Природоохранные территории и рекреационные зоны.

Цель создания и общая характеристика форм территориальной организации с особым правовым, организационным и экономическим статусом в России.

Цель, виды и принципы создания в Российской Федерации особых экономических зон.

Зоны с особым экономическим, правовым и организационным статусом

Сущность, виды и задачи, решаемые государством при создании на территории особых экономических зон. Общая характеристика форм территориальной организации с особым правовым, организационным, экономическим статусом

В мировой практике для создания свободной экономической зоны (СЭЗ) используются два основных подхода:

- территориальный – СЭЗ рассматривается как определенная территория, на ктр действует льготный порядок промышленной и коммерческой деятельности

- режимный подход – СЭЗ – комплексное предприятие, которому предоставляются определенные преференции и преимущества при соблюдении ряда условий.

Созданием СЭЗ гос-во решает след задачи:

- решение соц-экон. проблем конкретных регионов (падение темпов производственной деятельности, высокий уровень безработицы, низкий уровень доходности бюджета и пр.)

- использование СЭЗ в общенациональных интересов, в качестве накопление и распространение зарубежного опыта освоения производства, внедрение новых технологий и пр.

1) особые экономические зоны:

- комплексные национальные и межнациональные (вся страна обладает каким-либо статусом)

- внутринациональные (конкретная территория, технологическая цепочка внутри территории)

2) Технико-инновационные:

- наукограды

- технопарки и технополисы

3) Сервисные:

- ЗАТО

- рекреационные

- природно-охранные

- оффшорные зоны

 

СЭЗ – свободные экономические зоны.

В мировой практике для создания СЭЗ используются два основных подхода:

- территориальный подход – СЭЗ рассматривают как определенную территорию, на которой действует льготный порядок промышленной и коммерческой деятельности;

- режимный подход – СЭЗ рассматривают как комплексное предприятие, которому предоставляются определенные преференции и преимущества при соблюдении ряда условий.

Особые экономические зоны – ОЭЗ – со статусом свободных таможенных зон представляют собой сравнительно новое явление для российской действительности. Деятельность по созданию таких зон на территории РФ началась еще в 1996 году с принятием ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области».

В соответствии с положениями ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» 2005 года, ОЭЗ - это часть территории РФ, на которой действуют особые условия организации, управления и особый режим осуществления предпринимательской или какой – либо другой деятельности. ОЭЗ РФ создается, в первую очередь, в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, внедрения высокотехнологичных производств и выпуска качественно новых видов продукции, а также модернизации транспортной, инженерной и производственной территориальной инфраструктуры.

Виды особых экономических зон в схеме 52 вопроса))

Подписанный в 2009 году ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об особых экономических в РФ»» имеет дополнения:

- возможность расширения территорий портовых особых экономических зон;

- увеличение состава наблюдательного состава за функционированием особой экономической зоны;

- определение дополнительных условий при заключении соглашения об осуществлении деятельности на территории особой экономической зоны;

- уточнение и расширение полномочий органов управления особой экономической зоны;

- конкретизацию прав и обязанностей резидента особой экономической зоны.

В дополнение: последним законом «О внесении изменений в ФЗ Об особых экономических…» уточнены формулировка особой экономической зоны, конкретизированы цели создания ОЭЗ, определена процедура подачи заявки на создание ОЭЗ, уточнен порядок формирования наблюдательного органа, уточнена система финансирования, также законом определяются ежегодное оценивание эффективности функционирования ОЭЗ в порядке установленном Правительством РФ с целью принятия возможного решения о досрочном прекращении действия зон.

Рассматриваются технико-иновационные и сервисные зоны. Без особых экономических(как сказала Ильин).

Зоны с особым эконом.,правовым и организ. статусом
Особые экономические зоны
Технико-инновационные
Сервисные
Комплексные национальные и межнационал.
Внутринациональные
Зоны свободного предприн-ва. (ВТО)
Терр-рия особого режима (Бразилия,Аргентина,и т.д.)
Спец. эконом. зоны (Китай,и т.д.)
«Террит-ные» (зоны свободной торговли
«Режимные» (производст.-отраслевые)
Свободные таможенные зоны
Свободные порты и свободные тамож.склады
Транзитные
Промышленно-производственные
Импортные и импортозамещающие
Экспортные импортозамещающие
Экспортные
Наукограды
Технопарки и технополисы
ЗАТО
Рекреационные
Природоохранные
Оффшорные зоны

 

 


ЗАТО- закрытая форма территориальной организации, регулируемая ФЗ «О закрытых административно территориальных образованиях»(от 14.07.1992), с внесенными в него поправками и исправлениями, действует в городских образованиях с производством, прежде всего, оборонного, ракетно-космического и атомного промышленного профиля.

Создание ЗАТО и утверждение его границ осуществляется на основании соответствующего указа президента РФ. С 2006 года всем населенным пунктам ЗАТО придается статус городского поселения.

Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам обеспечения функционирования ЗАТО осуществляет Министерство экономического развития РФ. На данный момент по данным Министерства регионального развития на территории РФ насчитывается 43 ЗАТО в 22 субъектах РФ. Общая численность населения, проживающего во всех ЗАТО превышает 1,3 млн. чел.

Особый режим функционирования ЗАТО соединяет требования гос.секретности с особым порядком фмнансирования их деятельности и социальной поддержкой проживающего в них населения. К гражданам, проживающим на территории ЗАТО, применяется особая система гос гарантий, соцзащиты и различного рода компенсаций.

Наукоград – это форма территориальной организации в России, которая приобрела юридический статус в соответствии с ФЗ «О статусе наукограда в РФ» и внесенными последующими изменениями.

Наукоград РФ – это муниципальное образование со статусом городского округа с градообразующим научно-производственным комплексом, имеющий высокий научно-технический потенциал. Наукоград как научно-производственный комплекс функционирует в соответствии с гос.приоритетами развития науки, технологии и техники, инновационной деятельности и объединяет предприятия, организации и учреждения, ведущие научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую работу, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров и прочую подобную деятельность. Резидентами наукоградов являются все находящиеся на их территории предприятия,организации,учреждения независимо от организационно-правовой формы, если в течении трех последних лет они производили и производят наукоемкую продукцию не менее 50% их общего объема производства.

Формы гос.поддержки:

-целевое выделение средств из фед.бюджета и(или) бюджета субъекта Федерации, на территории которого находится наукоград;

- установление законодательством льгот по уплате налогов, пошлин, сборов,и т.д.;

-принятие и реализация фед.целевых программ, предусматривающих решение вопросов социально-экономического и научно-технического развития наукоградов;

- разработка и реализация программ и комплекса мероприятий по соц.защите работников научно-технической сферы и образовательной.

Оффшорные зоны.Целью создания данной формы особой территориальной организации является привлечение финансового капитала на территории с особой юрисдикцией. Главным экономическим стимулом оффшоров являются низкие налоги. Опыт деятельности оффшорных зон в РФ (Ингушетия, Калмыкия, Байконур) далеко не утешителен.

Главным результатом функционирования таких зон стало: значительный приток налогоплательщиков (юр.лиц)из других регионов РФ, «отмывание» нелегальных доходов и разного рода других значительных злоупотреблений. Поэтому против сохранения существовавших и создания других подобных зон выступили как фед.власти, так и органы управления других регионов России, несущих весьма значительные налоговые потери.

На сегодняшний день нет ни одной оффшорной зоны в РФ.

Выделение особо охраняемых природных территорий РФ и объектов (гос.природные заповедники, нац.парки, дендрологические парки, ботанические сады) преследует цели сохранения уникальных природных образований, объектов растительного и животного мира, изучения естественных процессов в биосфере и осуществления постоянного контроля за изменениями их состояния.

В соответствии с ФЗ «Об охране природной окр.среды» на территории государственных природных заповедников запрещена какая либо хозяйственная деятельность, а вокруг территории создаются охранные зоны, в пределах которых запрещается деятельность, вредно влияющая на заповедный режим. В нац. И природных парках,гос.природных заказниках и на других природных территориях устанавливается аналогичный менее строгий режим природопользования.

Туристско-рекреационные особые экономические зоны в РФ-это территории особой организации и социально-экономической деятельности, направленной на развитие туризма, спортивно-оздоровительных комплексов, санаторно-курортного обеспечения, воспроизводство флоры и фауны. Данная форма явл.относительно новой в практике регулирования регионального развития РФ. Имеет юр.статус. Основной целью создания этих зон развитие и эффективное использование туристических ресурсов,расширение функционирования современных профилактических и лечебно-оздоровительных курортных комплексов. (Республика Бурятия, Республика Алтай, Иркутская область, Алтайский край, Краснодарский, Калининградская область, Ставропольский край)