Что необходимо знать путейцам?

Во многих случаях участвующие в расследовании специалисты-путейцы недостаточно осведомлены об устройстве ходовых частей вагонов и локомотивов, особенностях их эксплуатации и причинах образования неисправностей (дефектов). Такие знания, хотя бы общие, необходимы при определении причин схода.

В случае схода вагонов с рельсов для путейцев важно оценить техническое состояние первых двух тележек, сошедших с рельсов, потому что сход последующих тележек – это уже следствие схода первых двух.

 

3.2.1. Признаки аварийности («шалости») тележки

 

«Шальная» тележка – это тележка, у которой при движении по прямым участкам пути гребни одной или обеих колесных пар все время прижаты к головке одной рельсовой нити.

В кривых такая тележка воздействует на головку наружного рельса в поперечном горизонтальном направлении значительно сильнее, чем исправная. При проходе порожнего вагона, когда вертикальная нагрузка от колеса на рельс мала (Р = 22:8 = 2,7 тс), даже при постоянном действии незначительной боковой силы Н ≥ 1 тс (отношение Н/Р > 0,4) аварийная («шальная») тележка вызывает сплошное наддергивание внутренних и пришивочных костылей из-за наклона рельса с отрывом внутренней кромки подошвы от подкладок (рис. 19).

Под следующей «шальной» тележкой наклон рельса облегчается (костыли уже частично наддернуты), и при таких же боковых силах Н костыли еще более наддергиваются. Когда нет снега и костыли видны, их периодически добивают, а зимой, как правило, такие добивки не делают. Поэтому весной путейцы обнаруживают, что внутренние костыли (при­ши­­вочные) сплошь наддернуты (при отсутствии противораспорных подкладок), особенно на тормозных участках. Это результат многократного прохода «шальных» тележек.

Рис. 19. Отжатие гребнем головки рельса

На прямых участках гребни таких тележек контактируют с рельсом поверхностью у основания гребня (рис. 20), в результате интенсивность подреза (износа) гребней колес таких тележек во много раз больше подреза гребней у основания других колес.

Рис. 20. Профили поверхности катания:

1 – нового колеса; 2, 3 – изношенных колес

Какие факторы свидетельствуют о наличии в обращении «шальных» тележек и какие способы можно реализовать для выявления таких тележек?

Существует два главных фактора и два способа выявления таких «шальных» тележек.

Первый – неодинаковый подрез гребней (износ их у основания) у правого и левого колеса колесных пар. Массовое профилирование колесных пар, поступивших в обточку в депо Чита, Москва-3 и др., свидетельствует, что из сотен таких колесных пар найти колесную пару, у которой изношенные профили поверхности катания колес совпадают, невозможно. Была выявлена закономерность: если износ обода колеса мал (менее 2 мм), а износ гребня одного колеса колесной пары существенный (более 3 мм), то износ гребня другого колеса мал (менее 2 мм). Это признак того, что колесная пара находилась в «шальной» тележке (результаты исследований опубликованы в [12], в трудах ВНИИЖТ «Управление надежностью железнодорожного пути» 1991 г.)

Колесо со значительным подрезом гребня (а у гребня второго колеса подреза нет), при небольшом вертикальном износе бандажа оказывает повышенное боковое воздействие на головку рельса.