Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития)

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Цель изучения курса. Научный метод познания

Лекция №1

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

 

1. Цель изучения курса «КСЕ». Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира

1.1. Цель изучения курса. Научный метод познания.

1.2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

1.3. Развитие научных исследовательских программ и картин мира

 

 

1. Цель изучения курса «КСЕ». Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира

Цель изучения курса КСЕ: формирование у учащихся целостного взгляда на окружающий мир, ознакомление их с фундаментальными законами природы и методами научного моделирования.

 

Основные понятия:

Методология

Свойства научного знания: (объективность, достоверность, точность, системность )

Эмпирическое и теоретическое познание

Методы научного познания: ( наблюдение, измерение, индукция- Ф. Бэкон, дедукция – Р. Декарт, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, эксперимент ).

Гипотеза (научное предположение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы превратиться в научную теорию)

Требования к научным гипотезам:

- соответствие эмпирическим фактам

- проверяемость (принципы верификации и фальсификации)

Научная теория (область применимости теории)

 

Типы мышления ( естественнонаучный и гуманитарный, их отличие и общность, на пути к единой культуре ).

Естествознание как комплекс наук о природе (дисциплины естествознания: физика, химия, биология, астрономия, геология и в отдельных случаях экология)

Научное познание и роль науки в обществе

 

Дифференциация наук

Интеграция наук

Гуманитарные науки

Гуманитарно-художественная культура, её основные отличия от научно-технической:

- субъективность знания

- нестрогий образный язык

- интерес к индивидуальным свойствам изучаемых предметов

- сложность (или невозможность) верификации и фальсификации

Математика как язык естествознания

Псевдонаука как имитация научной деятельности ( факультативно )

Отличительные признаки псевдонауки:

- фрагментарность

- некритический подход к исходным данным

- невосприимчивость к критике

- отсутствие общих законов

- неверифицируемость и/или нефальсифицируемость псевдонаучных данных

 

 

Антология развития естествознания: натурфилософия, эпоха Платона, классическое естествознание, неклассическое естествознание, эпоха постнеклассического естествознания.

 

Научная (исследовательская) программа

Древняя Греция:

появление программы рационального объяснения мира ( математическая программ Пифагора-Платона).Принцип причинности в первоначальной форме (каждое событие имеет естественную причину) и его позднейшее уточнение (причина должна предшествовать следствию), появление теории доказательств.

Атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита: всё состоит из дискретных атомов; всё сводится к перемещению атомов в пустоте

Континуальная исследовательская программа Аристотеля: всё формируется из непрерывной бесконечно делимой материи, не оставляющей места пустоте

Взаимодополнительность атомистической и континуальной исследовательских программ

Научная (или натурфилософская) картина мира как образно-философское обобщение достижений естественных наук

Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная (или натурфилософская) картина мира:

- о материи

- о движении

- о взаимодействии

- о пространстве и времени

- о причинности, закономерности и случайности

- о космологии (общем устройстве и происхождении мира)

Научные картины мира: механическая, электромагнитная, неклассическая (1-я половина XX в.), современная эволюционная

 

Список рекомендуемой литературы : / 1-6, 10, 11 /

 

Контрольные задания и вопросы:

1. Расшифруйте название дисциплины «Концепции современного естествознания».

2. Какова цель изучения курса « КСЕ» ?

3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры и необходимость устранения дихотомии в образовании.

4. Чем отличаются гуманитарный и естественнонаучный типы мышления?

5. Какие дисциплины относятся к естествознанию?

6. Перечислите основные свойства научного знания.

7. Перечислите методы научного познания и введите понятия: наблюдение, измерение, индукция, дедукция, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование и эксперимент.

8. Дайте определение гипотезы и сформулируйте основные требования к научным гипотезам.

9. Сформулируйте смысл принципов верификации и фальсификации.

10. Рассмотрите отличительные признаки псевдонауки.

11. Кратко рассмотрите антологию развития естествознания.

12. Сформулируйте основные идеи научных программ Древней Греции.

13. Чем характерна эпоха классического естествознания?

14. Что понимают под эпохой неклассического естествознания?

15. В чем смысл эпохи постнеклассического естествознания?