Методы фактического контроля

Порядок проверки смет (бюджетов), центров затрат, ответственности и бюджетирования

(Счетная палата, Управление финансового казначейства, МинФин России)

37.1 (счетная палата)Проверка составления смет, бюджетов, затрат в центрах ответственности и бюджетирования в современных условиях проводится как ревизия – контрольное мероприятие, осуществляемое контролерами.

Федеральным законом от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ О Счетной палате определено, что этот постоянно действующий орган государственного финансового контроля проводит комплексные ревизии и тематические проверки, в ходе которых делают вывод о достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности, определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого субъекта и федерального бюджета.

Счетная палата РФ образуется Федеральным собранием РФ и подотчетна ему. Счетная палата является юридическим лицом и в рамках решаемых ею задач обладает организационной и функциональной независимостью.

Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников.

В компетенцию Счетной палатывходят следующие вопросы:

- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

- определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на совершенствование бюджетного процесса;

- и другие вопросы.

 

В целях решения поставленных перед ней вопросов, Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета.

Направления деятельности Счетной палаты:

- организация и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

- проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета;

- подготовка экспертных проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, федеральных программ и иных документов;

- и другие.

 

37.2 Управление финансового казначейства. В настоящее время вся хозяйственная деятельность по работе с бюджетными средствами сосредоточена в Управлениях финансового казначейства, расположенных во всех субъектах, муниципальных и городских администрациях.

Комплексная ревизия начинается с проверки бюджетных доходов и расходов. Проверяется составление проекта бюджета, наличие распоряжений и решений глав администрации города, района, управы. Основным правилом бюджетной работы является обязательное сбалансирование доходов и расходов бюджета в каждом квартале.

Проверка правильности и обоснованности расходов, предусмотренных в бюджете, проводится по каждому направлению затрат в отдельности.

При ревизии составления бюджета проверяется:

- правильность составления бюджетной документации;

- наличие расчетов бюджетных назначений (по каждой статье доходов и расходов);

- соответствие сводных смет сметам по статьям расходов;

- обоснованность расчетов к утвержденным сметам бюджетных учреждений;

- своевременность доведения смет до подведомственных организаций.

Задача ревизии состоит в выявлении резервов, мобилизации средств, необходимых для обеспечения финансирования, предусмотренного бюджетом.

37.3 МинФин РФ. Право проведения финансовых ревизий и проверок предоставлено Минфину России и его территориальным контрольно-ревизионным органам Положениями о Министерстве и названных органов, утвержденными Правительством РФ.

Основные нормативные документы: Бюджетный кодекс РФ; Положение о Министерстве Финансов РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г., Положение о Контрольно-ревизионном управлении Минфина РФ в субъекте РФ, утв. Постановлением правительства РФ от 6 августа 1998 г.

Минфин России имеет центральный аппарат и территориальные органы на уровне субъектов РФ.

Минфин России в части контроля осуществляет следующие функции:

- предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

- контроль за целевым использованием средств федерального бюджета;

- проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;

- контролирует рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

- организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

- и другие.

Кроме того, ревизии проводят контрольные финансовые подразделения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления.

По результатам ревизии составляется акт, который подписывается сторонами (проверяющими и проверяемыми).

 

 

При проведении ревизии используются различные методы и методические приемы. Их принято разделять на два блока: методы фактического контроля и методы документального контроля.

К методам фактического контроля относятся:

ü инвентаризация;

ü проверка ревизуемых операций по факту совершения;

ü проверка фактов по конечной операции;

ü лабораторные исследования;

ü экспертная оценка;

ü контрольный обмер;

ü контрольный запуск сырья и материалов в производство;

ü контрольная приемка продукции по количеству и качеству;

ü обследование на месте проверяемых операций;

ü проверка соблюдения трудовой дисциплины и использования рабочего времени персоналом;

ü проверка исполнения принятых решений.

Инвентаризация– это один из самых распространенных методов фактического контроля. Инвентаризация имущества и обязательств организации проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств организации.

Как правило, порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Пунктом 2 статьи 12 ФЗ «О бухгалтерском учете» установлены следующие случаи обязательного проведения инвентаризации:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Ревизией устанавливается правильность учета выявленных инвентаризациями и иными проверками расхождений между фактическим наличием товарно-материальных ценностей и данными бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

При проверке операций по факту совершения основное внимание уделяется фактам совершения операций по приобретению материальных ценностей, достоверности составленных актов ввода объектов в эксплуатацию, наличию товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение и другим подобным аспектам.

Примером проверки фактов по конечной операциислужит проверка процесса изготовления продукции. При такой проверке контролю подлежат не все без исключения операции технологического цикла производства, а лишь фактическое наличие готовой продукции при выпуске ее из производства.

Лабораторные исследования применяют для определения качественных признаков сырья, материалов, готовых изделий. На практике их, как правило, используют для выявления причин брака продукции или значительных отходов сырья и материалов, используемых в производстве.

Экспертная оценка представляет собой исследование хозяйственных операций по поручению ревизующих органов специалистами различных областей знаний. По результатам такой экспертизы составляется обоснованное заключение.

В ходе контрольного обмера устанавливается соответствие рассматриваемого объекта характеристикам и назначению, предусмотренным в проектно-сметной документации к нему; полнота завершения строительных работ, принятых по актам приемки; соответствие объема, характера и стоимости работ журналам учета выполненных работ, актам инвентаризации незавершенного производства и прочее.

Контрольный запуск сырья и материалов в производство – это метод, используемый для определения обоснованности применяемых норм расхода сырья и материалов на производство продукции. С его помощью устанавливаются факты завышения норм времени, а следовательно, и расценок на выполняемые работы.

Контрольная приемка продукции по количеству и качеству применяется не только для проверки количества и качества выпускаемой продукции, но и с целью контроля за правильностью начисления заработной платы и соблюдением условий хранения материальных ценностей на производственных участках и складах.

Обследование на месте проверяемых операций – это метод фактического контроля, состоящий в проверке, к примеру, соблюдения порядка хранения, приема и отпуска материальных ценностей, степени изношенности основных средств, организации технологических процессов и производства в целом и т.п.

Проверка соблюдения трудовой дисциплины и использования рабочего времени персонала позволяет установить степень занятости работников ревизуемого предприятия, выявить факты выполнения ими работ в рамках внутреннего совместительства и замещения. Результаты такой проверки в дальнейшем используются при ревизии расчетов по оплате труда.

Проверка исполнения принятых решений, как метод фактического контроля, подразумевает исследование степени и точности выполнения предложений и рекомендаций, полученных сотрудниками предприятия по результатам предыдущей ревизии.