Середньовічна християнська філософія, її загальні принципи.
Уже позднем античном периоде в идеалистической фил-ии проявляется тенденция к сближению с религией. Делается упор на религию и мистику как на источники истины, на задний план отступает система рационального доказательства.
Зарождающееся христианство должно было бороться за свое «место под солнцем» с античной языческой философией. Философские элементы христианского мышления постепенно развивались в конфронтации с античной мудростью. В хаосе переплетений различных учений и взглядов выступают три основные тенденции. С одной стороны, полностью отвергаются античная образованность и философия и все истинное и доброе исходит лишь из божественного откровения (например, Тертуллиан); с другой стороны, античная философия принимается положительно как инструмент познания бога (например, гностики). Где-то посредине этих крайних воззрений находятся сторонники гармонического сотрудничества между «божественной» и «философской» мудростью при признании первенства божественного принципа (апологеты, александрийская школа, Августин и Псевдо-Дионисий)
Патристика – совокупность доктрин христианских мыслителей(отцов церкви) 2-8 веков.
Апологетика (представители:.Юстин, Мартир, Теофил Антиохийский, Эрней, Ипполит, Квинт Септимий Тертуллиан, Тита Флавия Климента , Ориген , Афанасий )
В борьбе против языческой религии и философии, заблуждений еретиков и атак врагов христианства выступают христианские писатели, названные апологетами (с греческого «апология» — защита). Они обращаются со своими трактатами к правителям и слоям образованных людей, которых они призывают защищать преимущества христианского учения.Апологеты на основе Евангелия пытались решить философские вопросы.
Тенденций сближения христианства с эллинистической философией усиливались с превращением христианства в религиозно-идеологическую систему, которая оправдывала эксплуататорский строй. Была установлена официальная догматика церкви, те из христианских идеологов, которые внесли наибольший вклад в борьбу против еретиков были провозглашены святыми и названы отцами церкви.
Установление официальной догматики поставило перед христианскими идеологами задачу систематизировать христианство. Для ее выполнения было необходимо использовать наследие античного мышления в его идеалистической форме.
В№24
Это Августин обращается и к общественно-историческому процессу Стимулом его интереса к этой проблематике было разграбление «вечного города» в 410 г. готскими войсками. Одни объясняли его как месть старых римских богов римлянам за то, что они перешли в христианство. Другие утверждали, что падение Рима возглашает конец человеческой истории, который наступает вследствие греховного перехода от первоначального демократического христианства к государственному. Августин опровергает обе эти интерпретации.
Августин выдвигает мысль о единстве человеческой и божественной истории, которые текут в противоположных, но взаимно неразделимых сферах, содержанием которых является бой двух царств (градов)— божьего и земного ). Дуализм бога и природы переносится, таким образом, и на общественное развитие. Божий град представляет меньшую часть человечества — это те, кто своим морально-религиозным поведением заслужили у бога спасение и милосердие; в земном граде, напротив, остаются люди самолюбивые, алчные, эгоисты, которые забывают о боге. Божий град постепенно усиливается в общественно-историческом развитии, в частности после прихода Иисуса.Миссия Града Божьего на Земле заключается в том чтобы количество христиан увеличивалось, и когда христианами станут все- на Земле наступит рай. Главной предпосылкой принадлежности к граду божьему служат смирение и покорность как перед богом, так и перед церковью.
В своем изложении плана божьего предопределения Августин дает периодизацию истории земных градов-обществ. Она основана на аналогии с шестью днями творения, шестью развивающимися сферами человеческой жизни и шестью эпохами, которые приведены в Ветхом завете. Это по своей сути идея прогресса , но религиозно-теологическая. Церковь в истории занимает особое положение: она является обществом Христа, объединяет, согласно воле божьей, избранных, и вне ее нельзя обрести спасение. Церковь является зримым представителем царства божьего на земле. Светский град и его государство также установлены богом, но они не имеют привилегированного положения, как церковь, которая занимает высшее положение, и государство должно ей служить. Только при таких условиях возможно возникновение гармоничного общественного организма. Понимание общества у Августина явл. теоцентрическим.
В№25
Философской основой спора между реализмом и универсализмом был вопрос об отношении общего и единичного, индивидуального. Реализм (от лат.геаlis — реальный, действительный)2 приписывал существование лишь общему. Основные представители: Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский.Реализм проявился в ряде концепций, в которых излагалось отношение к реальности общих понятий и единичных вещей. Крайние реалисты придерживались платоновского учения об идеях; общее— это идеи, которые существуют до единичных вещей (апtе гез) и вне их. Сторонники умеренного реализма исходили из аристотелевского учения об общих родах, согласно которому общее реально существует в вещах (in rebus), но ни в коем случае не вне их.
Номиналисты (от лат. потеп — имя), напротив, не допускали реального существования универсалий, общее существует лишь после вещей (post res).Представители:Росцелин,Абемер,Оккам.Приверженцы крайнего крыла номинализма считали общее лишь пустым, ничего не содержащим «выдохом голоса», звуковой стороной слова. Более умеренные также отрицали реальность общего в вещах, но признавали его как мысли, понятия, имена, играющие важную роль в познании (концептуализм).
В споре средневекового номинализма и реализма намечаются элементы, тенденции борьбы материализма и идеализма. Однако в этот период не было «чистого» материализма и «чистого» идеализма. Номинализм был идеализмом, но содержал материалистические тенденции, ибо исходил из реальности чувственного мира. Он подрывал схоластику изнутри, разрушал «единство» науки и веры, готовил почву для отделения философии от теологии, а та'кже для нового естествознания.
Ортодоксальному католицизму, с одной стороны, теоретически был ближе реализм, но, с другой стороны, он практически представлял католицизму угрозу — в частности, в том, что вел к пантеизму, т. е. к отрицанию личного бога, и к некоторым другим атеистическим следствиям.
В№26
Ф. Аквинский разработал доктрину, действующую и сейчас в католицизме(Томизм). Роль научного знания в век Фомы значительно возрасла, отсюда признание правомерности научнофилософского знания и попытка примерить представителей противоборствующих концессий двух истин. Религия и наука отличались только методами получения истины. Предметы религии и философии отличались только частично, поскольку не все догматы христианского вероучения поддаются доказательству. Например не поддаются доказательству следующие догматы: существования Бога, возникновение мира во времени, первородность греха, воскресения. Другие догматы поддаются рациональному объяснению: единство Бога, безсмертие человеческой души, и т.д. Те догматы, которые не поддаются рациональному обоснованию, поддаются с помощью веры. Вера-по мнению Аквинского обладает большей достоверностью чем человеческий разум. Разум же склонен к ошибкам, в отличии от веры.
Аквинский приводит 5 доказательств бытия Бога. Все они косвенные.
1. Все чтоо движется имеет причиной своего движения ни что другое как перводвигатель и этим перводвигателем является Бог.
2. Все причины имеют одну общую причину-Бог.
3. В мире случайности должен быть порядок, т.е. необходимость-Бог.
4. Степени совершенства предполагают высшее совершенство-Бога.
5. У всего должна быть цель. Бог-цель для всего.
В Боге нет сложности. Сущность и счуществование в Боге совпадает. Бог- благо всего блага. Бог познает вещ через присутствие в ней блага. Бог обладает свободой воли, но и богу не все доступно. Он не может изменить самого себя. Не может терпеть неудач и уставать, гневаться и злиться.
У человека есть одна душа а не 3. Но в природе существует три формы души. Душа не передается по наследство. Зло случайно. С0частье возможно после смерти в случае познания бога.
В№27