Античний атомізм: Демокріт і Епікур.

Платон

Платон

Родился в Афинах приблиз. В 428 г. его настоящее имя Аристокол. Он основал (акдемию). Источники его философии: концепции Героклита Пифагора Сократа и философия Эллейской школы (Паргинит)

Истинное бытие присуще только вечному неизменому тождественому самому себе. Мир чуствительных вещей не обладает такими свойствами. Это мир текучести изменчивости рождения и смерти или этот мир не может быть истинным бытием, ним обладают только эйдосы-(виды, форма). Их место прибывания на гипер урании. Где нет пустоты, где одна сущность невидемая, неосяз.

Мир чуств вещей- илюзия. Источником явл. Материя- небытие. Мир идей – истинное бытие.

Структура мира у Платона

Мир идей бытие

Мир вещей инобытие

Материя небытие

 

Вещи порождаются из материи идеями, идеи явл. Праобразами, причиной и целью вещей. Душа- особый эйдос- она вместе с остальными идеями в гипер урании, затем отягченная грехом она опускается на землю и вселяется в тело человека. Тело- теплица души. Задача человека –жить добродетельно с тем чтобы душа могла освободится от греха и пройдя цыкл переселения возвратится в гипер уранию.как особая идея душа знает и помнит другие идеи и отсюда- возможность человека познавать и создавать новое-припоминать другие идеи. Чувственые вещи познаются по средству умения а идеи только умом. Мир чел. Культуры созд. Путем припоминания, но природа возникает благодаря действиями Демимурга , который соединяет материю и идею

 

В № 12

Произведения: «Государство», «Законы» Осн. Принцыпом устройства идеального гос. Явл. Справедливость- это знание каждого тем делом которому у человека есть склонность.

В человек есть 3 формы души:

-вожделеющая (желающая)

-страсная

-разумная

В зависимости от приобладания той или инойчасти души Платон всех людей разделяет на 3 класса:

-торговцы, ремесл. И крестьяне (добродетель, умереность)

-воины (мужество)

-философы и правители (мудрость)

Внисшем сословии может сущ. Семья и собственность, но Платон называет их главными врагами гос. Дети отбираются у родителей и воспитуются обществом с тем чтобы дети считали всех взрослых своими родителями и наоборот. Правители отбирают детей по их нравственным задаткам и в орп. Возрасте среди них тобир. Те кто в последствии станут философами. В этом гос. Нет науки искуства, строгой цензуре уделяются сказки, мифы. Граждане не работаю и все население живет сельским хоз. Где глав. Нас.- рабы. Платить золотом и серебром было запрещено. Торговля позволялась только иностранцам и частично высшему сословию. Продукт труда дел. На 3 части (самообеспечение, обмен, высшему сословию.)

Правители - философы, необходимо специальное воспитание. Правят с 50-60 лет. Воины - общежитие для искоренения чувства зависти.

 

 

В№13

"Метафизика" представляет составленные слушателями своды различных по времени курсов А. Очень важны его сочин.: "О душе", "Физика", "Категории.

Раздяляет науку на 3 больших раздела:

1.Теоретические науки- занимаются поиском истины ради самой истины.

2.Практические- ищут знания ради морального совершенствования .

3.Науки целью которых явл. производство определенных обьектов.

Выше других явл.теоретические науки, самая ценная из них – метафизика-самоценна и свободна-чистая страсть к истине. Метафизика-иследует первопричины бытия .А. насчитывает их 4 :

1.Формальная

2.Материальная

3.Действующая

4.Целевая

Материя и форма определяют мир статически, а две последние причины- динамически.Бытие представлает собой предстапвляет собой субстанцию, ее свойства, активность. Единственная субстанция обладающая индив.единичн.бытием явл единство формы и материи. Форма важнеее материи, она делает вещь вещью, а материя явл. только субстритом. Материя не существует сама по себе, а только в единстве с формой. Однако форма может существовать без материи в виде формы форм-Бог.

1. Бог явл.вечным и недвижимым перводвигателем, который движет сам оставаясь неподвижным.

2. Бог явл.целевой причиной-тем к чему стремится любая вещь.

3. Бог-сама активность; высшее проявление самой активности-мышление. Таким образом Бог является мышлением о мышлением.

4. Бог явл.совершенством.

Если вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют и идеи вещей; так что без идеи вещь не существует или сама вещь остается непознаваемой. Идея вещи находится внутри самой вещи. В философии различал 1) теоретическую часть- учение о бытие, его частях, причинах и началах; 2) практическую- о человеческой деятельности; 3) поэтическую- о творчестве.

В № 14

Душабесмертна,бестелесна;она возникает одновременно с телом,но существует вечно. Тело однозначно подчиняется душе.состоит она из трех иерархически упорядоченных частей высшей частью явл. Разум ,затем идут воля и благородные желания, третья –самая низшая часть –влечения и чувственность. В соответствии с тем , какая из этих частей преобладает, человек ориентируется либо на возвышенноеи благородное ,либо на дурное и низкое .

В зависимости от приобладания той или иной части души Платон всех людей разделяет на 3 класса:

· торговцы, ремесленники и крестьяне

· воины

· философы и правители

Для каждого класа П. выделяет свою добродетель:

-Умерренность

-мужество

-мудрость

И общая добродетель-справедливость-т.е.когда все следуют законам общества

Аристотель О душе

По скольку феномены жизни предпологают опред. Операции постольку душа должна иметь способности, функции и части иответств. За различ операции.

3 вида души:

-вегетативная (обладает все живое) управляе беолог. Активностью воспроизводством и питанием.

-чувственная (животные и человек) ощущения хар. Опетитом и движением.

-рациональная (люди) отвечает за мышление

Растениям присуща только растительная способность, другим существам - и эта способность, и способность ощущения;все животные обладают по крайне мере одним чувством - осязанием. А кому присуще ощущения; тому присуще также испытывать и удовольствие и печаль, и приятное и тягостное, а кому все это присуще, тому присуще и желание: ведь желание есть стремление к приятному.

Первые две части души смертны

Душа отличается растительной способностью, способностью ощущения способностью размышления и движением. Каждая из частей обладает ощущение и способностью двигаться в пространстве; а если есть ощущение, то имеется и стремление. Ведь где есть ощущение, там и печаль, и радость, а где они, там необходимо есть и желание.Относительно же ума и способности к умозрению еще нет очевидности, но кажется, что они иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно, как вечное - отдельно от преходящего. А относительно прочих частях души из сказанного очевидно, что их нельзя отделить друг от друга.

В №15

Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемым свойствам вещей - их множества, движения и изменения. Основатель атомизма - Левкипп. Продолжатель атомизма - Демокрит. Активный приверженец раб. демократии. Исходное положение атомист. системы - существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными многообразными соединениями все сложные тела. Ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Недостаточные и неточные свидетельства ощущений исправляются более тонким усмотрением ума. Не отличал причинность и необходимость, поэтому отрицал случайность, рассматривая ее как результат незнания. Атомист. учение распространяется Д. на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть органично сводится к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Наслаждение жизнью состоит в светлом и спокойном состоянии души, в согласии с природой, исполнением долга, мерой во всем. Движение передается столкновением, и движение является основным источником развития, поскольку в результате столкновения атомы соединяются, из этого возникает все, что мы видим. Преодолевается проблема дуализма материи и движения. Чувственное познание является низшей ступенью познания, знакомит с окружающим миром явлений. Познать «истинную сущность» (т.е. познанию атомов) можно лишь при помощи рационального познания. Чувствами можно воспринимать лишь то, что образуется соединением атомов, а это само по себе преходяще. Эпикур создал школу “Сад” в 307г. в Афинах. Осн.положения: -счастье реально и возможно; -счастье-это вытеснение страдания и страха; -человек сам кузнец своего счастья. Счастье это отсутствие страдания. Фил. Эпикура это поиск способа достижения счастья. Мир состоит из атомов. Наша душа также состоит из атомов. После смерти человека атомы распадаются. Поэтому смерть – это ничто. Страх смерти приодолевается с помощью учения атомизма. Э. Считал, что траектории движения атомов могут изменяться, тоесть допускал случайность в природе, а значит и свободу для человека. Человек должен избегать страдание и стремиться к удовольствию. Но не все удовольствия делают нас счастливыми. Удовольствие от еды, любви, от занятия полит.деятельностью могут справоцировать ущерб. «Живи незаметно» - главный девиз эпикуризма.

В № 16

Софист-(греч.)мудрец. Софисты были первыми учителями философии берущими плату за свой труд, однако их способ распространения знаний являлся более прогресивным чем в класич.фил.школах. Основными проблемами, которым они уделяли внемание были язык, познание, общества.

Учение о внеприрдном происхождении языка Софисты распространили на зваконы общества: «Всякое законодательство пренадлежит искуству, вот почему его пложения и далеки от истины » (Платон). В частности Протогор считал, что человек должен следовать законам общества приусловии что есть свидетели его поведения в противном случаи- законам природы. Софисты видят справедливость в полезности.

Все люди по своей природе свободны и только по закону они вынуждены поступать противно природеЮ, но если законы искуственны, то их можно изменить. Т.е. софисты в своем учении подрывали устои святомти власти, они также оъесняют возникновение религии как следствие желания власти подченить народ. Критий: «И тогда нашелся умный человек, который придумал как устрашить лудей. Он ввел божественое, уча что существует некий демон который живет вечной блаженой жизнью, видит и слышит своим умом, весьма мудрый и пекущийся об этих делах… » т.е. только страх перед наказанием может удержать людей от нарушения законов.

Большенство мыслей софистов относятся прямо к человеку, его жизни, к практической и позноваемой деятельности. Они перенесли центр внимания из области природы на человека. Связано это так же с ориентацией всей их деятельности, целью которой была учить людей. Поэтому они и уделяют большое внимание языку как средству предачи «мнений» и изучению чел. «мнения» и «знания».

В №17

Эллинистический период длился от начала похода Александра Великого до овладения римлян Египтом Перелом IV и III вв. до н. э. является периодом, когда достигает кульминации кризис греческих свободны: полисов. Греческие города попадают сначала под власть Македонии, а позже постепенно под римское влияние.

Экономический и политический упадок Греции, за­кат роли полиса отражаются в греческой философии. Усилия, направленные на познание объективного мира, активное участие в полити­ческой жизни, которое проявилось у греческих фило­софов, постепенно замещаются индивидуализмом, скептициз­мом и агностицизмом. Со временем интерес к фило­софскому мышлению вообще резко падает. Приходит период мистики, религиозно-философского синкретиз­ма, христианской философии.

Родился на острове Самосе. Переехал в Афины, где основал школу "Сад Эпикура". Гл. задача ф. - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью.

Материалистический сенсуализм. Все, что мы ощущ. истинно. Ошибки возникают от неправ. оценки того, что мы ощущ. На основе ощущ. Возможны заключения о предметах и их причинах. Восприятие - единств. Критерий истинности, оно есть крит. и для заключений о таких вещах, кот. непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в лог. противоречии с данными восприятиями.

Э. принял основные положения Демокрита. Доказывал, что учение о причинной необходимости всех явл. природы не должно вести к выводам о невозможности для чел. свободы. В рамках необход. должен быть указан путь к свободе.

У Д. движ. атомов в пуст. вызывается мех. необход. Э. полагает, что движение обусловлено внутр. св-вом атомов - их тяжестью, кот. наряду с их формой, положением и порядком становится важным объект. определением атома. При движ. атомы могут самопроизвольно отклон. на небольшой угол и т.о переходить с прямол. путей движ. на криволинейные. Это явл. необход. условием свободы человека. Итог - более глубокий взгляд на необходимость и случайность.

Критерий счастья - удовольствие. Благо -то, что порождает удовольствие. Разработке учения о пути к счастью должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед богами, смертью и загр. миром. Боги не способны вмешив. в наш мир, а душа смертна.

Освоб. от страхов открыв путь к счастью. 3 типа удовольствия:

1. природные и необходимые для жизни;

2. прир., но для жизни не необходимые;

3. не необх для жизни и не природные.

Он стремится только к первым, воздерж. от остальных. Результат такого воздержания – полная невозмутимость, или безмятежность, кот. и есть счастье философа. Естественное состояние человека – покой, атараксия. Призывает быть незаметным не участоиать ив поллитической жизни.

 

№ 18

Скептицизм. В конце IV в. до н-. э. в греческой фи­лософии формируется еще одно, менее распространен­ное по сравнению с предшествующими философское направление — скептицизм. Его основателем былПиррон из Элиды (ок. 360—270 до н. э.). Он, так же как И Сократ, излагал свои идеи лишь в устной форме и не оставил после себя ни одного произведения. Сведения о его идеях - из работ его наиболее выдающегося ученика —Тимона (ок. 320—230 до н. э.).

Скепсис имел место в греческой философии и рань­ше. В эллинистическую эпоху складываются его принципы.Отказ от возможности дойти до истины. становится программой.

Скептицизм отрицал истинность любого познания. Удержаться от суждения (эпохэ) — основной его те­зис. Поэтому «цель свою скептики полагали в.опро­вержении догматов всех школ, но сами... они ничего не определяли, не определяли и того, что они дела­ли» , отвергая в конце концов, как свидетельствует Диоген Лаэртский, и само утверждение «ничего не утверждать». Принятие этого утверждения в качестве принципа философии также значило бы «нечто ут­верждать».

Доводы против правильности как чувственных вос­приятий, так и «познаний мысли», т. е. доводы, объяс­няющие, почему нужно удерживаться от суждений, скептики объединили в десять тезисов — тропов . Вероятно, их автором является Энесидем. В первом из этих тезисов подвергаются сомнению положения о действительности различия физиологической структуры видов животных, в частности их чувственных органов Во втором подчеркиваются индивидуальные различия людей с точки зрения физиологии и психики. В третьем говорится о различии чувственных органов, в которых одни и те же вещи вызывают разные ощущения (например, вино зрению представляется крас­ным, вкусу—терпким и т. д.). Четвертый обращает внимание на факт, что на познание влияют различные состояния (телесные и душевные) воспринимающего субъекта (болезнь, здоровье, сон, бодрствование, ра­дость, грусть и т. д.). Пятый тезис отражает влияние расстояния, положений и пространственных отноше­ний на восприятие (то, что издалека кажется малым, вблизи оказывается большим). В шестом говорится, что ни одно восприятие не относится изолированно к нашим чувствам без примеси других факторов. Сле­дующий троп указывает на различные воздействия разного количества одного и того же вещества или материи (что в малом количестве полезно, а в боль­шом может быть вредно). Восьмой опирается на тот факт, что определение взаимоотношений между ве­щами является релятивным (например, что является относительно одной вещи «вправо», может быть по отношению к другой «влево»). Предпоследний троп отражает тот факт, что «привычные и непривычные вещи» вызывают различные чувства (например, зат­мение солнца как необычное явление, закат солнца— как привычное). Десятый троп поддерживает убеж­дение в том, что ничего нельзя утверждать позитив­но — ни существование различных прав, ни привычек, ни воззрений, ни проявлений веры и т. д.

Исходя из принципа «ничего не утверждать», подкрепленного тропами , скептики отвергали любые попытки познания причин и отбрасывали любые доказательства.Достижения счастья – достижение атараксии(спокойствие,невозмутимость).

Единственный способ правильного поведения для мудреца – ничего не говорить ,а дейстовать следует выбирая между проверенным и непроверенным, полезным и безполезным .

В№19

Эллинистический период длился от начала похода Александра Великого до овладения римлян Египтом Перелом IV и III вв. до н. э. является периодом, когда достигает кульминации кризис греческих свободны: полисов. Греческие города попадают сначала под власть Македонии, а позже постепенно под римское влияние.

Экономический и политический упадок Греции, за­кат роли полиса отражаются в греческой философии. Усилия, направленные на познание объективного мира, активное участие в полити­ческой жизни, которое проявилось у греческих фило­софов, постепенно замещаются индивидуализмом, скептициз­мом и агностицизмом. Со временем интерес к фило­софскому мышлению вообще резко падает. Приходит период мистики, религиозно-философского синкретиз­ма, христианской философии.

Основателем стоицизма является Зенон. Преподовал в Стое. Основал школу в Афинах. Развитие стоицизма происходило по следующим периодам:

1. Древняя Стоя (Хрисипп)

2. Средняя Стоя (Посейдоний)

3. Новая стоя (Сенека, Марк Аврелий)

Физика стоицизма. Основные идеи об устройстве мира взяты у древних философов(Гераклит, Парменид, Демокрит). Субстанцией бытия явл. огонь. Мир управляентся Логос, который есть в каждой вещи однако только у человека Логос проявляется в виде сознания, по-этому только человек может понять, что в мире все подчинено необходимости, все предопределено и человек должен следовать своей судьбе. Добровольное следование необходимости явл.единственной формой свободы,возможной для человека. С теми, кто не подчиниться судьбе, провидение поступает как с собакой, привязанной к телеге. Свобода, как познанная необходимость возможна только для мудреца.

Цель жизни человека-счастье. Счастье состоит в том, что бы следовать природе, т.е. выполнять основные законы природы: самосохранение и самовоспроизведение. Главный долг человека-поступать правильно, благодетельно в соответствии с этими законами. Таким образом этика стоицизма-этика долга. Человек должен поступать нравственно, потому, что он должен. Жить разумно-жить безпристрастно, страсти-источник зла, мудрец может быть счастлив и свободен и в тюрьме.

Стоики называли себя космополитами. Все люди братья, все равны и раб может быть свободней своего господина. В отличии от эпикурейцев общественно-политическую жизнь стоики приветствовали.

 

В №20

Уже позднем античном периоде в идеалистиче­ской философии проявляется тенденция к сближению с религией. Делается упор на религию и мистику как на источники истины, на задний план отступает систе­ма рационального доказательства.

Зарождающееся христианство должно было бо­роться за свое «место под солнцем» с античной язы­ческой философией. Философские элементы христиан­ского мышления постепенно развивались в конфрон­тации с античной мудростью. В хаосе переплетений различных учений и взглядов выступают три основные тенденции. С одной стороны, полностью отвергаются античная образованность и философия и все истинное и доброе исходит лишь из божественного откровения (например, Тертуллиан); с другой стороны, античная философия принимается положительно как инструмент познания бога (например, гностики). Где-то посредине этих крайних воззрений находятся сторонники гармо­нического сотрудничества между «божественной» и «философской» мудростью при признании первенства божественного принципа (апологеты, александрийская школа, Августин и Псевдо-Дионисий)

Патристика – совокупность доктрин христианских мыслителей(отцов церкви) 2-8 веков.Делится на 3 етапа:

Апологетика (представители:.Юстин, Мартир, Теофил Антиохийский, Эрней, Ипполит, Квинт Септимий Тертуллиан, Тита Флавия Климента , Ориген , Афанасий )

В борьбе против языческой религии и философии, заблуждений еретиков и атак врагов христианства выступают христианские писатели, названные апологе­тами (с греческого «апология» — защита). Они обра­щаются со своими трактатами к правителям и слоям образованных людей, которых они призывают защи­щать преимущества христианского учения.Апологеты на основе Евангелия пытались решить философские вопросы.

Тенденций сближения христианства с эллинисти­ческой философией усиливались с превращением христианства в религиозно-идеологическую систему, которая оправдывала эксплуататорский строй. Была установлена официальная догматика церкви, те из христианских идеологов, которые внесли наибольший вклад в борьбу против еретиков были провозглашены святыми и названы отцами церкви.

Установление официальной догматики поставило перед христианскими идеологами задачу системати­зировать христианство. Для ее выполнения было не­обходимо использовать наследие античного мышления в его идеалистической форме.