Территориальные прокуратуры.

Прокуратуры субъектов РФобразованы в соответствии с административно - территориальным и национально – государственным устройством. Существуют прокуратуры республик , входящих в состав РФ, прокуратуры краёв, областей, автономных округов, автономных областей.

Прокуратуры субъектов РФ возглавляют соответствующие прокуроры, назначаемые на должность генпрокурором РФ по согласованию с органами власти субъекта РФ. Руководители прокуратур субъектов РФ имеют первого заместителя и заместителей, которые также назначаются на должность Генпрокурором РФ. Для последовательной реализации сочетания единоличных и коллегиальных методов работы в прокуратурах РФ, создаются коллегии в составе прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей ( по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ. В прокуратурах субъекта РФ образуются управления и отделы ( на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками прокурора субъектов РФ.

В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров – криминалистов, а также следователей по особо важным делам, старших следователей и их помощников. Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур районов, иных а организаций административно – территориальных единиц и уполномочены издавать приказы, указания, распоряжения, которые обязательны для исполнения всеми нижестоящими прокурорами. Они также могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчинённых прокуратур в пределах фонда оплаты труда, установленного Генпрокурором РФ.

В соответствии с приказом Генпрокурора РФ от 09.09.2002г. №59 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» на прокуроров субъектов РФ возложены следующие полномочия:

1. Надзор за исполнением Конституции и законов, действующих на территории РФ, соблюдение прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами, органами управлениями и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых этими органами и должностными лицами правовых актов;

2. Надзор за исполнением законов должностными лицами территориальных органов и служб Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной таможенной службы, Министерства юстиции РФ, министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при производстве предварительного следствия, дознания, осуществления ОРД, а также при исполнении наказания и применении назначаемых судом мер принудительного характера в местах содержания задержанных и заключённых под стражу;

3. Надзор за исполнением законов при реализации государственными приставами органов Министерства юстиции РФ своих функций, связанных с защитой установленного порядка осуществления государственной власти и управления, а также конституционных прав и законных интересов граждан и организаций;

4. Уголовное преследование по уголовным делам в соответствии с полномочиями, установленными УПК.

Прокуроры субъектов РФ также организуют деятельность подчинённых прокуроров в соответствии с установленной компетенцией по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также уголовному преследованию:

· На особо режимных предприятиях и объектах оборонно – промышленного комплекса, в том числе в ЗАТО (за искл. Г.Межгорье и комплекса «Бойканур»);

· В обособленных военных городах Министерства обороны РФ, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ и Главного управления специальных программ Президента РФ, где проживает и работает гражданское население;

· На транспорте и в органах внутренних дел на транспорте;

· В таможенных органах.

Прокуратуры районов возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителей и заместителей прокуроров, старших помощников и помощников прокуроров, а также старших следователей , следователей и их помощников Генпрокурора РФ в прокуратурах районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы. Прокуроры районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности генпрокурором РФ, подчинены и подотчётны вышестоящим прокурорам и Генпрокурору РФ.

5. Специализированные прокуратуры.

Специализированные прокуратуры , входящие в единую систему органов прокуратуры РФ это:

v военная прокуратура;

v транспортные прокуратуры;

v природоохранные прокуратуры;

v прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях;

v прокуратуры Второго управления Генпрокуратуры РФ (по охране государственной тайны).

Военные прокуратуры . Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооружённых Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, приравненные к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские, проокурорско – следственные и следственные участки.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств, не действуют иные органы прокуратуры, а также за пределами государства, где в соответствии с международными договорами находятся войска РФ, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генпрокурором РФ на органы военной прокуратуры.

Образование , реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры штатов осуществляются Генпрокурором РФ, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооружённых Сил РФ и других войск, воинских формирований и органов.

Органы военной прокуратуры РФ – Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитании кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издаёт приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Финансирование органов военной прокуратуры осуществляется Министерством обороны РФ за счёт выделяемых для этих целей средств федерального бюджета. Материально – техническое обеспечение органов военной прокуратуры , выделение им служебных помещений, транспорта, средств связи и других видов снабжения и довольствия производятся Министерством обороны РФ и другими войсками и воинскими формированиями по установленным нормам. Охрана служебных помещений органов военной прокуратуры осуществляется военными частями.

Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные или в составе управлений), канцелярия и приёмная. Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приёмной – помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных подразделениях Главной военной прокуратуры утверждаются Главным военным прокурором.

В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров – криминалистов и прокуроров – криминалистов, а также следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам.

В главной военной прокуратуре образуется Коллегия в составе главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Персональный состав Коллегии утверждается Генеральным прокурором РФ по представлению Главного военного прокурора.

На военную прокуратуру возлагаются следующие полномочия:

1. Надзор за исполнением Конституции и законов, действующих на территории РФ, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих и членов их семей и иных граждан руководителями и должностными лицами органов управления и военного управления, воинских частей, учреждений. Организаций, предприятий и иных военизированных подразделений Вооружённых Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ и т.д.;

2. Надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия, дознания и осуществления ОРД по уголовным делам в материалах о преступлениях , совершённых военнослужащими , а также гражданами , проводящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований;

3. Уголовное преследование по уголовным делам о преступлениях, совершённых военнослужащими, а также гражданами, проходящим военные сборы, лицами гражданского персонала Вооружённых Сил РФ.

Главный военный прокурор и подчинённые ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции следующие полномочия и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления:

· участвуют в заседаниях коллегий, военных советах, служебных совещаниях, органов военного управления;

· назначают вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления , где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;

· имеют право по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного на них режима, иметь доступ к их документам и материалам;

· проверяют законность содержания осуждённых, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах, а также немедленно принимают меры по освобождению незаконно содержащихся там лиц;

· требуют обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключённых под стражу.

Природоохранные прокуратуры. Эти прокуратуры созданы для усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды.

На правах прокуратуры субъекта РФ действует только одна прокуратура – Волжская межрегиональная природоохранительная прокуратура . конкретный перечень городов и районов субъектов РФ, на территории которых распространяются полномочия этой прокуратуры , определяются Волжским межрегиональным природоохранным прокурором по согласованию с прокурорами субъектов РФ.

На Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру возлагаются полномочия:

· Надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей природной среды и экологических прав граждан представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций , которые функционируют или расположены в бассейне р. Волги , а также за соответствием законам издаваемых ими нормативных правовых актов;

· Уголовное преследование по делам об экономических преступлениях , совершённых на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности, расположенных в бассейне р. Волги.

Транспортные прокуратуры. Данные прокуратуры действуют на правах прокуратур районов и осуществляют свои полномочия , касающиеся исполнения законов о безопасности движения на воздушном, речном ( морском) и железнодорожном транспорте. Транспортные прокуратуры также осуществляют надзор за исполнением законов и соблюдением прав, свобод и законных интересов граждан предприятиями различных форм собственности, которые так или иначе связаны с предоставлением или обслуживанием транспортных перевозок грузов и пассажиров.

Транспортные прокуратуры осуществляют также расследование преступлений, совершённых на транспортных объектах. Одновременно они обеспечивают надзор за законностью административной деятельности органов внутренних дел на транспорте, а также за ОРД, дознанием и предварительным следствием, которые проводят сотрудники транспортной милиции.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении назначенных судом наказания и иных мер принудительного характера. Эти прокуратуры создаются для усиления влияния на состоянии законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом . указанные прокуратуры действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов РФ. На прокуратуры по надзору законностью исполнения наказания возложены задачи в соответствии со ст. 32 Закона о прокуратуре.

Прокуратуры ЗАТО. В настоящее время в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ ОТ 09.09.2002Г. №59 действуют только 2 специализированные прокуратуры ЗАТО. Г.Межгорье и комплекса «2Бойконур» с непосредственным подчинением Генеральной прокуратуре РФ.

Другие прокуратуры, которые осуществляют надзор за соблюдением и исполнением законов РФ в закрытых административно – территориальных образованиях , на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях, обеспечивающих их функционирование, непосредственно подчиняются территориальным прокуратурам субъектов РФ.

На прокуратуры ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Бойканур» возложены следующие полномочия:

· Надзор за соблюдением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, органами контроля и должностными лицами , органами управления и руководителям коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам и издаваемых им нормативно - правовых актов.

· Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, дознание и ОРД, а также уголовное преследование по уголовным делам о преступлениях , совершённых в пределах этих административно – территориальных образований (кроме производства по уголовным делам в отношении военнослужащих)

Приказом Генерального прокурора РФ от 30 .03.2001г. №17 «О полномочиях прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов на особо режимных объектах и в закрытых административно – территориальных образованиях» полномочия прокуроров прокуратур ЗАТО в связи с особенностями их организаций и деятельности , в части обращения в арбитражные суды с исками в защиту государственных и общественных интересов, а также опротестования в кассационном порядке приговоров, решений, определений и постановлений судов, осуществляющих правосудие на особорежимных объектах, в ЗАТО, закрытых и обособленных военных городках и особорежимных воинских частях, приравненных к полномочиям соответствующих территориальных прокуроров.

6. Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации.

Следственный комитет при прокуратуре РФ является органом прокуратуры РФ, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве . следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ проводят предварительное следствие по делам о преступлениях отнесённых к их компетенции уголовно – процессуальным законодательством.

Следственный комитет при прокуратуре РФ возглавляет Председатель Следственно комитета при прокуратуре РФ, который является первым заместителем Генерального прокурора РФ. Он назначается и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению президента РФ. Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ.

В Следственном комитете при прокуратуре РФ создаются главные управления, управления, отделы и отделения; образуются должности руководителей соответствующих структурных подразделений, их первых заместителей и заместителей, а также старших прокуроров криминалистов, прокуроров – криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей.

Работники Следственного комитета при прокуратуре РФ являются прокурорскими работниками.