Экономическая сущность налогов

Тема 7. Налоги и налогообложение

Доходы и расходы бюджета

Доходы бюджета формируются за счет налогов, поступлений от государственного имущества и от внешней торговли, за счет государственных займов.

Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие (обеспечивают текущую деятельность) и капитальные (обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность в РФ). Включают в себя: расходы на национальную безопасность, на социальную политику, на содержание государственного аппарата, на обслуживание государственного долга, государственные закупки, субсидии отдельным отраслям и регионам, форс-мажор.

Доходы и расходы бюджета могут не соответствовать друг другу, тогда используются понятия дефицит или профицит бюджета.

Государственный бюджетный дефицит – это разница между расходами (G) собранными налогами (T) за данный период:

Дефицит Бюджета ≡ G - T

Может возникнуть не только из-за снижения поступления налогов, но и в связи с изменением нормативов потребления ресурсов, превышением расходов и др. Если G превышает T, государство должно занять у общества чтобы профинансировать свой дефицит. Оно это делает путем продажи Казначейских обязательств и облигаций. В этом случае, часть сбережений домашних хозяйств (S) поступает правительству.

Если государственные закупки равны налогам минус трансферты, то G = T, и у государства сбалансированный бюджет. Если G > T, тогда у государства имеется бюджетный дефицит. Если G < T, тогда у государства бюджетный профицит. Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета, то обычно принимается решение о сокращении расходов бюджета. Процедуру изменения статей бюджета в ходе его исполнения называют секвестр.

Таблица 72

Доходы и расходы федерального бюджета

Доходы бюджета Расходы бюджета
1. налоги (3/4 от всех поступлений); 2. поступления от государственного имущества; 3. поступления от внешней торговли; 4. государственные займы 1. национальная безопасность; 2. социальная политика; 3. расходы на государственное управление; 4. расходы на обслуживание государственного долга; 5. субсидии отдельным отраслям и регионам; 6. государственные закупки; 7. форс-мажор.
Итого 100% Итого 100%

 

 

Налоги – это обязательные индивидуально безвозвратные и безвозмездные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц по ставке, установленной в законодательном порядке с целью финансирования производства общественных благ и услуг, а так же для контроля над величиной частных расходов.

Экономическая сущность налогов выражается в перераспределении государством национального дохода для удовлетворения общегосударственных потребностей (Национальный доход – сумма всех доходов за год в виде з/пл, промышленной и торговой прибыли, % на вложенный капитал и земельной ренты).

Государство существует за счет налогов и займов. Займы необходимо отдавать. Поэтому налоги как источник поступления средств более желательны для государства. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиком и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке.

Функции налогов и их взаимосвязь:

1. Фискальная (лат. – государственная казна) – за счет сбора налогов формируются государственные доходы, что позволяет удовлетворять потребности государства и общества в целом;

2. Регулирующая– направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей

2.1. стимулируются или сдерживаются экономические процессы;

2.2. стимулируется или сдерживается потребление товаров (акцизы);

2.3. регулируются доходы населения (ставка подоходного налога зависит от доходов граждан);

3. Перераспределительная (социальная)– налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, а потом в виде социальной помощи поступают к малоимущим слоям населения.

Классификация налогов:

I. В зависимости от уровня их установления и изъятия– деление по уровням устанавливает, в чьей компетенции находится тот или иной налог, а поступать он может в бюджеты всех уровней.

1. федеральные – на уровне Российской федерации (всего 25 налогов). Например, НДС, налог на прибыль, таможенные пошлины и др.;

2. региональные – на уровне субъектов Федерации (6 налогов). Например, налог на имущество предприятий, ЕНВД и др.;

3. местные – на уровне городов и районов (всего 22 вида). Например, земельный налог, налог на имущество физических лиц, регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность, за право торговли и др.

II. В зависимости от связи с объектом налогообложения:

1. прямые налоги – налоги устанавливаются непосредственно на доход, имущество или капитал (прямая форма обложения). Налоговое бремя не может быть переложена на третьих лиц. Их еще называют налоги на владение. Относят: налог на прибыль, земельный налог и др.

2. косвенные налоги – налоги на товары и услуги, включаются в цены товара или тарифы услуг, то есть устанавливаются в виде надбавки к цене. Тяжесть налогового бремени обычно перераспределяется между продавцом товара и его покупателем. Производитель товара при его реализации получает налоговые суммы, которые потом перечисляет государству. Налогообложению подвергаются финансовые операции, хозяйственные обороты. Их еще называют налоги на потребление. Относят акцизы, НДС.