В зависимости о времени использования потребительские товары делятся на товары кратковременного пользования и на товары длительного пользования.
Рис. 10. Классификация товаров по целевому назначению
Классификация товаров
Таблица 5
Критерий | Основные группы товаров |
Целевое назначение | Потребительские товары, которые объединяют товары повседневного спроса, товары предварительного выбора, товары особого спроса и товары пассивного спроса. Товары производственно-технического назначения (промышленные товары). |
Тип рынка | Товары, поставляемые на: потребительский рынок; рынок производителей; рынок посредников; рынок общественных организаций. |
Готовность к употреблению | Сырье, материалы, полуфабрикаты, изделия, детали. |
Число потребителей | Товары массового пользования. Товары индивидуального пользования. |
По целевому назначению товары делятся на потребительские товары и товары производственно-технического назначения.
Потребительские товары – это товары, приобретаемые для личного (семейного) потребления. В зависимости от потребительских привычек эти товары подразделяются на товары повседневного спроса, товары предварительного выбора, товары особого спроса, товары пассивного спроса.
Товары повседневного спроса– это потребительские товары и услуги, которые обычно покупаются часто, без раздумий, с минимальным сравнением с другими товарами. Товары повседневного спроса классифицируют дополнительно на основные товары, товары импульсной покупки и экстренные товары.
Основные товары – это товары, покупаемые потребителем регулярно.
Товары импульсной покупки – это товары, доступные для покупки во многих местах и приобретаемые без предварительного планирования и поисков на основе внезапно возникшего желания.
Экстренные товары – это товары, приобретаемые при возникновении острой нужды в них.
|
|
|
Товары предварительного выбора – потребительские товары, которые покупатель в процессе выбора сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления.
Товары особого спроса – потребительские товары с уникальными характеристиками или марками, ради которых значительные группы покупателей готовы затратить дополнительные усилия.
Товары пассивного спроса – потребительские товары, о приобретении которых покупатель обычно не думает, независимо от того, знает он или не знает об их существовании. Реализация таких товаров требует значительных маркетинговых усилий.
Товары кратковременного пользования – потребительские товары, которые обычно потребляются за один или несколько циклов использования.
Товары длительного пользования – товары, которые обычно используются в течение достаточно длительного времени, выдерживая многократное применение.
Товары производственно-технического назначения – это товары, приобретаемые частными лицами или организациями для дальнейшей их переработки или применения в бизнесе. Они подразделяются на материалы и детали, полностью используемые в производстве; капитальное оборудование, входящее в готовый продукт частично; вспомогательные материалы и услуги, не входящие в изготовленный продукт.