Проблемное социально-экономическое районирование национальной территории. Особенности проблемного районирования.
Основные виды территориального деления (районирования) РФ и их характеристика.
Районирование – деление территории на определенные регионы. Районирование всегда является целевым или проблемно-ориентированным, в зависимости от цели одно и те же территории могут относиться к разным группам.
Административно- территориальное районирование, с целью упорядочения региональной экономики.
По состоянию на начало 2011 года в РФ входило 83 субъекта: республики, края, области, автономные округа и два города федерального значения.
Парадокс РФ: несмотря на то, что в соответствии с конституцией РФ и автономные округа и края и области являются равноправными субъектами федерации, все автономные округа входят в более купные территориальные образования.
С мая 2000 года в целях «укрепления вертикали власти» и усиления обратной связи субъектов с федеральным центром вся территория РФ была разбита на 7 федеральных округов, возглавляет которые представитель президента РФ. В январе 2010 года за счет выделения из Южного федерального округа Северокавказского ФО стало 8.
Данная система не противоречит административно-территориальному делению, соблюдая принцип смежности.
Общее экономическое районирование закончено существовать до 2002 года. Но до сих пор используется в экономических и макроэкономических исследованиях. Основной принцип экономического районирования - смежность и уровень межотраслевых связей, в соответствии с ним территория РФ разделена на 11 экономических районов + Ленинградская область.
Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия (МАЭВ) – возникла в 90 годах, в результате на бездействие правительства и федерального собрания на возникшие проблемы в области региональной политики. Далее получили народное признание и нормативно-правовую базу, эти ассоциации объединяют интересы входящих в них регионов в экономических отношениях с федеральным центром, в настоящее время МАЭВ 8.
Территории обычно совпадают с экономическим районирование, но особенности данного вида является то, что некоторые субъекты входят сразу в 2 МАЭВ в том числе Башкирия.
Для стратегического анализа применяются деление на запад и восток, также выделяют Европейское ядро и север и юг.
Проблемное социально-экономическое районирование применяется в целях действенного государственного регулирования территориального развития, способом выделения проблемных регионов на основе обоснованных критериев.
Специалистами различных институтов предлагается множество методик комплексного социально-экономического районирования. В настоящее время в РФ, наибольшее распространение получила типология, разработанная СОПС (Совет по изучению проблемных сил).
Концептуальный подход предложенной типологией основывается на трех измерениях:
1- общий уровень социально-экономического развития;
2- динамика развития;
3 – природно-географические условия (климат, положение относительно центра, территориальная доступность и прочее).
На основе специальных различных критериев выражается множество показателей в соответствии с концептуальным подходом, все регионы территории группируются – типологизируются:
· Не проблемные;
· Отсталые;
· Депрессивные;
· Кризисные.
Комплексная оценка является лишь индикатором общего состояния наличия множества взаимосвязанных региональных проблем. Для выработки действенных, эффективных управленческих решений, необходимо применение специальных, узкопрофильных методик, разработка более конкретных критериев и формулировка соответствующих показателей.
Экономический ландшафт РФ насыщен территориями, на которой в разной степени проявляются не только экономические проблемы, но и социальные, демографические, экономические, этнические, а также другие проблемы в различных их сочетаниях. Исходя из конкретных целей исследования, возможны разнообразные системы проблемного районирования. Необходимые прежде всего для обоснования комплекса мероприятий реализация которого полностью или частично устраняет проблемы.
Проблемное районирование обладает специфическими свойствами:
1. Не покрывает полностью все территориальное пространство РФ;
2. Проблемные территории зачастую не совпадают с административным территориальным делением;
3. Простые территории зачастую не обладают свойством смежности;
4. Простое распределение должно носить временный характер.