обоснованием причин изменений, а также для прогнозирования.

Третий разделВКР бакалавра является по существу оптимизационной частью. Он посвящен вопросам совершенствования предмета исследования.

Целью третьего раздела является разработка конкретных рекомендаций, предложений, моделей управления параметрами развития и деятельности организации на базе основных теоретических положений, методических подходов и инструментария, представленных в первом разделе, а также выводов на основании результатов проведенного во втором разделе исследования.

В этой части необходимо предложить конкретные методы, способы, приемы решения той или иной проблемы, дать сравнительную оценку уже применяемых и предлагаемых мероприятий, определить пути развития (совершенствования) процесса, выявить резервы улучшения финансовой работы предприятия.

Эта часть работы позволяет составить наиболее полное впечатление об умении автора самостоятельно работать с фактическим материалом, принимать взвешенные управленческие решения в сфере финансов и оценки стоимости бизнеса, в том числе в аграрном секторе экономики.

 

 


РАЗДЕЛ 5 ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Общие требования. Представление готовой выпускной квалификационной работы бакалавра выполняется в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» (ГОСТ 7.32-2001).

Текст ВКР должен быть выполнен печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм) через 1,5 интервала. Цвет шрифта должен быть черным, текстовый редактор Word – Times New Roman, 14-й кегль.

Полужирный шрифт не применяется. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Текст выпускной квалификационной работы печатается с соблюдениемтаких отступов от края страницы: левый – 30 мм, верхний и нижний – 20 мм, правый – 15 мм.

При оформлении выпускной квалификационной работы необходимо придерживаться равномерной плотности, контрастности и четкости печати всего документа. Фамилии, названия предприятий, учреждений и организаций в работе приводятся языком оригинала. Сокращение слов и словосочетаний выполняется в соответствии с существующими стандартами.

Заголовки структурных частей выпускной квалификационной работы бакалавра – СОДЕРЖАНИЕ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ – печатают заглавными буквами симметрично к тексту. Заголовки РАЗДЕЛОВ печатают заглавными буквами с абзацного отступа. Заголовки подразделов печатают маленькими буквами (кроме первой заглавной) с абзацного отступа. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух или больше предложений, их разделяют точкой.

Расстояние между заголовком структурной части ВКР и текстом работы должно составлять 2 интервала. Расстояние между заголовком раздела ВКР и подраздела ВКР должно составлять 2 интервала. Расстояние между заголовком подраздела ВКР и текстом работы должно составлять 1 интервал.

Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту ВКР и равняться пяти знакам (1,25 см). Основной текст работы выравнивают по ширине страницы (возможно использование автоматической расстановки переносов, за исключением заголовков). Каждую структурную часть выпускной квалификационной работы бакалавра (кроме подразделов ВКР) следует начинать с новой страницы.

Нумерация.При оформлении ВКРприменяется сквозная нумерация текста работы с использованием арабских цифр, включая приложения, входящие в состав ВКР. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки в конце. Первой страницей выпускной квалификационной работы является титульный лист, который включают в общую нумерацию страниц, без проставления номера. Задание на выполнение дипломной работы подшивается после титульного листа, но в нумерации также не учитывается. После задания располагают реферат, затем - содержание работы. Номера страниц в работе начинают проставлять с первой страницы введения (пятый лист ВКР).

Разделы и подразделы выпускной квалификационной работы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация разделов осуществляется цифрами без точки, номер ставится после слова «РАЗДЕЛ». Заголовок раздела пишется после номера раздела, в той же строке, без разделения точкой, с абзацного отступа. Подразделы ВКР должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится, например, «1.1» (первый подраздел первого раздела). Затем в той же строке следует название подраздела.

Такие структурные части выпускной квалификационной работы, как содержание, обозначения и сокращения, введение, заключение, список использованных источников не имеют порядкового номера. При этом все страницы, на которых размещены указанные структурные части работы, нумеруются обычным способом. Не нумеруются только их заголовки, т.е. нельзя печатать «1 ВВЕДЕНИЕ».

Иллюстрации.Иллюстрации (фотографии, рисунки, схемы, графики) ВКР размещают непосредственно после текста, где они упомянуты впервые или на следующей странице. При необходимости иллюстрации могут быть цветными. На все иллюстрации в работе должны быть сделаны ссылки.

Номер иллюстрации, ее название и пояснительные подписи размещаются непосредственно под иллюстрацией без абзацного отступа с выравниванием по центру страницы. Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруются последовательно в пределах раздела, за исключением иллюстраций, представленных в приложениях. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, между которыми ставится точка. Например: Рисунок 1.2 - Динамика основных показателей… (второй рисунок первого раздела).

Таблицы.Цифровой материал выпускной квалификационной работы, как правило, оформляется в виде таблиц. Таблицу располагают непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы в тексте ВКР должны быть ссылки. Таблицы нумеруют последовательно (за исключением таблиц, представленных в приложениях) в пределах раздела. Номер таблицы должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы, между которыми ставится точка, например: «Таблица 1.2» (вторая таблица первого раздела). Таблица должна иметь название, которое следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Слово «Таблица» и название таблицы пишут с заглавных букв.

Таблицу с большим числом строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица», ее номер и наименование указывают один раз слева над первой частью таблицы, а над другими частями также слева пишут слова «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы.

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае – боковик. При делении таблицы на части допускается ее головку или боковик заменять соответственно номером граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, математических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Заголовки граф таблицы должны начинаться с заглавной буквы, а подзаголовки – с маленькой, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишутся с заглавной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся.

Пример построения таблицы:

  Таблица (номер) - Название таблицы  
              Заголовки граф
            подзаголовки граф  
Строки              
               
               
    Графы (колонки)  

При оформлении таблиц допускается применять меньший размер шрифта, чем в тексте.

Формулы и уравнения. Формулы и уравнения располагают непосредственно после текста, в котором они упоминаются, по центру строки. Выше и ниже каждой формулы нужно оставить не меньше одной свободной строки.

Формулы и уравнения в выпускной квалификационной работе нумеруют в пределах раздела. Номер формулы или уравнения состоит из номера раздела и порядкового номера формулы или уравнения, между которыми ставят точку. Номер пишут возле правого поля листа на уровне соответствующей формулы или уравнения в круглых скобках, например: (4.1) (первая формула четвертого раздела).

Объяснение значений символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу или уравнение, располагают непосредственно под формулой в той последовательности, в которой они приведены в формуле. Пояснение значений каждого символа следует располагать с новой строки. Первую строку объяснения начинают со слова «где» без двоеточия.

Например:

(4.1)

где Ага – сумма переменных затрат, отнесенная на 1 га площади;

у – урожайность с.-х. культуры;

в – сумма постоянных затрат на 1 ц продукции.

Цитирование и ссылки на использованные источники. Для подтверждения собственных аргументов ссылками на авторитетные источники или для критического анализа той или иной публикации следует приводить цитаты. Научный этикет требует точно воссоздавать цитированный текст, так как значительное сокращение приведенного извлечения может исказить авторское содержание.

Общие требования к цитированию такие:

а) текст цитаты начинается и заканчивается кавычками и приводится в той гр