Бюджетный инструментарий государственного регулирования регионального развития. Основные направления совершенствования межбюджетных отношений.
Цель, методы и опыт использования макроэкономических регуляторов государственного воздействия на развитие регионов.
Макроэкономические регуляторы регионального развития (или макро инструментарий РЭП) – это дифференцированный по регионам (территориям) условия и параметры общегосударственной бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, инвестиционной, таможенной и социальной политики (деятельности).
Главной целью является – компенсация неблагоприятных региональных факторов и стимулирование благоприятного воздействия, тем самым создание предпосылок для повышения общего социально-экономического уровня региона.
Применение макроэкономических регуляторов должно сопровождаться оценкой возможных последствий для национальной экономики.
На первоначальном этапе с 1992 года использовались различного рода региональные льготы, преференции и стимулы (установление пониженной ставки федер. налогов, льготное кредитование, ускоренная амортизация для ОФ, освобождение от уплаты таможенных платежей и пр.). В совокупности подобная практика приводила к разбалансированности системы управления национальной экономикой, нарушению принципов функционирования системы единого национального эконом пространства. В 2004 году большинство региональных льгот было отменено.
В настоящее время применение макроэкономических регуляторов весьма ограничено и локализовано в основном на территориях крайнего севера, дальнего востока, в ОЭЗ.
Сохранившимися направлениями является:
- повышенные нормативы з/п и пенсий в зависимости от места проживания.
- льготное финансирование завоза грузов в отдаленные районы севера
- установление пониженных тарифов на перевозку грузов между дальним востоком и другими регионами.
- льготное налогообложение отдельных производств и преференциальные таможенные тарифы в зонах с особо организационным правовым и экономическим статусом.
- предоставление отдельным регионам льготных кредитов и др.
Финансов механизм федеративных отношений в РФ основан на принципе бюджетного федерализма – форме бюджетного устройства в федеративном гос-ве, ктр предполагает реальное участие всех уровней бюджетной системы национальной экономики в едином бюджетном процессе, ориентированном как на реализацию общегосудар интересов, так и на повышения уровня комплекса соц-экон развития территории.
Один из главных инструментов бюджетного федерализма – система перераспределения финансовых ресурсов между органами власти различных уровней.
Экономический механизм федеративных отношений в финансовой разрезе
Федеральный уровень |
Поступления на уровень субъектов федерации |
Поступления от субъектов |
Межбюджетные расчеты |
Фин. ресурсы, распределяемые напрямую ХС и частично – в бюджеты субъектов федерации |
налоговые поступления |
неналоговые поступления |
Перераспределение по вертикали – для компенсации совокупных дисбалансов между бюджетами органов власти различных уровней, так как доходы в полной мере не соответ-ют расходам.
Горизонтальное перераспределение – уменьшение неравенства бюджетной обеспеченности населения регионов, вызванного неравномерным размещением источников налоговых поступлений.
Третий вид перераспределения финансовых ресурсов – целевые переводы, для активизации определенных приоритетных направлений соц-экон деятельности.
Средства фин помощи и бюджетных компенсаций из федер бюджета предоставляются в рамках расходов раздела «Межбюджетные трансферты», основу которого составляют следующие фонды:
- Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР)
- Фонд регионального развития (ФРР)
- Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРФ)
- Фонд компенсации (ФК)
- трансферты внебюджетным фондам
- прямые государственные субсидии и субвенции
48. Цель создания, методика и условия распределения трансфертов из «Федерального фонда финансирования поддержки субъектов РФ» (ФФПР) и «Фонда регионального развития» (ФРР)
1. ФФПР – распределение средств с целью повышения бюджетных доходов наименее обеспеченных регионов и выравнивание бюджетной обеспеченности по текущим расходам. Размер общего трансферта получаемого субъектом федерации зависит от величины валового налогового ресурса. Валовой налоговый ресурс - это основанная на объеме и структуре ВРП оценка потенциальных налоговых доходов и доходов консолидированного бюджета субъекта федерации в прогнозируемом году.
Объем финансовых средств ФФПР делится на две части, которые определяет Правительство РФ.
Первая часть ФФПР (80%) распределяется пропорционально отклонениям от среднего уровня. Вторая часть, 20%, распределяется таким образом, чтобы довести валовые налоговые ресурсы субъекта федерации до максимально возможного уровня.
Обязательное условие - кассовое обслуживание бюджетов федеральным казначейством.
Недостатком политики выравнивания бюджетной обеспеченности является то, что подобные Действия снижают стимулы повышения уровня своей бюджетной обеспеченности у регионов – доноров. У депрессивных регионов вызывается эффект привыкания.
2. ФРР. Цель – повышение уровня соц.-эконом. развития субъектов федерации и мун. образований за счет улучшения обеспеченности территорий инженерной и социальной инфраструктурой.
В настоящее время в рамках ФЦП «Сокращения различий соц.-эконом. развития регионов РФ» предусматривается конкурсный отбор инвестиционных проектов. Обязательное условие выделения средств – условия софинансирования, а также перечисление средств только через федеральное казначейство.
Также методика распределения средств из ФРР дополнена механизмом оценки результативности производимых расходов.
49. Цель создания, методика и условия распределения трансфертов из «Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов» (ФРРФ) и «Фонда компенсаций» (ФК)
Средства ФРРФ распределяются между выбранными на конкурсной основе субъектами Федерации и муниц образованиями, разработавшими и осуществляющими реализацию собственных программ реформирования региональных (муниц) финансов, и направляются на:
- на реализацию отдельных мероприятий указанных программ
- погашение или обслуживание долговых обязательств
- на определенные мероприятия по развитию соц инфрастр-ры на территории.
Основное условие – осуществление перечислений только при подтверждении произведенных субъектом Федерации (или муниципалитетом) расходов на реализацию мероприятий программы, а также реализацию программы мероприятий, направленных на оздоровление региональных (муниц) финансов.
Фонд компенсации (ФК) формируется строго в соответствии с нормативной потребностью в обеспечении обязательств РФ (по отдельным продуктам соц сферы и категориям граждан), передаваемых для исполнения на региональный и местный уровень бюджетной системы.
Разделение средств производится через территориальные органы Фед. Казначейства, в соответ с утвержденной фед законодат-ом методикой, ктр заключается в том, что выделение средств осуществляется пропорционально численности в регионах соответствующей категории получателей бюджетных средств и расходов га реализацию финансовых обязательств, рассчитанных по спец утвержденным нормативом (нормативные расходы).