Предназначение и виды индикативного метода анализа уровня социально-экономического развития региона. Использование интегрированных (сводных) социально-экономических индикаторов.
Основные положения анализа регионального рынка товаров и услуг (потребительского рынка). Исследование сбалансированности рынка.
Основные положения исследования эффективности функционирования отраслей и отраслевых производств региона.
Эффективность – это экономическая категория, определяющая соотношение результата и затрат. Рентабельность – экономическая категория, определяющая конкретный результат прибыли и затрат.
Эффективность | ||
Эффективность функционирования | Эффективность капвложений | |
Обобщающие (рентабельность, коэффициент эффективности отраслей производств и др.) | - срок окупаемости - предельные затраты - годовая эффективность от внедрения | |
Специальные - фондоотдача - использование основных фондов | Относительные | |
Одним из критериев размещения отрасли в определенном регионе является показатель коэффициент эффективности функционирования отрасли I в регионе r
Зir - суммарные издержки производств отрасли i в регионе r
Анализ регионального рынка товаров и услуг складывается из следующих составляющих:
· Анализ товарного предложения и производственного потенциала;
Потенциал товарного предложения в конкретном регионе по j-му виду продукции может быть рассчитан:
– товарное предложение j вида продукции
-объем выпуска i-ого предпри-я j-ого вида продукции
-внутреннее производственное потребление j вида продукции
-индекс роста цен j-ого вида продукции
· Анализ потребительского потенциала;
Один из показателей, харак-х потребит-й потенциал является «емкость рынка» определенной j группы товаров или услуг.
-вывоз j-ого вида продукции в др. регионы
-численность наличного населения региона на расчетный период
-среднедушевой объем потребления j-ого вида товаров
-индекс роста доходов населения региона
-индекс роста цен j товарной группы
-товарные запасы j вида продукции у потребителей
-объем возможного насыщения j вида товаров
· Анализ сбалансированности рынка и влияния составляющих на динамику баланса;
Анализ производится в следующей последовательности:
1. По выделенным товарным группам сравниваются предложения и потребительский потенциал с целью определения насыщения рынка иди дисбаланса
2. Проводится детальный анализ - какими составляющими(соб-ое производство, вывоз, ввоз, экспорт ,импорт) и какой величиной харак-ся дисбаланс на потребительском рынке. Опред-ся их вклад при реализации мероприятий по сбалансированности.
3. Формируются рекомендации по региональной ценовой политике на продукцию исследуемого рынка. Опред-ся какой группе составляющих необходимо отдать предпочтение.
Индикативный метод анализа применяется при:
· Комплексной сравнительной оценке уровня с-э развития региона
· Типологизации региона
· Как элемент или этап мониторинга
3 направления индикативного анализа с-э развития:
· Однофакторная оценка - обосновывается выделение главного индикатора, опред-ся состав и значения «граничных индикаторов». При проведение типологизации регионов, отбираются регионы чью показатели выше граничных, затем отобранные регионы ранжируются.
· Многофакторная оценка по нескольким индикаторам – обосновывается выбор индикаторов, затем они ранжируются по степени важности. Произ-ся отбор территорий, которые соот-т граничным индикаторам, затем идет сравнительная оценка отобранных регионов путем их ранжирования.(«снизу -вверх» с менее важного к более важному).
· Интегральная методика осуществляется в след. Последовательности:
· Определяется комплекс оценочный показателей – индикаторов
· Показатели ранжируются по степени важности, составляется «шкала балльной оценки»
· Фактические значения показателей – индикаторов регионов переводят в баллы. Затем кол-во набранных по каждому показателю баллов умножается на степень важности.
· Баллы по всем показателям – индикаторам суммируются, затем производится в соот-ии с их кол-м ранжирование. Результирующая оценка рассчитывается делением числа набранных баллов на max возможное.