Предназначение и виды индикативного метода анализа уровня социально-экономического развития региона. Использование интегрированных (сводных) социально-экономических индикаторов.

Основные положения анализа регионального рынка товаров и услуг (потребительского рынка). Исследование сбалансированности рынка.

Основные положения исследования эффективности функционирования отраслей и отраслевых производств региона.

Эффективность – это экономическая категория, определяющая соотношение результата и затрат. Рентабельность – экономическая категория, определяющая конкретный результат прибыли и затрат.

 

 

Эффективность
Эффективность функционирования Эффективность капвложений
Обобщающие (рентабельность, коэффициент эффективности отраслей производств и др.) - срок окупаемости - предельные затраты - годовая эффективность от внедрения
Специальные - фондоотдача - использование основных фондов   Относительные
     

Одним из критериев размещения отрасли в определенном регионе является показатель коэффициент эффективности функционирования отрасли I в регионе r

Зir - суммарные издержки производств отрасли i в регионе r

 

Анализ регионального рынка товаров и услуг складывается из следующих составляющих:

· Анализ товарного предложения и производственного потенциала;

Потенциал товарного предложения в конкретном регионе по j-му виду продукции может быть рассчитан:

 

– товарное предложение j вида продукции

-объем выпуска i-ого предпри-я j-ого вида продукции

-внутреннее производственное потребление j вида продукции

-индекс роста цен j-ого вида продукции

· Анализ потребительского потенциала;

Один из показателей, харак-х потребит-й потенциал является «емкость рынка» определенной j группы товаров или услуг.

 

-вывоз j-ого вида продукции в др. регионы

-численность наличного населения региона на расчетный период

-среднедушевой объем потребления j-ого вида товаров

-индекс роста доходов населения региона

-индекс роста цен j товарной группы

-товарные запасы j вида продукции у потребителей

-объем возможного насыщения j вида товаров

· Анализ сбалансированности рынка и влияния составляющих на динамику баланса;

Анализ производится в следующей последовательности:

1. По выделенным товарным группам сравниваются предложения и потребительский потенциал с целью определения насыщения рынка иди дисбаланса

2. Проводится детальный анализ - какими составляющими(соб-ое производство, вывоз, ввоз, экспорт ,импорт) и какой величиной харак-ся дисбаланс на потребительском рынке. Опред-ся их вклад при реализации мероприятий по сбалансированности.

3. Формируются рекомендации по региональной ценовой политике на продукцию исследуемого рынка. Опред-ся какой группе составляющих необходимо отдать предпочтение.

 

Индикативный метод анализа применяется при:

· Комплексной сравнительной оценке уровня с-э развития региона

· Типологизации региона

· Как элемент или этап мониторинга

3 направления индикативного анализа с-э развития:

· Однофакторная оценка - обосновывается выделение главного индикатора, опред-ся состав и значения «граничных индикаторов». При проведение типологизации регионов, отбираются регионы чью показатели выше граничных, затем отобранные регионы ранжируются.

· Многофакторная оценка по нескольким индикаторам – обосновывается выбор индикаторов, затем они ранжируются по степени важности. Произ-ся отбор территорий, которые соот-т граничным индикаторам, затем идет сравнительная оценка отобранных регионов путем их ранжирования.(«снизу -вверх» с менее важного к более важному).

· Интегральная методика осуществляется в след. Последовательности:

· Определяется комплекс оценочный показателей – индикаторов

· Показатели ранжируются по степени важности, составляется «шкала балльной оценки»

· Фактические значения показателей – индикаторов регионов переводят в баллы. Затем кол-во набранных по каждому показателю баллов умножается на степень важности.

· Баллы по всем показателям – индикаторам суммируются, затем производится в соот-ии с их кол-м ранжирование. Результирующая оценка рассчитывается делением числа набранных баллов на max возможное.