Сведения по истории формирования ландшафтно-средовых комплексов
Объекты ландшафтного дизайна на протяжении всей истории своего развития являлись синтезом природы и различных искусств, были связаны с историческими стилями, развивались во взаимосвязи с развитием философии, литературы, живописи, архитектуры, музыки, с особенностями быта и выражали изменяющиеся в каждую эпоху определенные эстетические идеалы.
Объектами ландшафтной архитектуры являлись территории культовых сооружений, дворцов правителей и усадеб знати. Уже на этих ранних этапах создания ландшафтных объектов решались задачи тщательной детальной проработки элементов культурного ландшафта, хотя ощущалась большая зависимость планировочного решения от природно-климатических условий. Так, например, с системой орошения водоемами и каналами, обеспечивающими создание благоприятных микроклиматических условий с ощущением прохлады, была связана планировка египетского (рис.1) или персидского сада. Но уже на этом раннем этапе развития цивилизации осуществлялись поиски по формированию объектов с учетом эстетических факторов. Так появились сады Семирамиды (рис.2). Их возникновение было продиктовано и эстетическими требованиями — украсить, изменить пустынный ландшафт. Именно здесь, несмотря на сложные технические устройства, впервые были использованы все основные средства геопластики в сочетании с растительностью.
Потребность в гармонизации окружающей среды с использованием средств ландшафтного дизайна особенно остро проявилась в античный период. Древнегреческие объекты ландшафтной архитектуры иллюстрируют великолепную связь архитектуры с природной средой, удивительную гармонию элементов искусственно созданной среды. Это храмы и агоры, регулярные сады и разнообразные частные сады.
Древнеримские сады также отличались взаимосвязью природных и архитектурных форм. Особенно гармоничными были садики перистилей — прямоугольных дворов, окруженных крытой колоннадой, которые служили составной частью многих античных жилых и общественных зданий.
В средние века формирование ландшафтных объектов в большей степени было подчинено утилитарным требованиям. Именно в это время появились аптекарские огороды и осуществлялось выращивание плодовых культур и винограда, лекарственных цветов и др.
Несколько иными в этот период были эстетические идеалы Востока. В Китае были созданы самые разнообразные сады: при императорских дворцах, при храмах, домашние сады, сады литературы и др. Все они воплощали особый мир тишины, покоя, красоты природы и отличались высоким мастерством парковых сооружений — мостов, павильонов, скульптурных элементов и др. Особое восхищение вызывают маленькие декоративные сады, воспроизводящие мир естественной скромной природы.
Оформление декоративных многообразных садов Японии XIV— XV вв. стало своеобразным видом искусства, и было подчинено, прежде всего, эстетическим требованиям. Именно здесь блестяще использовался весь спектр средств ландшафтного дизайна.
В XV—XVI вв. гуманистическая культура европейского возрождения способствовала появлению новых приемов формирования ландшафтных объектов. В искусстве появилась историческая и пейзажная живопись, скульптура как вид творческой деятельности. В этот период получили распространение террасированные сады, искусная обработка рельефа, сложные водные системы, смелое использование растительного материала — стрижка и формовка растений на основе знания их свойств.
В XVII в. французский классицизм с его рациональностью нашел воплощение в создании великолепного Версаля, где также большое внимание уделялось деталям искусственно созданного ландшафта. Именно здесь осуществлялось широкое применение фигурной стрижки зеленых стен, коридоров, беседок, залов и кабинетов, шаров, кубов и пирамид; создавались трельяжи — арки, беседки, ограды. Также впервые применялись партеры.
В XVIII в. в эпоху Просвещения целью искусства было подражание природе. Ландшафтные композиции должны были выражать определенные настроения, часто печальные и меланхоличные, главной особенностью которых было подражание природе, наличие больших пространств и спокойного холмистого рельефа с пологими склонами, наличие воды в виде озер или реки со свободными очертаниями берегов, с островами и заливами, создающими интересный фон для различных пейзажей.
В конце XIX и начале XX вв. наблюдалось увлечение разнообразными мотивами исторических стилей и эпох (античной, мавританской, ренессанса). В этот период появляется большое количество общественных садов, скверов и бульваров.
Общественные сады (парки) появились в начале XIX в. и были местами отдыха широких слоев городского населения. Они представляли собой многофункциональные объекты, предназначенные для различных видов отдыха (пассивного и активного), и имели четкое функциональное зонирование. В планировочную структуру общественные сады включали различные сооружения: кафе и рестораны, музыкальные павильоны, павильоны выставок и аттракционов и др. Композиционным центром их пространства являлись, как правило, водные устройства (водоемы, озера, пруды), которые служили не только украшением пейзажа, но и использовались для катания на лодках и для водного спорта. В ландшафтном оформлении территорий применялся разнообразный ассортимент растений, включающий экзоты и цветочные композиции, а также дендрарии и ботанические сады. Для достижения индивидуальности пространства использовалась фауна (пруды были оживлены лебедями, на лужайках разгуливали павлины). Общественные сады имели также систему прогулочных пешеходных маршрутов с обозрением лужаек и полян, предназначенных для отдыха — игр, спорта, пикников и др.
Новым типом сада во второй половине XVIII — первой половине XIX вв. стали усадебные комплексы. Они появились на территории России и отличались разнообразием архитектурно-ландшафтных решений. В городских усадьбах дом отделялся от улицы парадным двором — курдонером. За домом находился сад. В архитектурно-ландшафтную композицию сада включались пруды или река. Загородные усадьбы имели аналогичную планировку, только к парадному двору вела не улица, а дорога, часто в виде достаточно длинной аллеи. К концу XVIII в. окончательно сформировались приемы ландшафтной организации усадьбы. Ее композиционным центром был усадебный дом, фланкированный хозяйственными постройками, огородами и хозяйственными садами. Усадебный сад начинался прямоугольным «французским партером», примыкавшим к дому и переходившим в «английский» пейзажный парк.
Решение эстетических задач во все времена было подчинено социальным требованиям общества: каждая общественная формация имела свои идеалы, которые находили образное отражение в объектах ландшафтной архитектуры уже на ранних этапах человеческой цивилизации, включая детальную проработку природных и искусственных элементов среды. Их развитие шло одновременно с другими видами искусства — архитектурой, живописью, скульптурой, а также с литературой, подчиняясь требованиям социального строя и приспосабливаясь к природе. Постепенно создавались принципы и приемы формирования искусственной архитектурной среды с четко выраженными ландшафтными стилевыми направлениями. При этом сформировались два основных стилевых направления — регулярное и пейзажное.
Для регулярного стиля характерны геометрическая сетка плана, включающая прямолинейную трассировку дорог, геометрическую форму партеров и цветников, симметричное оформление композиционной оси, архитектурно обработанный, террасированный рельеф, подчеркнутое доминирование главного здания, четкие контуры водоемов, рядовые посадки деревьев и кустарников и их стрижка. К регулярному стилевому направлению относят ландшафтные объекты древнего Востока, Греции, Рима, Средневековья и эпохи Возрождения, регулярные французские парки XVII века, сады и парки России конца XVII — первой половины XVIII века.
Пейзажное стилевое направление, в отличие от регулярного, подчеркивает красоту естественной природы. Оно характеризуется свободной сеткой плана, извилистыми дорогами, естественным рельефом, свободными контурами водоемов, свободно растущими деревьями с живописными формами крон. К пейзажному стилевому направлению относят ландшафтные объекты Китая и Японии, пейзажные парки Европы XVIII века и России XVIII — начала XIX века, садово-парковое искусство Европы, Америки, России XIX—XX веков (рис. 3).
В создании современных объектов ландшафтного дизайна используют эти два основных стилевых направления в смешанном или в чистом виде.