Одной из основ систем качества является теория систем.

Общее понятие системы

Система – целое, созданное из частей и элементов для целенаправленной деятельности.

В соответствии с п. 3.2.2 ГОСТ Р ИСО 9000 – 2008 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь» Система это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Основные признаки системы:

1) включает в себя множество элементов;

2) единство цели;

3) наличие связи между элементами;

4) свойственна иерархия и структура;

5) целостность;

6) наличие управления.

Система может быть большой и её целесообразно разделить на ряд подсистем. Подсистема это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область (например, техническая, экономическая, организационная и т. п.)

Классификация систем может быть проведена по различным признакам, однако основной является группировка их в трёх подсистемах: технической, биологической и социальной. Социальная система может включать биологическую и техни­ческую подсистемы, а биологическая — техническую. Классификация систем приведена на рис. 4.1

Техническая подсистема включает станки, оборудование, компью­теры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен, и последствия решений обычно предопределены. Например, порядок включения и работы с компьютером, порядок управления автомоби­лем, методика расчёта мачтовых

 

 

Рисунок 4.1 Классификация систем

 

опор для ЛЭП, решение задач по математике и др. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, опре­деляет качество принятого и выполненного решения. Например, хо­роший программист может эффективно использовать ресурсы ком­пьютера и создавать качественный программный продукт, а неква­лифицированный — может испортить информационную и техниче­скую базу компьютера.

Биологическая подсистема включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например, муравейник, человеческий организм и др. Эта подсис­тема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ог­раничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее, последствия решений в био­логических подсистемах часто оказываются непредсказуемыми. Например, решения врача, связанные с методами и средствами лечения пациентов; решения агронома о применении тех или иных химикатов в качестве удобрений. Решения в таких подсис­темах предполагают разработку нескольких альтернативных вари­антов решений и выбор лучшего из них по каким-либо призна­кам. Профессионализм специалиста определяется его способно­стью находить лучшее из альтернативных решений, т. е. он дол­жен правильно ответить на вопрос: что будет, если...?

Социальная (общественная) подсистема характеризуется нали­чием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию, водителя, управляющего автомобилем, и даже од­ного отдельного человека (самого по себе). Эти подсистемы су­щественно опережают биологические по разнообразию функ­ционирования. Набор решений в социальной подсистеме харак­теризуется большим динамизмом, как в количестве, так и в сред­ствах и методах реализации. Это объясняется высоким темпом изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые и однотипные ситуации.

Перечисленные виды подсистем обладают различным уров­нем неопределенности (непредсказуемости) в результатах реали­зации решений. Не случайно в мировой практике легче получить статус про­фессионала в технической подсистеме, значительно труднее — в биологической и чрезвычайно трудно — в социальной. Можно привести очень большой список общепризнанных выдающихся конструкторов, изобретателей, рабочих, физиков и других специалистов-техников; значительно меньше — выдаю­щихся врачей, ветеринаров, биологов и т.д.; на пальцах можно перечислить выдающихся руководителей государств, организа­ций, глав семей и т.д. Среди персоналий работавших в социальной подсистеме, нет общепризнанных лидеров. Хотя по ряду признаков к ним относят царя Петра 1, американского бизнесмена Г. Форда и других.

Свойства систем

Следует выделить следующие свойства систем:

а) система стремится сохранить свою структуру (это свойство основано на объективном законе организации – законе самосохранения);

б) в системе есть потребность в управлении (существует набор потребностей человека, общества, большого социума, животного);

в) в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в неё элементов и подсистем. Система может обладать свойствами не присущими ей элементам и подсистемам.

Классификация систем

Кроме основной классификации, системы можно классифицировать как искусственныеи естественные.

Искусственные системысоздаются человеком для реализации заданных программ или целей. Например, конструкторское бю­ро, клуб любителей книг, компьютер, спутниковый комплекс.

Естественные системы создаются природой, человеком для реализации целей мирового существова­ния. Например, система мироздания, циклическая система зем­лепользования, муравейник.

1) – детерминированные (определённые)

– стохастические (вероятностные, непредсказуемые)

Детерминированные (предсказуемые) системы функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенным резуль­татом. Например, обучение студентов в институте, производство типовой продукции.

Стохастические (вероятностные) системы характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней и (или) внутренней среды и выходными результатами. Например, исследовательские подразделения, предпринимательские компа­нии, игра в русское лото.