ВОСЕМЬ ПРИНЦИПОВ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
С сторон
С заинтересованных
Ресурсов Е персонала,
Поставка Ц потребителей,
Процветание
Всеобщее
Повышение Повышение
удовлетворённости удовлетворённости
потребителя изготовителя
Получение более Снижение затрат,
качественной продукции повышение
по более низким ценам производительности труда,
завоевание новых рынков
Постоянное совершенствование и/или реинжиниринг
П
Р
О Удовлетворённость
Ы
История развития менеджмента качества и системного подхода
Динамика изменения понятия качества приведена в табл. 2.1.
Таблица 2.1. Изменения понятия качества
Автор | Формулировка определения качества |
Кодекс Хаммурапи | Первое упоминание в 1792г. до нашей эры письменных источниках о проблемах качества |
Аристотель (III век до н.э.) | - Различие между предметами; - Дифференциация по признаку «хороший – плохой» |
Китайская версия | Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов – «равновесие» и «деньги» (качество = равновесие – деньги). Следовательно, качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой» |
Гегель (XIX век н.э.) | Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество |
Шухарт У. (1931 г.) | - Качество имеет два аспекта: - объективные физические характеристики; - субъективная сторона: насколько вещь «хороша». |
Исикава К. (1950 г.) | - Качество, свойство, реально удовлетворяющее потребителей |
Джуран Дж.М. (1979 г.) | - Пригодность для использования (соответствие назначению); - Субъективная сторона: качество есть степень удовлетворения потребителя. Для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям |
ГОСТ 15467-79 | Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением |
Международный стандарт ИСО 8402-86 | Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности |
Международный стандарт ИСО 8402-94 | Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности |
Международный стандарт ИСО 9000-2009 | Качество - степень соответствия присущих характеристик требованиям. Требование - потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным |
Первое упоминание в письменных источниках о проблемах качества зафиксировано в кодексе Хаммурапи в 1792 году до нашей эры.
В Древнем Китае при создании иероглифа для обозначения понятия «качество» были объединены два иероглифа – равенствои деньги. Полученный иероглиф получил название – «Качество»и означает, что качественный товар не может быть дешёвым.
Понятие «качество» было впервые проанализировано древнегреческим философом Аристотелем (3 век до нашей эры). Он объяснял качество как «различие между предметами» с дифференциацией по признаку «хороший – плохой».
Немецкий философ Гегель рассматривал качество как логическую категорию, видя в ней начальную ступень познания вещей и становление мира. Он писал, что «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое количество. Количество есть, напротив, внешнее бытие, безразличная для него определенность. Третья ступень бытия – мера – есть единство первых двух, качественное и количественное»
В 1930г. У. Шухарт выделил в качестве две составляющие: качество объективное, характеризующееся физическими характеристиками продукта и качество субъективное, присущее индивидууму.
В 1950г. К. Исикава определил, что продукция существует для того, чтобы удовлетворять потребности потребителя. В тоже время Э. Деминг отметил, «Цена – ничто, если неизвестно качество».
В Россииразвитие менеджмента качества происходило в русле общемировых тенденций.
Несмотря на большие достижения в области организации системного управления качеством и обеспечение высокого уровня качества отдельных видов продукции, прежде всего в оборонной промышленности в стране существует проблема качества продукции и услуг. Многие методы и формы работы по качеству были впервые найдены и апробированы именно на отечественных предприятиях. В целом же в стране разработки и достижения в области управления качеством не были должным образом востребованы, несмотря на высокие объёмы производства выпускаемых товаров, большинство этих товаров пользовалось ограниченным спросом населения внутри страны и не являлось конкурентоспособным на мировом рынке. Главная причина такого отношения к качеству отмечена в статье русского философа И. А. Ильина «Спасение в качестве», впервые опубликованной в журнале «Русский колокол» в 1928г. Она состоит в том, что огромная территория и неисчислимые богатства России не способствуют концентрации усилий её народа на решении проблемы качества. В настоящее время в нашей стране сложились условия, при которых становится очевидным то, о чем писал И. А. Ильин:
«Всмотритесь же в пути и судьбы России, вдумайтесь в её крушение и унижение! И вы увидите, что русскому народу есть только один исход и одно спасение - возвращение к качеству и его культуре. Ибо количественные пути исхожены, выстраданы и разоблачены, и количественные иллюзии на наших глазах изживаются до конца… На протяжении веков вся беда наша, вся опасность наша состояла в том, что судьба навязывала нам неисчерпаемое обилие – обилие пространств, племён и людей – и не давала нам времени для того, чтобы проработать это обилие, овладеть им, извлечь из него скрытые силы и довести их до качественного расцвета…»
В 1928 в том же 4-ом номере «Русского колокола» И. Ильин писал:
«Качество необходимо России: верные, волевые, знающие и даровитые люди; крепкая и гибкая организация; напряженный и добросовестный труд; выработанный качественный продукт; высокий уровень жизни»
Уместно вспомнить и высказывание о качестве ещё в 20-х гг. прошлого века великого русского художника и гуманиста Н. К. Рериха: «Думать о качестве всех производств есть несомненная обязанность каждого мыслящего существа. Не устремленные к качеству пусть лучше и не говорят о культуре».
Но жизнь заставляла принимать иногда и жёсткие меры, свидетельство тому Указ Президиума Верховного совета: