Государственные реформы 60-70 годов 19 века.

Первая такая реформа была проведена в 1861 году.

19 февраля 1861 года царем был подписан манифест и ряд других актов об отмене крепостного права, а именно, «общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», 4 местных положения, положения «об освобождения дворовых крестьян», положения «о выкупе земли» и еще ряд документов 17 актов. Согласно этому документу, крестьяне освобождались от крепостной зависимости и наделялись землей в размерах земельного надела, который обязывал помещика дать крестьянину, устанавливался добровольным соглашением между крестьянином и помещиком, но при этом помещик не мог дать надел земли ниже установленных в законе нормы, а крестьянин не могут требовать выше. При отсутствии согласия между помещиками крестьянином, противоречия разрешал мировой судья. Земля была не равная, где-то хуже, где-то лучше, поэтому закон учитывал особенности земли, но в результате, проведенной реформы крестьяне получили землю гораздо худшего качества, чем ту, которой пользовались члены общины. Это было сделано ими, когда был написан труд «развитие капитализма в России».

Произошли некоторые изменения в правовом статусе крестьян. Они получали личную независимость, отменяли оброк натуральными продуктами, барщина сокращена для большинства крестьян. Кроме этого вводилось понятие «выкупных платежей». Земля – это товар. Примерно 20-25 процентов земли крестьяне платили сразу. Остальное платил, созданный «крестьянский банк». Деньги надо было возвращать им долг с 6% годовых. Помещик не пострадал, так как получал деньги сразу.

Они могли приобретать имущество, заключать договоры, вступать в обязательство. Крестьяне могли заниматься торговлей, открывать пром., торг. заведения и вступать в гильдии. Крестьяне стали полноценными людьми.

Крестьянское общество должно следить за состоянием города, они несли пожарную повинность, другие слои общества были от этого освобождены. Крестьянская реформа была первой реформой в этом периоде. Россия, благодаря реформам переходила на другой уровень. Мы не будем рассматривать все реформы.

Реформа 1864 года. Земство – это орган самоуправления, новый аппарат государственного управления. Такого органа раньше не было. До 1915 года не разрешалось земству определиться. Дореформенного управление было запутанным и сложным. Отсутствовала агрономическая, дорожная, статистическая, пожарная служба. В связи с этим и была проведена реформа земского самоуправления. 1 января 1864 года царь утвердил положение «о губернских и уездных земских учреждений». В соответствии с положением, в губерниях и уездах для заведования делами создавались земские собрания и их исполнительные органы земские управы. Земства являлись выборными органами. Для выбора в уездные собрания учреждались 3 курии (городских, уездных, сельских обществ). Не могли участвовать лица моложе 25 лет, женщины. Земское собрание избирались сроком на 3 года. Каждый из этих органов имел право возглавлять. Председатель уездной управы утверждался в должности губернатором. Губернатор – это лицо царской администрации. Председатель губернской управы – министром внутренних дел.

Деятельность земских управ ограничивалась местными делами (продовольствие, здравоохранение, народное образование, призрение, просвещение). Кроме этого появились первые сельские больницы.

Они были только в 35 губерниях из 52. Во-вторых, правительство боялось, чтобы они не расширили свою деятельность и не превратились в политическую организацию. Никаких дотаций. Поэтому идея была неплохая, но недостаточная.

1870 году - городская реформа. 16 июня 1870 года царь утвердил городовое положение, по которому учреждались органы городского управления. Городское избирательное собрание. Выборы в городскую Дума проводились на основе ценза оседлости. Избиратели вносились в общий список и делились на 3 разряда (высший, средний, низший). Каждый из них голосовал. Он благоустроился. Земские городские не имели своего органа избрания. Они не имели своих органов избрания. Если сравнивать земские городские органы с городскими, то тут контроль был меньше.

Военная реформа 1864-1874 года. Старая феодальная армия. На первом этапе реформы 1864-1869 – служба ограничивалась, запрещалось применение телесных наказаний в армии, было упрощено централизованное управление, обучение офицерского состава, установлено, что офицер – этот тот, кто получил профессиональное образование. Это были лишь частичные изменения, но они не затронули сословного комплектования армии. Сохранялся рекрутский набор.

1869-1870 – был подготовлен воинский устав. Там все было расписано. Устав 1874 года вместо рекрутской повинности вводил всесословную воинскую повинность для всего мужского населения. Таким образом была стерта сословное различие. Призыв на воинскую службу проводился по жребию. Призывники, попавшие по жребию в постоянные войска, состояли в ополчении. Они также водили в кадровую службу. Был сокращен срок службы. Этот срок устанавливался в пехоте - 6 лет и 7 лет во флоте. После этого предполагалось еще в запасе, то есть 3 года. Сокращался офицерский состав в военных училищах и производство в офицеры без предварительного получения образования. Народы крайнего севера не призывались к армии, Казахстана, Средней Азии и т.д.

В 1860-ые годы были проведены и другие реформы. В 1864-1865 был издан университетский, гимназический уставы. В 1865 году были изданы временные правила книгопечатания.

1864 – судебная реформа. Это наиболее последовательная реформа. В России, до 1864 года сохранялась следующая судебная система: Каждая курия имела свои судебные органы. Суды делились по сословиям.

Дворянский суд: Земский высший суд,

Мещанский суд (жителей городов):

Священный суд:

Крестьянский суд:

Все эти суды не связаны друг с другом.

 

В результате судебной реформы создавалась новая систем судоустройства и судопроизводства. Эта система была разрушена, и в основу был положен принцип равенства субъектов перед законом независимо от сословия. Были введены мировые суды, которые рассматривали малозначительные дела. Судебная палата избирала. Судебная реформа предполагала издание нового судопроизводства и судоустройства. Документ назывался: «Учреждение судебных установлений» (устав уголовного судоустройства, устав уголовного судопроизводства, устав гражданского судопроизводства, устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями).

Общие суды:

Это местные суды: Сенат.

Съезд мировых судей. ---> Судебная палата.

Мировой суд. ---> Окружной суд (Присяжные).

 

Мировой суд – выборный орган. Выборы проводились по спискам земств. Кто мог быть мировым судьей: образовательный ценз (высшее или среднее образование, не обязательно юридического), человек проработал какое-то время, имущественный ценз (не ниже 15 тысяч рублей), возрастной ценз (25 лет), не должен состоять под следствием или судом.

Апелляционная инстанция – это съезд мировых судей. В его составе не должно быть менее 3 человек. Съезд имел канцелярию, судебных приставов.

Серьезные дела рассматривались в общих судах. Члены назначались императором по представлению канцелярии. Судебные уставы рассматривают создание института присяжных заседателей для рассмотрения уголовных дел. Судебные процессы открытые. Устность судопроизводства (он может присутствовать, вести запись).

Принцип стадийности (процесс имел много стадий, слушание, изучение доказательств и т.д.).

Принцип судоустройства и судопроизводства. Это была наиболее последовательная реформа. Создание прокуратуры и адвокатуры. В отношении адвокатуры – она уже была.

Прокуратура была включена в судебное ведомство и имела свою организацию. Во главе прокуратуры был поставлен генерал-прокурор, который одновременно был и министром юстиции. Органы прокуратуры создавались при судебных учреждениях. При сенате стояли опер. Прокуроры и заместители. В окружных судах учреждались тоже прокуроры и товарищи прокурора. В местных органах прокурорские должности учреждались. Если у судей прокурорские обязанности, один из товарищей-заместителей, прокурора окружного суда.

Судебная реформа установила, что в обязанностей прокуратуры входит :

1) Надзор за единообразным и точным соблюдением законов.

2) Обнаружение и преследование перед судом всякого нарушения законного порядка и требований распоряжений и постановлений.

3) Предварительные заключения уголовного судопроизводства.

Прокуратура не являлась верным стражем правительственных интересов.

 

Адвокатура. Адвокаты делились на 2 категории: 1) Присяжные поверенные. Предъявлялись следующие требования: образовательный ценз (юридическое образование), прослужить не менее 5 лет на служебной профессии, высший надзор за действиями присяжных принадлежал судебной палате и сенату. 2) Частные поверенные. Могли заниматься ходатайством лишь по делам тех дел, от которых они получили разрешение. Договор между клиентом и адвокатом.

Действует презумпция невиновности. Теория формальных доказательств была отменена. В связи с отделением суда от администрации, вынесение приговоров принадлежит исключительно к судам без участия властей, администрации.

Суд и только суд может вынести приговор.

Царское правительство Александра 3 принимает меры по их ограничению и это проявляется в законодательстве. Принимается ряд законодательных актов, которые получили название контрреформ.

К ним относятся:

1) Положение «о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия».

2) Положение «о земских, участковых начальниках».

3) Положение «о губернских. Земских учреждениях» 1866 года.

4) Положение «городовое».

Рассмотрим эти документы. В стране было неспокойно, царское правительство стало вводить исключительное положение для отдельных районов РФ. Законодательную базу представил документ «положение о мерах сохранения государственной безопасности и общественного спокойствия». В соответствии с этим документом, на местах могла быть временно , сроком на 3 года одна из стадий исключительного положения:

1) Усиленная охрана. 2) Чрезвычайная охрана.

В местах, где принимали на положении усиленной охраны, местный губернатору предоставлялись широкие полномочия, а именно закрывать собрания, торговые и промышленные заведения, запрещают органы печати, арестовывать, штрафовать и высылать в административном порядке подозрительных лиц. Ссылка осуществлялась по разрешению министерства внутренних дел. Чиновники могли арестовать движимое имущество.

Второй документ. Было издано 1889 году. В соответствии с этим положением каждый уезд делился на участки, которые совпадали с участками мирового судьи. Таким же требованиям, как и мировой судья. Мировой судья избирался, а земский назначался. Это положение открывало широкое поле для произвола этих участников, подбирались они, как правило, губернатором. Земские наделялись полицейско-административными функциями. Земский начальник рассматривал все приговоры сельских и волостных сходов как в отношении законности, так и целесообразности. Если земский начальник признавал приговор не начальным или не целесообразным, то он приостанавливал его. И состоянием мировых капиталов. Деятельность принадлежала к уездному центру. Права земских органов были еще более ограниченными. Избирательный ценз был повышен. Органов самоуправления было установлено 3 курии. От дворян, от городских состояний. Минимальный ценз был понижен.

Земские собрания были очередными и чрезвычайными. Созывались ежегодно. Должно было утверждаться, а в некоторых министрами иностранных дел. Губернатор теперь осуществлял надзор не только за законностью, но и за целесообразностью. Исполнительно-хозяйственный орган. Чиновники земские контрреформы шагом к упразднению земства. Избирательный ценз получили только те жители, которые имели недвижимость. Губернские города 1500 рублей, а в уездных города. Владельцы торгово-промышленного имели свидетельство. Даже в результате этого закона мекая и средняя буржуазия не попала. Избирал собрание уполномоченных 12-16 человек. А последнее выбирал помощниками. Естественно здесь также был сильный надзор за органами самоуправления со стороны сенатора. Под участием самоуправления были устранены. Большую власть получила буржуазия. Все постановления дум представлялись губернатором или градоначальнику, который мог 2 недельный срок приостановить исполнение. Некоторые требовали обязательного утверждения губернатора.

 

Эти контрреформы явились ответом реакции на революционные выступления, которые имели место, кроме того можно сказать что они явились перераспределением сил внутри класса.

Государство и право России в период буржуазно-демократических революции (1905-1907 гг).

Основные законы от 23 апреля 1906 года. Государство и право в период империалистической войны (194-1915 года). Царское законодательство в годы Первой Мировой Войны. Февральская буржуазно-демократическая революция и законодательство временного правительства.

В период империализма Ленин называет его высшей стадией развития буржуазного общества. Несмотря на то, что Россия вступает на путь буржуазного развития позже остальных Европейских групп, все равно в стране образуются кружки. Вместе с тем определенным тормозом был феодально крепостнический строй. Наличие феодального права. Сельское хозяйство развивалось по экстенсивному пути, то есть за счет расширения масштабов, а не технологии. Это одна из причин февральской буржуазно-демократической революции. В основе любой революции лежат экономические причины.

События развивались следующим образом: 9 января 1905 года в Петрограде прокатилась волна восстаний по поводу расстрела митингующих. Деваться было некуда, надо было идти на революцию. Например, указом от 3 ноября 1905 года «о том, чтобы иные платежи 1 января» обращаются наполовину. Царское правительство обездвижено. Другой указ от 3 ноября 1905 года расширен операции крестьянского плана. С 1861 года крестьяне являлись субъектом права. Крестьянин собирался на другую работу в город, но это было для него трудно. Наиболее существенно в экономическом и другом плане стала «Столыпинская аграрная реформа». Некоторые планы предпринимательства. Столыпинская реформа- кулаки. Столыпинская реформа была по переселению крестьяне на северные земли. При переселении крестьянин получал землю. Большинство людей идут обратно. То есть переселенческая политика не имела хорошего конца. 9 ноября 1906 года. Официально эта политика была одобрена 3 государственной думой, которая приняла 14 июня 19010 года закон «об окончательном разрушении общины». Революционная деятельность была пресечена.

3 государственная дума приняла положение 3 ноября и пошла дальше. Революция 1905-1906 года повлияла на государственный строй. Вместо неограниченной монархии сделали буржуазную монархию. В это время 12 октября 1905 года государь принимает манифест «об даровании свободы». Это был вынужденный шаг. Мы разрешаем создать гос. думу, как на западе парламент. 17 октября 1905 года царь заявил, что будет править вместе с гос. думой. Разрешались некоторые свободы. Фактически только одна партия бойкотировала этот закон. Большевики не хотели отдавать власть просто так. Акт создал в России государственный орган. Первый проект государственной думы получил название по имени министра иностранных дел Булыгина. Булыгинский законопроект предполагал, что выборы проводились специально. Кто не может оказать влияние. Если раньше говорили о законосовещательном, то теперь о законодательном органе. Тем не менее в государственном Думе. То есть 2-ая государственная дума стала соотношением сил Временное равновесие пролетариата и крестьянства с одной стороны и буржуазии с другой. Надо сказать, что в выборе государственной думе дополнялись некоторые законы. Имеющее некоторые звуки. Давая характеристику рабочей группы, сказал, что треть государственной думы напрашивается на виселицу. Надо бы разделить помещиков. Стали править ссылку в Туханское ханство. Говоря о количестве мест, что примерно четверть занимали средние рабочие. Правительство очень надуманно. Вторая государственная дума 1907 года получила название «Государственного переворота». Причины государственного переворота. Тот манифест стал управлять страной.2 государственную думу распустили. Была конституционная монархия 17 октября 1900 года и 3 июня 1907 года. Два года в России была конституционная монархия.

Выборы во 2 государственную думу проходили уже в период революции.

Встал вопрос о создании 3 государственной думы. Нужно было учесть негативные последствия второй государственной умы и изменить избирательные законы. Манифестом от 3 июня 1907 года именным указом того же числа Николай 2 распустил 2 государственную Думу и назначил новые выборы на 1 ноября 1907 года. Число выборщиков от крестьян было уменьшено вдвое. Выбрал такой закон, гарантировавший послушный состав 3 государственной думы. Кадеты, прогрессисты. Только 18 социалов-демократов.

Интересно то, что выборы в 3 государственную думу, политические сатирики, характеризировали 3 гос. думу = парламент с кратким разговором, читается важная тема. Не медля с вопросом оставить закон на месте. 3 государственная дума занималась вопросами многими вопросами.

Период империалистической войны:

Эта война, в которую вступило царское правительство, потребовало перестройки всего государственного аппарата. Все органы государственной думы были представлены необходимыми, обеспечив всеми мерами. Объединение мер по государственному принуждению. Сокращенно особое совещание по гос. устройству. 3) По перевозке продовольственных грузов. Устанавливаются предельные цены. Если восстанавливаются, то виновники привлекались к уголовной ответственности. Это промышленные комитеты, которые по инициативе буржуазии превращается. Буржуазия стремилась создать собственные организации, которые могли бы влиять на экономическую жизнь страны. Решение по созданию было принято буржуазией на 9 съезде промышленности. Во главе состоял правитель. Структура организации претерпевает изменения. 3 представителя других промышленных организаций. Ключевые посты были у представителей промышленности. Получали военные наказы. Пропаганда, терроризм, ушлепничество и т.п. Война была объявлена в июле 1906 года. Военная коллегия по войне. Война могла вызвать крепостническую революцию.

 

Судебный устав. Так был изменен 4 размер устава, в котором говорилось о суде. В главе 2 «о судоустройстве» указывалось, что военно-судебная практика в районе принадлежит полковым, этапным и военно-окружным судам. Суды использовали сокращенный порядок рассмотрения дел, а именно, дела, рассматриваемые не более, чем 3 суток. Разбирательство проводилось при закрытых дверях. Приговор вступал в силу немедленно, в течение суток. Естественно, что на процессе не было ни адвоката, ни прокурора. Упрощенный порядок рассмотрения дел.

9 ноября 1914 года по докладу главного военного суда, Николай 2 утвердил еще одни изменения в правилах о «военно-полевых» судах. Суть дополнений заключались в том, что военно-полевой округ мог учредить командир полка, то есть полковой командир со всеми вытекающими оттуда юридическими последствиями. Другими словами, речь идет об ужесточении правил судебного процесса в годы мировой войны.

 

Изменения временного правительства.

Полное производство с расписанием поставило вопрос о путях выхода России из экономического и политического кризиса. Буржуазия искала этот выход в дворцовом перевороте. Последним русским царем был Михаил Романов. Поэтому рассматривались самые разные варианты. События развивались следующим образом, 28 февраля был создан временный комитет государственной думы во главе с Родзянским. Первого, 14 марта представитель эсеров во главе Петроградского совета, такие как Соколов, Стеклов и т.д. были приглашены в этот комитет государственной думы для обсуждения вопрос, связанных с дальнейшим управлением России.

2 марта 1917 года этот год смешанный вход числа представителей формируют временное правительство. Было указано, что оно должно быть сформировано на следующих принципах:

1) Объявление полной амнистии по политическим и религиозным делам.

2) Свобода союзов, собраний.

3) Отмена всех национальных и религиозных ограничений.

4) Наличие среднего образования. 1920 году, когда создали народное собрание.

5) Географические выборы, местные самоуправления.

6) Отказ правительства от всяческих сходов, которые решает правление.

 

Временное правительство было 4 коалиционным: 1) 28 февраля по 5 мая. 2) 5 мая-24 июня. В основном составе были эсеры и меньшевики. 3) Лишь в 3 коалицию вошел Керенский. 4)

 

Дадим правовую оценку этого события:

Ситуация окончательно вышла из-под контроля.

Часть золотого запаса пополнилась. Уничтожить частную собственность, сохранив денежное сознание. Означало провести эксперимент, потому что такого еще никто и никогда не делал. Система другая. Поэтому захват и национализация банка входило в первостепенные планы.