Малые архитектурные формы

 

Средства ландшафтного дизайна служат для оформления как открытых, так и закрытых ландшафтных пространств. Они могут размещаться в различных интерьерах и экстерьерах. Наиболее распространенным элементом являются малые архитектурные формы. Они чрезвычайно разнообразны по функциональному назначению и пространственным характеристикам, обладают эргономически­ми параметрами и должны соответствовать каждой из возрастных групп людей и учитывать специфику, связанную с их функцио­нальным назначением. Как объекты вариабельного и типового про­ектирования они обеспечивают разнообразие решений и выявляют наиболее ярко архитектурно-художественный облик среды, под­черкивая ее индивидуальность.

В настоящее время в связи с развитием малого бизнеса и пред­принимательства на улицах городов появилось большое количе­ство малых архитектурных форм: небольших кафе, киосков, транспортных остановок с низкими эстетическими характерис­тиками. Для устра­нения существующих недостатков необходима разработка целена­правленной программы на уровне города или района по ланд­шафтному формированию городской среды. Особое внимание следует уделять малым архитектурным фор­мам и рекреационному оборудованию. Малые архитектурные фор­мы (М.А.Ф.) — небольшие по масштабу сооружения и устройства сезонного и круглогодичного пользования (стационарные или транс­формируемые), предназначенные для обслуживания человека в урбанизированной и природной среде. Малые архитектурные фор­мы имеют, как правило, утилитарное и художественно-декоратив­ное назначение, а некоторые только декоративное. К числу соору­жений утилитарного характера можно отнести: торговые и спра­вочные киоски, всякого рода автоматы (телефонные, газетные), беседки, павильоны у остановок транспорта, затеняющие конст­рукции (трельяжи, перголы, навесы), скамьи и т. д. В числе со­оружений архитектурно-художественного назначения следует на­звать опоры для вьющихся растений, цветочницы, шпалеры, тре­льяжи, софиты, фонтаны, разбрызгивающие стенки и т. д.

Анализ различных видов малых архитектурных форм и рекре­ационного оборудования позволяет предложить их общую класси­фикацию по следующим признакам:

— по возрастному контингенту (для детей и взрослых);

— по назначению для нормальных людей, для людей с физи­ческими недостатками и умственно отсталых;

— по функциональному назначению — для всех видов рекреа­ционной деятельности (игровой, продуктивной, спортивной, худо­жественно-просветительной, учебной, трудовой, моторной);

— по характеру конструктивных систем: каркасная, каркасно-щитовая, каркасно-тентовая, щитовая, каркасно-блочная, блочно-сборная, цельноблочная, пневматическая.

Номенклатура малых архитектурных форм и рекреационного оборудования определяется с учетом функционального назначения ландшафтного объекта. Необходимо соблюдать требования стилевого един­ства для размещения малых архитектурных форм в различных типах среды. Малые архитектурные формы следует размещать в соответствии со степенью их композиционной активности, с уче­том законов композиции.

В формировании ландшафтных объектов широко применяется мебель для отдыха: различные типы скамеек, пергол, теневых навесов, беседок, урн. Каждую малую форму следует использо­вать только в соответствии с той функцией, для использования которой она предназначена. Они имеют преимущественно функ­циональное назначение, но также оказывают существенное влия­ние на пространственную организацию любой территории.

Скамейки — наиболее широко применяемый тип малых архи­тектурных форм на любой территории. В зависимости от места размещения определяется назначение, а также форма, размеры, материал исполнения и цвет скамьи. Во всех случаях скамейки должны быть, прежде всего, удобны для пользования, просты по форме, а их цвет — органически дополнять общее цветовое реше­ние территории. Они не должны быть дорогими, а их изготовле­ние трудоемким.

По высоте скамьи для взрослых подразде­ляются на:

а) низкие — 35...40см;

б) средние — 40...45см;

в) высокие — 45...50см.

Ширина скамей для взрослых принимается от 40 до 80...90см. Длина скамьи определяется из расчета 0,3...0,4м на одного ребен­ка и 0,5...0,6м на одного взрослого человека. Наиболее распрост­ранены скамьи длиной от 0,9... 1,2м до 2м для детей и длиной 2...2,5м на двух опорах и 4...5м на трех опорах для взрослых. Для длительного отдыха более удобны скамьи со спинками, скамьи без спинок используются для кратковременного отдыха. Кольцевые — круглые, квадратные, шестигранные, восьмигран­ные и с замкнутым свободным контуром — скамьи могут созда­ваться вокруг отдельных деревьев и их групп, вокруг крупных де­коративных камней и других объемных форм, расположенных на площадке отдыха.

В качестве материала для изготовления скамеек применяется дерево, металл, камень, кирпич, бетон, пластмассы. Наиболее целесообразны скамьи, выполненные из сочетания разных материалов. Для их опорных частей применяют крепкие, твердые материалы (как камень, кирпич, бетон или металл), а для сидений и спинок используют дерево.

Деревянные элементы скамьи следует пропитывать олифой с последующим покрытием бесцветным лаком, можно применять масляную краску. Железобетонные и бетонные элементы остают­ся неокрашенными. Такие скамьи, в связи с их значительным весом, используются как стационарные. В зависимости от нали­чия местных материалов стационарные скамьи могут изготовлять­ся также на кирпичных или каменных опорах. Переносные ска­мьи, как правило, выполняются на металлических опорах — чу­гунных или из сварных труб. Металлические опоры следует окра­шивать в черный цвет.

В зависимости от функционального назначения ландшафтного объекта возможно самое разнообразное размещение скамей: у вхо­да в офисы, жилые дома, на придомовых полосах, на площадках отдыха, детских, спортивных и хозяйственных площадках, на глав­ных и второстепенных аллеях и др. В зависимости от размещения решается форма скамьи, выбирается материал, определяются раз­меры и архитектурно-художественное решение. Композиционные и конструктивные возможности решения ска­мей и мест их установки довольно разнообразны. Их можно закре­пить на консолях в каменной или бетонной подпорной стенке. Можно положить деревянный настил на низкую кирпичную или каменную подпорную стенку и превратить ее в скамью.

Столы — элемент оборудования площадок для тихого отдыха, настольных игр и детских игровых площадок. Чаще всего проек­тируются стационарные столы на бетонных или металлических опорах. Стол может быть также смонтирован вместе со скамьями на металлическом каркасе. В качестве столов могут быть исполь­зованы широкие скамьи, более высокие тумбы или большой пень срубленного дерева. Размеры столов определяются в зависимости от их назначения (настольные игры взрослых, детей, чтение книг и т. д.) и от количества людей, пользующихся столом одновремен­но, из расчета 0,5-0,6м длины стола на одного человека. Высота стола 60см для взрослых и 40...60см для детей.

Урны — имеют утилитарное назначение. Они устанавливаются на территориях, где необходимо обеспечение чистоты и порядка. Обычно урна со­стоит из двух основных частей — оболочки и вынимаемого мусо­росборника. Оболочка урны может выполняться из металла, кера­мики, бетона, асбестоцементной трубы. Не­которые из металлических урн можно снимать со стойки или на шарнирах опрокидывать для удаления мусора и очистки. Размещаются урны обычно у скамей на площадках различного назначения, придомовых полосах, главных и второстепенных ал­леях. Декоративные стенки используются для расчленения простран­ства, ориентации движения пешеходов в нужном направлении, изоляции мест отдыха, маскировки хозяйственных площадок. Де­коративные стенки могут быть сплошными или ажурными. Они выполняются из самых разнообразных материалов — камня, сбор­ных железобетонных элементов, панелей, керамики, стеклоплас­тика. Могут быть использованы и комбинации этих материалов. Высота и размер стенок зависит от их назначения и расположения на территории жилой группы.

Наряду с декоративными стенками большое распространение получили трельяжи. Трельяж — легкая решетчатая вертикальная стенка из железо­бетонных элементов, металлических стержней или деревянных реек. Назначение трельяжа — служить каркасом-опорой для вьющихся растений, покрывающих трельяж зеленой завесой. Зеленая деко­ративная «стенка» трельяжа является прекрасным средством в руках проектировщиков для создания фона для скульптуры или фонтана, ограждения и изоляции площадок отдыха, маскировки хозяйственных сооружений и площадок.

Трельяжи состоят из одного или нескольких звеньев, решетка образуется горизон­тальными, вертикальными или наклонными элементами, созда­ющими разнообразный рисунок. Трельяжи преимущественно вы­полняются из деревянных реек или из круглой стальной армату­ры. Так же, как и перголы, они изготавливаются на заводах из железобетона. Высота трельяжей колеблется от 2,5 до 4м.

Перголы представляют собой декоративное сооружение из сто­ек или арок с ажурным покрытием, образуют в сочетании с вью­щимися растениями живописный теневой навес, коридор и зате­ненную площадку. Повторяемость элементов перголы создает че­редование тени и солнечных бликов. Перголы могут быть отдельно стоящими, примыкать к зданию или соединять одно здание с дру­гим. Декоративные качества пергол и их свойство создавать тень при сохранении проветривания обеспечили им широкое примене­ние на различных территориях. Устройство пергол должно сопро­вождаться обязательным озеленением их вьющимися растениями, диким виноградом, табаком, хмелем, плющами, плетистыми роза­ми и др.

Стойки перголы выполняют из самых разнообразных матери­алов: дерева, кирпича, металла, железобетона и асбестоцементных труб; за последние годы распространены перголы с перекрытием из железобетонных ба­лок и плит.

В плане перголы могут быть прямолинейными, с ломаными очер­таниями, криволинейными, а высота их принимается 2,5...3м.

Беседки и теневые навесы являются местом отдыха, укрытием от солнца и дождя, а также основными объемными элементами ландшафтных пространственных композиций на территории ланд­шафтного объекта. Для изготовления теневых навесов, укрытий от дождя и беседок могут применяться самые разнообраз­ные материалы — металл, пластмассы, стекло, камень, железобе­тон, дерево. Они могут монтироваться из унифицированных эле­ментов заводского изготовления, а также создаваться из местного материала, камня, бревен, жердей, камыша.

Основным требованием при создании малых архитектурных форм является их комплексное проектирование и применение с использованием модульных элементов. Основная задача проекти­рования М.А.Ф. — достижение стилевой общности с помощью еди­ных формообразующих элементов, минимальным количеством ви­дов применяемых строительных материалов.

При проектировании малых форм архитектуры и других эле­ментов благоустройства целесообразно ориентироваться на комплекты из модульных блок-элементов простой конфигурации и малых раз­меров (40...50см по высоте), что позволит наладить скорейшее про­изводство отдельных изделий, которые можно собирать на местах из 3-4 блок-элементов 10-12 различных малых форм архитектуры. Это особенно необходимо при благоустройстве вновь вводимых мас­сивов жилой застройки по принципу градостроительного комплекса.

При размещении М.А.Ф. на территориях малых садов следует помнить, что в создании гармоничной среды обитания человека все же главная роль должна принадлежать массивам зелени, от­дельным декоративным группам деревьев, водным поверхностям, геопластике рельефа. При создании любых ландшафтных компо­зиций нежелательно собирать на одной территории несколько раз­нообразных малых форм с острохарактерной, но резко отличной друг от друга формой (например несколько скамей разной формы и конструкции и т. д.).

Размеры малых архитектурных форм должны быть относительно небольшими. Они не должны заслонять собой зеленую природную среду, являющуюся главным компонентом ландшафтного объекта. В особенности это требова­ние относится к кафе, ресторанам, киоскам. Эти формы не долж­ны нарушать природную среду.

Немалую роль в организации пространства с использованием средств ландшафтного дизайна играют элементы монументально-декоративного искусства и скульптура. К ним следует отнести:

—крупные въездные знаки, монументы;

—памятники, объемные скульптурные и декоративные компо­зиции;

—декоративные живописные панно и рельефы;

—памятные доски, мемориальные надписи.

Средствами монументально-декоративного искусства могут ре­шаться следующие задачи: выявление пространственных ориен­тиров, акцентирование наиболее важных планировочных элемен­тов в городской среде, раскрытие своеобразия открытых ландшаф­тных пространств и др. При включении элементов декоративно-прикладного искусства в городскую среду следует выдерживать масштабные соотношения скульптуры и застройки, а также уси­ливать образные характеристики среды. В объектах ландшафтного дизайна наиболее широко используется скульптура.

Декоративная скульптура может быть ажурной (с отсутствием объема) и объемной. Большое значение для создания эффектных композиций имеет ее связь с озеленением, т. е. древесно-кустарниковыми растениями и цветами. Объемную скульптуру устанавли­вают с возможностью восприятия с любых точек пространства. Она выполняется из самых разнообразных материалов: здесь и черный чугун, и серый бетон, и яркая майолика, и керамическая глазурь, и дерево. Многоцветная скульптура в современной среде обитания человека создает необходимый контраст по отношению к урбани­зированной среде.

Наиболее распространенное место установки скульптуры — га­зон, окруженный группами деревьев или кустарников. Среди зеле­ни обычно устанавливают декоративную скульптуру, посвященную теме отдыха, животным и птицам. Это настраивает зрительное вос­приятие на особый лад и вызывает положительные эмоции. Во внимание следует принимать все архитектурно-художественные свойства деревьев и кустарников. Одна и та же скульптура будет совершенно по-разному восприниматься на фоне плакучей ивы или на фоне молодых елей. Следует также уделять внимание восприя­тию скульптуры в вечернее время в сочетании с другими средства­ми ландшафтного дизайна.