Композиция в ландшафтном дизайне
Все объекты ландшафтного дизайна характеризуются определенной территорией, имеющей разнообразную конфигурацию в плане и разные физические размеры. Все эти территории обычно представляют собой совокупность растительности, водных устройств, малых архитектурных форм, площадок различного функционального назначения. Главная задача в их формировании — это выявление художественного образа данной среды, что достигается с использованием приемов архитектурной композиции.
Композиция(от латинского compositio — сочинение, построение, структура) — это средство раскрытия идейно-художественного содержания произведения. Без знания и правильного использования принципов композиции невозможно выявление творческого замысла.
Архитектурная композиция— это закономерное и оптимальное сочетание объемов и пространства в единую гармоничную систему, отвечающую функциональным и эстетическим требованиям. К основным задачам архитектурной композиции относятся:
—организация объемов и пространств в соответствии с функциональным процессом;
—гармоничное объединение и соподчинение объемов и пространства в целостную систему, обладающую положительным эмоциональным воздействием на человека.
Ландшафтная композиция— это искусство располагать на данной территории различные элементы для создания комфортной среды по функциональным, экологическим и эстетическим требованиям. Она выражается в размещении сооружений, малых архитектурных форм, растительности, водных устройств, площадок, в организации движения, членении территории на части, в пропорциях отдельных частей, размерах всех элементов, входящих в состав данной территории и их взаимосвязи. Ландшафтная композиция предопределяет использование всех средств ландшафтного дизайна (Рис. 11).
К средствам ландшафтного дизайна относятся естественные природные элементы среды — растительность, рельеф, водные устройства и искусственные элементы среды — малые архитектурные формы, декоративное покрытие, визуальные коммуникации, декоративная скульптура. Создание любого ландшафтного объекта осуществляется, в основном, с использованием перечисленных выше средств ландшафтного дизайна в определенной взаимосвязи и взаимозависимости для достижения единства композиции и ее яркого образного воздействия. Пространственная среда ландшафтных объектов включает плоскости — поверхность земли (с газоном, цветником, покрытием), а также элементы рельефа, водные устройства и объемы — растительные группировки, малые архитектурные формы, скульптуру, визуальные коммуникации.
Взаимосвязь пространства, плоскости и объема определяется объемно-пространственной композицией. При решении композиционных задач в формировании архитектурно-ландшафтных объектов учитывается геометрический вид формы, величина, масса, фактура, цвет, освещенность, положение в пространстве. Ландшафтный архитектор должен понимать основные свойства пространства: характеристику глубины, протяженность, прерывистость и непрерывистость, конечность и бесконечность, расчлененность пространства.
Создавая пространство с использованием средств ландшафтного дизайна, необходимо понимать его эмоционально-психологическое воздействие на человека. Различают четыре аспекта отношения человека к пространству:
— объективный — зависящий от таких характеристик пространства, как площадь, основные габариты, ширина, длина, геометрические очертания;
— психо-физиологический — связанный со способностью пространства возбуждать, утомлять, успокаивать, угнетать;
— ассоциативный — обуславливающий способность человека к различным ассоциациям при восприятии;
— семантический — связан с функциональным назначением объекта.
Одни пространства могут быть выразительными, другие — невыразительными. При формировании любого пространства, фронтального или глубинного, необходимо решать следующие композиционные задачи:
— определение стиля планировки и масштабных характеристик формирующих элементов (малых архитектурных форм, декоративной скульптуры, растительности и др.);
— пропорционирование территории;
— выявление центра композиции и главных и второстепенных осей;
— определение ландшафтных акцентов и точек их обзора;
— использование контраста, нюанса и тождества, ряда (метрического и ритмического);
— неожиданное раскрытие акцентов;
— выявление фона и использование особенностей линейной перспективы (рис. 12).
Масштаб — важнейшее средство архитектурной композиции, средство достижения художественной выразительности ландшафтных объектов. К сожалению, в ландшафтной архитектуре воздействие масштаба на человека недостаточно разработано. По мнению многих специалистов, масштаб способствует выявлению композиционной целостности и художественной выразительности любого ландшафтного объекта. Архитектурный масштаб характеризует три формы масштабных связей:
— отношение элементов к целому и друг к другу;
— отношение объекта к архитектурной и природной среде, к размерам и масштабу окружения;
— отношение величины объекта и его элементов к человеку.
В ландшафтном дизайне существует некоторое разнообразие пространственных масштабных характеристик:
— первый масштаб (основной) — масштаб элементов, соразмерный антропометрическим данным взрослого человека;
— второй масштаб (индивидуальный) — соразмерный антропометрическим данным той или иной возрастной группы детей (в зависимости от функционального назначения объекта);
— третий масштаб (миниатюрный) — масштаб элементов небольших ландшафтных пространств в интерьерах с включением бонсай;
— четвертый масштаб (монументальный) — масштаб элементов, подчеркивающий символику в ландшафтном пространстве, наиболее ярко выявляющий его художественный образ.
Ландшафтные объекты, в зависимости от своего функционального назначения, могут иметь все изложенные масштабные характеристики построения пространств. Эмоциональное воздействие пространств с названными масштабными характеристиками достаточно велико. Основными параметрами, характеризующими композиционное построение пространства, являются: стиль композиции, асимметрия или симметрия, физические размеры, длина и ширина, площадь, определяющие фронтальное или глубинное пространство.
Для решения характера размещения и выявления взаимосвязи природных и искусственных элементов среды следует определить прием планировки. Он может быть регулярным, ландшафтным и смешанным. Регулярный прием планировки характеризует геометрическая сетка, включающая прямолинейную трассировку дорог, геометрическую форму партеров и цветников, симметричное оформление композиций оси, подчеркнутое доминирование здания, четкие контуры водоемов, рядовые посадки деревьев. В отличие от регулярного, пейзажный прием планировки отображает и подчеркивает красоту естественной природы. Характеризуется свободной сеткой плана, извилистыми дорогами, естественным рельефом, свободными контурами водоемов, свободнорастущими деревьями. Смешанный прием характеризует сочетание элементов регулярного и пейзажного приемов планировки. Регулярный прием планировки, как правило, характеризует симметричный план, а пейзажный — асимметричный. Формы симметричного плана, если они мастерски выполнены и размещены, могут выражать идею и возбуждать в человеке ощущение дисциплины высшего порядка, великолепия, силы, монументальности и высокого совершенства. Геометрический план, ясный и явный, быстро постигается. В этом его преимущество. Но он имеет также недостаток — монотонность. Асимметричный план более выразителен, но пространственная ориентация в нем сложна.
В формировании любого ландшафтного объекта большое внимание уделяется выявлению композиционных осей. Различают главные и второстепенные оси композиции. Осью композиции является направленное развитие ландшафтного построения пространства. Главная ось обычно совпадает с основным потоком движения по территории и приводит к композиционному центру. Второстепенные оси могут пересекать главную ось под различными углами или проходить параллельно ей. Главная ось — аллея — может отличаться от второстепенных аллей большей шириной, оригинальной аллейной посадкой деревьев и более богатым цветочным оформлением. На территории любого ландшафтного объекта не должно быть много дорожек и основные дорожки должны обязательно вести к какой-нибудь цели — павильону, беседке, площадке отдыха, фонтану, цветнику и др. Дорожки должны иметь плавные изгибы, обусловленные рельефом, размещением растительности или водных устройств. Следует избегать пересечения дорожек под прямым углом.
В формировании любых объектов ландшафтного дизайна необходимо выявить центр композиции, т. е. определить главное и второстепенное. Центр композиции — главное в каждом ландшафтном объекте. Он может иметь различное конкретное выражение. В одних случаях композиционным центром территории будет площадь с фонтаном или цветником, в других — декоративный водоем или малая архитектурная форма. Все прочие элементы композиции подчиняются композиционному центру и поэтому считаются второстепенными. Они бывают меньших размеров и более скромно оформлены. Композиционный центр, в зависимости от принятой планировочной структуры и творческого замысла, может быть размещен у входа, в геометрическом центре территории или в глубине. Композиционный центр, по сути, является основным ландшафтным акцентом любого пространства. На больших территориях сложной конфигурации должно быть несколько второстепенных ландшафтных акцентов. Все они должны иметь продуманные точки обзора. Точка обзора — это место, откуда наилучшим образом воспринимается вид. Любой ландшафтный объект должен включать несколько точек обзора.
В объектах ландшафтного дизайна на основе гармоничной связи природных и искусственных (антропогенных) элементов используются такие закономерности построения пространственных форм, как нюанс, контраст и тождество. В ландшафтных объектах они воспринимаются как степень сходства и различия отношений между однородными качествами и свойствами входящих в них элементов и пространств. Наиболее широко в построении ландшафтных композиций используется принцип контраста. Например, малое противопоставляется большому, низкое — высокому, гладкое — шероховатому, темное — светлому.
Особенно эффектны контрасты, возникающие от сопоставления деревьев с противоположными свойствами крон. Например, плакучая форма кроны березы выгодно оттеняется от пирамидальной формы кроны пихты или ели. Наиболее часто используемым видом контраста является внезапное изменение характера планировки. Например, темные коридоры аллей и солнечные поляны, светлая окраска листьев с темной листвой и т. д., а также внезапное восприятие предмета.
Внезапность, т. е. неожиданное раскрытие предмета, заставляет зрителя сконцентрировать внимание в определенном направлении, но этот предмет обязательно должен быть интересен в эстетическом отношении.
Для достижения художественной выразительности любой территории большое значение имеет применение метра и ритма. Ритмом в ландшафтном проектировании называется закономерное чередование декоративных элементов, какой-либо законченной композиции. Чередоваться могут высоты, зеленые объемы, окраска и т. д. Ритм подчеркивает особенность и характер зонирования пространства, разнообразное положение в пространстве элементов, является средством организации движения. Наряду с ритмом в формировании ландшафтных объектов большое значение имеет правильное использование законов линейной перспективы, с помощью которых можно изменить (улучшить) некоторые пространственные характеристики. Так, например, какой либо из ландшафтных акцентов можно «приблизить» или «удалить» если аллею, ведущую к нему, сделать короче изменением ее ширины на переднем или заднем плане. Можно также создать иллюзию усиления рельефа. Так, например, холм с подсадкой пирамидальных тополей на вершине будет казаться выше.
Для достижения художественной выразительности ландшафтных композиций необходимо использование фона. Фоном называется задний план пейзажа, на котором воспринимаются те или иные элементы ландшафта, расположенные на переднем плане. Для ландшафтных композиций фоном могут служить высокие древесные насаждения, живые изгороди, трельяжи, здания и др.
Композиционное построение ландшафтных объектов невозможно без учета цвета. Создание ландшафтной среды осуществляется с активным включением цвета как важного средства художественной выразительности композиций и фактором, оказывающим эмоциональное воздействие на состояние человека. Построение цветовой гаммы ландшафтных объектов осуществляется по принципу контраста или нюанса. В восприятии цвета большое значение оказывают условия освещенности ландшафтных объектов в зависимости от их ориентации по сторонам света, а также удаленности точек обзора. С большого расстояния лучше воспринимаются яркие цвета в контрастных сочетаниях, собранные в крупные цветовые пятна.
В ландшафтных композициях очень важно и освещение. Правильно подобранные и установленные светильники позволяют и в темное время суток наслаждаться красотой природы. Мягкий ненавязчивый свет еще больше подчеркивает декоративность композиций, выделяя наиболее выразительные акценты. Планируя установку осветительных приборов, необходимо тщательно продумать, чего добьемся, устанавливая светильник именно в этом месте. Неплохой результат можно получить опытным путем, устанавливая светильники в различных местах и оценивая полученный эффект. При этом необходимо учитывать изменения, которые могут произойти через несколько лет в связи с ростом растений. Этот путь наиболее простой, так как намного легче сделать временную проводку, опробовав несколько, и выбрать лучший вариант.
К освещению предъявляется несколько требований. Светильники устанавливаются в таких местах, чтобы подчеркнуть самые привлекательные элементы декоративного оформления. Свет не должен быть ярким, слепящим, раздражающим, он призван действовать успокаивающе, как вспомогательное средство восприятия прекрасного. Количество светильников обусловливается понятием разумности, чрезмерное количество обесценит эффект применения. Выбирая светильники, надо учитывать их возможности и умело использовать разные виды.
Подсветку водоемов можно осуществлять только специально предназначенными для этого светильниками. Как правило, все они рассчитаны на низкое напряжение и подключаются через понижающие трансформаторы. Нет смысла останавливаться на характеристиках светильников. Ассортимент их велик, и лучшую помощь в выборе окажут специалисты. Учитывая, что электрические приборы являются приборами повышенной опасности, все работы, связанные с ними, должны выполнять только специалисты-электрики.
Выбрав места установки светильников, приступают к прокладке электрического кабеля. При этом учитывают места установки автоматов защиты, необходимых розеток и выключателей. Они должны располагаться так, чтобы ими было удобно пользоваться и в то же время они были недоступны для детей. Электрический кабель прокладывается под землей, чаще вдоль дорожек, укрытый в трубы, чтобы исключить случайные повреждения при проведении земляных работ. На план участка наносятся все проложенные кабели, и оформляется схема подключения электрических приборов.
И, наконец, немаловажным композиционным фактором, особенно при проектировании частных усадеб, является зонирование территории. Исходя из месторасположения дома, участок, как правило, можно разделить на две части: парадную, которая находится от входа во двор и до фасада дома, и остальную, на которой планируются место для отдыха, детская площадка, сад и огород, хозяйственные постройки. Наряду с ними могут быть выделены участки и под другие площадки. Например, для занятий спортом. Деление на такие зоны является условным и не имеет четких границ. Удачей дизайнера, воплощением его творческого подхода будет плавный переход одной зоны в другую. Наличие между ними отдельных композиций как бы зрительно сглаживает контрасты, вызванные их предназначением.
Зону отдыха размещают в стороне от хозяйственных построек, как правило, ближе к дому. Хозяйственную располагают как можно дальше от жилого дома и обязательно с учетом господствующих ветров. Особое внимание уделяется выбору места для детской площадки. Лучшим для нее является светлое, но в то же время защищенное от прямых солнечных лучей место. Легкая тень, южная сторона — самый лучший вариант.
Вторым критерием является направление господствующих ветров. Место должно быть ровным не иметь застоя воды. Обязательным условием считается, при наличии маленьких детей, удаление от природных и искусственных водоемов. Как правило, площадка должна просматриваться из помещений, чтобы ребенок постоянно был на виду у мамы и членов семьи. Сад и oгород, если они создаются, лучше располагать вблизи хозяйственной зоны, за местом отдыха и детской площадкой.