Что необходимо знать путейцам?
Во многих случаях участвующие в расследовании специалисты-путейцы недостаточно осведомлены об устройстве ходовых частей вагонов и локомотивов, особенностях их эксплуатации и причинах образования неисправностей (дефектов). Такие знания, хотя бы общие, необходимы при определении причин схода.
В случае схода вагонов с рельсов для путейцев важно оценить техническое состояние первых двух тележек, сошедших с рельсов, потому что сход последующих тележек – это уже следствие схода первых двух.
3.2.1. Признаки аварийности («шалости») тележки
«Шальная» тележка – это тележка, у которой при движении по прямым участкам пути гребни одной или обеих колесных пар все время прижаты к головке одной рельсовой нити.
В кривых такая тележка воздействует на головку наружного рельса в поперечном горизонтальном направлении значительно сильнее, чем исправная. При проходе порожнего вагона, когда вертикальная нагрузка от колеса на рельс мала (Р = 22:8 = 2,7 тс), даже при постоянном действии незначительной боковой силы Н ≥ 1 тс (отношение Н/Р > 0,4) аварийная («шальная») тележка вызывает сплошное наддергивание внутренних и пришивочных костылей из-за наклона рельса с отрывом внутренней кромки подошвы от подкладок (рис. 19).
Под следующей «шальной» тележкой наклон рельса облегчается (костыли уже частично наддернуты), и при таких же боковых силах Н костыли еще более наддергиваются. Когда нет снега и костыли видны, их периодически добивают, а зимой, как правило, такие добивки не делают. Поэтому весной путейцы обнаруживают, что внутренние костыли (пришивочные) сплошь наддернуты (при отсутствии противораспорных подкладок), особенно на тормозных участках. Это результат многократного прохода «шальных» тележек.
Рис. 19. Отжатие гребнем головки рельса
На прямых участках гребни таких тележек контактируют с рельсом поверхностью у основания гребня (рис. 20), в результате интенсивность подреза (износа) гребней колес таких тележек во много раз больше подреза гребней у основания других колес.
Рис. 20. Профили поверхности катания:
1 – нового колеса; 2, 3 – изношенных колес
Какие факторы свидетельствуют о наличии в обращении «шальных» тележек и какие способы можно реализовать для выявления таких тележек?
Существует два главных фактора и два способа выявления таких «шальных» тележек.
Первый – неодинаковый подрез гребней (износ их у основания) у правого и левого колеса колесных пар. Массовое профилирование колесных пар, поступивших в обточку в депо Чита, Москва-3 и др., свидетельствует, что из сотен таких колесных пар найти колесную пару, у которой изношенные профили поверхности катания колес совпадают, невозможно. Была выявлена закономерность: если износ обода колеса мал (менее 2 мм), а износ гребня одного колеса колесной пары существенный (более 3 мм), то износ гребня другого колеса мал (менее 2 мм). Это признак того, что колесная пара находилась в «шальной» тележке (результаты исследований опубликованы в [12], в трудах ВНИИЖТ «Управление надежностью железнодорожного пути» 1991 г.)
Колесо со значительным подрезом гребня (а у гребня второго колеса подреза нет), при небольшом вертикальном износе бандажа оказывает повышенное боковое воздействие на головку рельса.