Лекция 9. Журналист как субъект профессиональной деятельности. Статус журналиста в обществе. Социальная позиция ж-та. Принципы журналистской деятельности.

Журналистские кул-ры в России в 2000-е (по опросам, исследованиям).

 

Журналистские кул-ры в России в 2000-е:

молодые профессионалы

"многие студенты пессимистично смотрят в будущее и опасаются, что журналистика превратится в развлечение, PR, пропаганду и блоггерство"

Gunnar Nygren

 

Социальные роли российских медиа:

образование, распространение ценностей (85%)

распространение знаний (65-75%)

психологическая поддержка (60-70%): западные журналисты не понимают этой роли

социальное развитие (60-65%)

социальная коммуникация (55%)

выражение общественного мнения (40-45%)

публичная критика (35-40%): в отличие от западных жур-ов

 

Профессиональные стандарты:

объективность

беспристрастность

честность

эффективность

ответственность

надежность

точность

 

Субъекты влияния:

редакционная политика и скрытая цензура

время

специфика канала

политика в целом

внутренние ограничения

- аудитория важна более чем для половины жур-тов

- уважение к источнику инф-ции

 

Границы дозволенного (опрос был сделал в годовщину смоленской трагедии, когда упал самолет с польской делегацией):

"избегать нанесения ущерба"

быть кратким и точным, минимизировать детали и подробности

быть беспристрастным, минимизировать собственные комментарии

остерегаться необдуманных оценок и обвинений

предупреждать манипулирование общественным мнением и обострение конфликтов

 

Удовлетворение работой:

возможность самостоятельно и независимо решать, что и как описывать (65%)

помощь людям (64%)

редакционная политика (60%)

социальная и профессиональная безопасность (52%)

влияние на общество (49%)

...

 

"Профессиональные выгоды":

источник силы - политический капитал

источник богатства - экономический капитал [в Москве и др. крупных городах]

источник соц. мобильности - культурный капитал

 

 

Соц. статус -- личный статус или статус различных соц. групп.

 

Статусный набор. Конгломерат статусов. - Термины польского ученого П. Штомпки.

Главный и второстепенный статусы (н-р, студент, православный, сын...).

 

В зависимости от статуса человека, от него ожидают определенного поведения.

 

Критерии оценки статусов:

культурный: связан с объективными характеристиками окруж. мира

субъективный: связан с самоидентификацией чел-ка

 

Конфликт личного восприятия человека и оценки его окружающими (н-р, после распада СССР инженеры стали не такой важной профессией, а они все еще считали себя нужными). Конфликт статусов и ролей.

 

Структура статусного набора жур-та:

"личное"

"социально-групповое"

"общечеловеческое" (социетальное)