Лекция 23 Тема: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ВИДЫ. ТЕОРИЯ РИСКОВ

В данной лекции продолжается анализ проблем, возникающих в России в период рыночной трансформации ее экономики. На этот раз в лекции:

• рассматривается сущность предпринимательства и его виды;

• анализируются признаки и виды предпринимательства;

• выясняются достоинства и недостатки всех форм предпринимательства;

• исследуются организационные формы российского бизнеса;

• рассматривается теория рисков.

23.1. Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды

Понятие «предприниматель» появилось в XVIII в. и часто ассоциировалось с понятием «собственник».

А. Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации коммерческой идеи и получения прибыли.

В российском законодательстве предпринимательство трактуется как инициативная самостоятельная деятельность граждан и объединений, направленная на получение прибыли и осуществляемая на их риск и под их имущественную ответственность.

Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательской, а лишь ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском. Все они, вместе взятые, являются признаками предпринимательства.

Предпринимательская деятельность невозможна в условиях жесткой централизованной системы – предприятия в такой экономике занимаются хозяйственной деятельностью, а не предпринимательством. В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты.

Субъектами предпринимательства могут быть частные лица, различного рода ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы) и государство.

Объектами предпринимательства могут стать любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.

В зависимости от содержания деятельности различают виды предпринимательства.

Производственное предпринимательство – это такое, в котором осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей. Функция производства в этом виде предпринимательства – основная.

Коммерческое предпринимательство состоит в операциях и сделках при перепродаже товаров и услуг и не связано с производством продукции. Прибыль предпринимателя образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения. Если эти операции производятся в рамках закона, то они не считаются спекулятивными.

Финансовое предпринимательство – разновидность коммерческого. Объектом купли-продажи здесь являются деньги, валюта, ценные бумаги.

Посредническое предпринимательство проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход.

Страховое предпринимательство – это особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении застрахованного случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

Как видно, все виды предпринимательства направлены на получение дохода. Но для этого необходимо научиться комбинировать ограниченные ресурсы.

Осуществление разных комбинаций ресурсов – необходимое звено деятельности предпринимателя.

Они, по мнению Шумпетера, охватывают пять направлений:

Изготовление нового блага или создание нового качества старого блага.

Внедрение нового метода производства.

Освоение нового рынка сбыта.

Получение нового источника сырья или полуфабриката.

Проведение необходимой реорганизации производства.

На каждом новом отрезке времени могут появляться новые комбинации.

Это качество предпринимательства заметил Ж. Б. Сей, который дополнил формулировку, данную А. Смитом, определив предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства.

Предпринимательская деятельность не связана с какой-то одной формой собственности: частной, коллективной или общественной. Возможны ее разные варианты и сочетания. Это значит, что для того, чтобы заниматься предпринимательством, вовсе не обязательно быть полным собственником применяемого капитала. Можно использовать заемный, чужой капитал. Однако заемный капитал подлежит возврату с определенной долей прибыли (процента). Поэтому при его использовании степень экономического риска предпринимателя возрастает.

Предпринимательство невозможно без новаторства. В связи с этим выделяют две модели предпринимательского поведения: классическую и инновационную.

Первая состоит в том, что бизнесмен стремится организовать свою деятельность с расчетом на максимальную отдачу от имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Вторая модель ориентирована не только на свои ресурсы, но и на возможности привлечь и использовать внешние ресурсы. Привлекая собственные и внешние ресурсы, предприниматель отдает предпочтение наиболее выгодным вариантам развития своего бизнеса.

Предпринимательство существует в разных формах. В основе их классификации лежат два признака: форма собственности и величина фирмы.

В зависимости от формы собственности предпринимательство делится на государственное и частное. Удельный вес этих двух секторов в национальной экономике подвижен: при национализации границы государственного предпринимательства расширяются, приватизация их сужает.

Государственное предпринимательство обычно более капиталоемко и стабильно, ибо обладает финансовой и организационной опекой правительства.

В то же время частный сектор имеет перед государственным ряд преимуществ:

• он свободен в избрании наиболее прибыльной сферы деятельности;

• не регламентирован в объемах бизнеса;

• не ограничен твердой ценой.

По признаку размеров предпринимательства различают: малый бизнес, средний бизнес, крупный бизнес.

В современной западной экономике малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Наиболее типичными формами малого бизнеса стали система франчайзинга (от franchise – льготный) и венчурного (от venture – рисковать) предпринимательства.

Франчайзинг – это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы в своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощи в доставке товаров, в приобретении оборудования, в кредитах и т. д. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции, и, кроме того, они получают регулярные платежи от своих подопечных.

Венчурная фирма – это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя и низким издержкам. Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и переходить к работе над другими видами продукции. Родиной венчурного предпринимательства являются США, где оно возникло после Второй мировой войны. В настоящее время венчурные фирмы начинают создаваться и функционировать и в России. Однако в целом мелкий бизнес не получил в России широкого распространения.

Средний бизнес играет менее заметную роль. Он непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т. д.).

Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя.

В предпринимательстве выделяют три формы:

индивидуальное, или частное;

товарищество, или партнерство;

корпорация (акционерное общество).

Индивидуальным предпринимательством называют бизнес, владельцем которого является один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность и у него невелик капитал – в этом недостатки индивидуального предпринимательства.

Его преимущества: каждый собственник владеет всей прибылью, может сам производить любые изменения. Он платит только подоходный налог и освобожден от налога, установленного для корпораций. Это наиболее распространенная форма бизнеса, характерная для мелких магазинов, предприятий сферы услуг, ферм, а также профессиональной деятельности юристов, врачей и т. п.

Товариществом, или партнерством, называется бизнес, которым владеют два человека и более. Партнерство тоже облагается только подоходным налогом. Достоинства партнерства в том, что его легко организовать и привлечь дополнительные средства и новые идеи. К числу недостатков относят ограниченность финансовых ресурсов при развивающемся деле, которое требует новых вложений капитала, неоднозначное понимание целей деятельности фирмы ее участниками, сложности определения меры каждого в доходе или убытке фирмы. В форме партнерства организуются брокерские конторы, аудиторские фирмы, службы сферы услуг и т. п.

Корпорацией называется совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сама корпорация – акционерным обществом. Доход корпорации облагается налогом с корпораций. Акционерная форма предпринимательства стала в России самой популярной.

К числу преимуществ корпораций относятся:

• неограниченные возможности привлечения денежного капитала через продажу акций и облигаций;

• привлечение специалистов для выполнения управленческих функций;

• стабильность функционирования корпорации, ибо выбытие из общества кого-либо из акционеров не влечет за собой закрытия фирмы.

К недостаткам корпоративной формы организации бизнеса относятся:

• двойное налогообложение той части дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций: первый раз – как часть прибыли корпорации, а второй раз – как часть личного дохода владельца акции. Для владельцев малых корпораций тяжесть двойного налогообложения особенно заметна. Поэтому в США закон допускает для таких фирм получение статуса s-корпорации (small business corporation), при котором доход корпорации считается доходом ее владельцев и облагается только подоходным налогом;

• благоприятные возможности для экономических злоупотреблений. Возможен выпуск и продажа акций, не имеющих никакой реальной стоимости;

• разделение функций собственности и контроля. В корпорациях, акции которых распылены среди многочисленных владельцев, функция контроля отрывается от функции собственности. Владельцы акций заинтересованы в максимальных дивидендах, а менеджеры стараются их уменьшить, чтобы пустить деньги в оборот.

Присутствуют и другие недостатки корпораций, но они окупаются преимуществами.