Контроль.
Адаптация;
Инновация;
Государство
Предприниматели
Домашнее (семейное) хозяйство
Закон убывающей отдачи.
Закон возрастающих временных издержек.
Расширяются рынки.
Происходит усиление конкуренции.
Углубляется разделение труда.
Материальные потребности общества, буквально безграничны или неутолимы.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
Экономическая предпосылка
Значение качества продукции состоит в том, что только качественная продукция открывает дорогу экспорту на платежеспособные рынки. Основные закономерности экономики в настоящее время к сводятся к следующему:
2. Экономические ресурсы, то есть средства для производства, ограничены или редки (естественные ресурсы, реальный капитал, трудовые ресурсы, предпринимательские способности).
При этом отмечают ниже указанные секторы микроэкономики:
4. «Заграница»
Являясь важным инструментом в борьбе за рынки сбыта, качество обеспечивает конкурентоспособность товара, которая должна соответствовать техническому уровню и полезности продукции в функциональном, социальном, эстетическом, эргономическом, экологическом аспектах.
Рынок - система организации обмена продуктами и услугами в хозяйстве с развитым разделением труда.
Для соверщенного рынка характерны:
1. Свободнаяконкуренция.
2. Прозрачность рынка (информация о ценах).
3. Потребитель принимает решения, исходя из чисто деловой точки зрения.
4. Обмениваемые товары - идентичны.
Конкуренция основной элемент рыночного хозяйства. Наряду с экономическими характеристиками она также имеет важное социальное измерение, поскольку обеспечивает творческую работу каждого в сфере экономического созидания, препятствует ограничению обмена, воспитывает боевой дух и предприимчивый образ действий.
Различают следующие функции конкуренции:
1. Регулирование (Максимальное удовлетворение требований потребителей);
2. Размещение (Ресурсы и производственные продукты всегда в конечном итоге концентрируются там, где они могут обеспечить максимальную отдачу);
5. Распределительная функция (Распределение социального продукта, прежде всего по критерию степени дефицитности того или иного производственного фактора);
Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Отличительные её характеристики:
1. Достаточное большое число предприятий ограничивает контроль над ценой.
2. Отсутствует взаимная зависимость, тайный сговор по ценам и рынкам фактически невозможен.
3. Продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи.
4. Экономическое соперничество влечёт за собой ценовую и неценовую конкуренцию.
5. Вступление в отрасль является относительно лёгким (барьеры: рост масштаба производства снижает издержки, естественные монополии, НИОКР, патенты, лицензии, собственность на важнейшие виды сырья, нечестная конкуренция).
6. Лёгкое вступление в отрасль и массовый выход вызывают тенденцию к получению нормальной прибыли в долговременном периоде.
7. Превышение цены предельных издержек означает недораспределение ресурсов для данного продукта и потребители не получают продукт по наименьшей цене.
8. Дифференциация продукта обеспечивает компенсацию тенденции приближения к нулю прибыли в долговременном периоде.
9. Предприниматель стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбытовой деятельности, которая будет максимизировать прибыль.
При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей продукции, которые могут удовлетворять потребности потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующей продукции. Качество достигается вложением затрат, которые окупаются благодаря полученной прибыли.
Ценообразование преследует две цели:
Продавец - устанавливает максимально высокую цену;
Покупатель – осуществляет покупку по минимально низкой цене
Развитие рыночной экономики привело к рассмотрению качества с позиции потребителя в отличие от позиции, при которой качество диктуется производителем. Наличие конкурентной среды в рыночной экономике привело к разделению конкуренции по признаку качества на:
ценовую — вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены;
неценовую, при которой за ту же цену предлагается товар с более высокими качественными показателями и комплексом услуг, что называется на языке маркетинга «товар с сопровождением».
В усилении неценовой конкуренции товаропроизводителей главную роль играет повышение качества продукции. Оно выступает важнейшим фактором роста эффективности удовлетворения потребностей и конкурентоспособности продукции на мировом рынке и в значительной степени определяет цель функционирования хозяйственного механизма.
Это в значительной степени обусловливает необходимость интегрального подхода к управлению качеством продукции, обеспечивающего усиление взаимосвязей между отдельными элементами системы управления качеством, стадиями жизненного цикла продукции, уровнями управления.
В рыночной экономике производитель и потребитель сами находят себя на рынке, мотивация их деятельности основывается на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. Потребительский эффект получается от совершенствования разнообразных уровней, важных для оценки качества, сконцентрированных в потребительной стоимости. Важными уровнями оценки качества являются:
технический уровень, который воплощает в продукции достижения
научно-технического прогресса;
эстетический уровень, который характеризуется комплексом свойств, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами;
эксплуатационный уровень, связанный с технической стороной использования продукции (уход за изделием, ремонт, поддержание качества);
уровень качества функционирования, предполагающий гармоничную увязку функциональных свойств (взаимозаменяемости, точности, надежности, стабильности).
Преобладающая часть современного мирового производства представлена производством продукции. Поэтому произведенная продукция воплощает в себе как потребительную стоимость, так и стоимость.
В серийном производстве для изделий долговременного пользования всё большую роль начинает играть не продажная цена продукции, а стоимость полного жизненного цикла (ЖЦ).
При этом предприятия - производители продукции решают три основных вопроса экономики:
1. «Что производить» - решающее значение имеет выбор потребителя.
2.«Как производить» - решается конкуренцией различных производителей.
3. «Для кого производить» - определяется игрой предложений и спроса.
Конкурентоспособность и качество
Известно, что именно качество и конкурентоспособность определяют подъём экономики и качество жизни людей. Конкурентоспособность стала очень важным критерием, определяющим возможности существования организации в рыночных условиях, что исходит из характеристики рынка. Она включает основные факторы конкурентоспособности, насыщенность товарами, осведомленность потребителя и изменчивость через прогресс, соперничество. Основные факторы конкурентоспособности выражены:
соответствием ожиданиям потребителей (качество);
платежеспособностью потребителя (цена);
точностью сроков поставки;
стоимостью эксплуатации;
удобством обслуживания;
доверием к товару (имидж изготовителя, сертификация).
Способность за 5...7 лет обеспечить конкурентоспособное качество относят к главному критерию выбора предприятий.
Понятие конкуренции весьма разнообразно и под ним понимаются:
элемент рыночного механизма;
форма взаимодействия рыночных субъектов;