Вопросы к зачету по курсу истории зарубежной литературы конца Х1Х – начала ХХ века.
Общие тенденции литературного процесса рубежа веков Х1Х и ХХ.
Механизм формирования литературных течений рубежа Х1Х-ХХ веков
Традиции и новаторство в литературных течениях рубежа Х1Х-ХХ веков (на выбор: реализм-романтизм, импрессионизм, символизм и натурализм).
Влияние импрессионизма на литературные течении рубежа Х1Х-ХХ веков.
Натурализм как литературное течение Х1Х – ХХ века.
Импрессионизм как явление искусства рубежа веков.
Символизм как литературное течение рубежа Х1Х – ХХ веков.
Специфика символики в поэзии П.Верлена, А.Рембо (в сравнении или на выбор)
Специфика художественного мастерства поэтов рубежа веков (на выбор П. Верлен, А. Рембо, У.Уитмен, Р. Киплинг)
(в сравнении или по выбору).
Драма-дискуссия в творчестве Ибсена.
Г. Ибсен. «Пер Гюнт» - система образных средств.
Г. Ибсен. Философско-религиозная основа драмы «Пер Гюнт»
Г. Ибсен. Кукольный дом. Проблематика и поэтика.
Б. Шоу. Проблематика и структура (пьеса по выбору).
Драма-дискуссия в творчестве Б.Шоу.
Б. Шоу. Конфликт и его художественное решение (пьеса по выбору).
Философский аспект в пьесах Б.Шоу (пьесы по выбору).
Специфика символизма в творчестве М. Метерлинка.
М. Метерлинк. Символика «Синей птицы».
Э. Золя. Взаимодействие натурализма и реализма в романе «Жерминаль».
Сюжетно-композиционная структура романа Э. Золя «Жерминаль».
Г. Мопассан. Герой и конфликт в романе «Милый друг».
Г. Мопассан. Проблематика и художественные средства в романе «Милый друг».
Т. Гарди. «Тэсс из рода дЭрбервиллей» (героиня, конфликт, композиция).
Взаимодействие реализма с символизмом и натурализмом в «Тэсс из рода дЭрбервиллей» Т.Гарди.
Г. Уэллс. Специфика фантастики романа «Война миров».
О. Уайлд. Парадокс в романе «Портрет Дориана Грея».
О. Уайлд. Взаимоотношения жизни и искусства в романе «Портрет Дориана Грея».
О. Уайлд. Философский подтекст романа «Портрет Дориана Грея».
Развенчание эстетизма в романе О. Уайлда «Портрет Дориана Грея».
Дж. Голсуорси. Явление форсайтизма в романе «Собственник».
Дж. Голсуорси. Специфика композиции, конфликт и его художественное решение в романе «Собственник».
Проблематика и художественное своеобразие романа Дж. Голсуорси «Собственник».
Проблематика и художественные особенности романов М. Твена «Приключения Гекльберри Финна» и «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (по выбору).
М. Твен. Утопические и антиутопические тенденции в романе «Янки при дворе короля Артура».
Дж. Лондон. Герой и конфликт в романе «Мартин Иден».
Дж. Лондон. «Американская мечта» в романе «Мартин Иден».
Коллоквиумы (темы, планы, литература)
Тема 1. Драматургия Ибсена. «Пер Гюнт»
1. Характер фантастики, фольклорная основа, психологический настрой главного героя.
2. Сцена у троллей. Два типа жизненной цели: «быть самим собой» и «быть довольным собой». Тема призвания и ответственности.
3. Многомирье в драме: реальный, сказочно-фантастический и ментальный планы. Система символико-образных средств.
4. Философско-религиозный подтекст пьесы.
Литература
Г. Ибсен. Пер Гюнт. Собр. соч. в 4-х т. М., 1988, т. 2, с. 384-636.
Тема П. Оскар Уайлд. «Портрет Дориана Грея»
1. О. Уайлд о взаимодействии жизни и искусства: теоретическое обоснование и художественное воплощение.
2. Единство реальности и фантастики. Своеобразие композиции.
3. Философско-эстетическая основа романа, эволюция в отношении к эстетизму.
4. Многогранность парадокса в романе, противоречия в предисловии и тексте.
5. Загадка финала.
Литература
«Портрет Дориана Грея» - любое издание.
Р. Эллман. Оскар Уайлд. М., 2000 (главы, посвященные «Замыслам» и «Портрету Дориана Грея»).
Контрольные работы по тексту произведений: