Лекция 9. Журналист как субъект профессиональной деятельности. Статус журналиста в обществе. Социальная позиция ж-та. Принципы журналистской деятельности.
Журналистские кул-ры в России в 2000-е (по опросам, исследованиям).
Журналистские кул-ры в России в 2000-е:
молодые профессионалы
"многие студенты пессимистично смотрят в будущее и опасаются, что журналистика превратится в развлечение, PR, пропаганду и блоггерство"
Gunnar Nygren
Социальные роли российских медиа:
образование, распространение ценностей (85%)
распространение знаний (65-75%)
психологическая поддержка (60-70%): западные журналисты не понимают этой роли
социальное развитие (60-65%)
социальная коммуникация (55%)
выражение общественного мнения (40-45%)
публичная критика (35-40%): в отличие от западных жур-ов
Профессиональные стандарты:
объективность
беспристрастность
честность
эффективность
ответственность
надежность
точность
Субъекты влияния:
редакционная политика и скрытая цензура
время
специфика канала
политика в целом
внутренние ограничения
- аудитория важна более чем для половины жур-тов
- уважение к источнику инф-ции
Границы дозволенного (опрос был сделал в годовщину смоленской трагедии, когда упал самолет с польской делегацией):
"избегать нанесения ущерба"
быть кратким и точным, минимизировать детали и подробности
быть беспристрастным, минимизировать собственные комментарии
остерегаться необдуманных оценок и обвинений
предупреждать манипулирование общественным мнением и обострение конфликтов
Удовлетворение работой:
возможность самостоятельно и независимо решать, что и как описывать (65%)
помощь людям (64%)
редакционная политика (60%)
социальная и профессиональная безопасность (52%)
влияние на общество (49%)
...
"Профессиональные выгоды":
источник силы - политический капитал
источник богатства - экономический капитал [в Москве и др. крупных городах]
источник соц. мобильности - культурный капитал
Соц. статус -- личный статус или статус различных соц. групп.
Статусный набор. Конгломерат статусов. - Термины польского ученого П. Штомпки.
Главный и второстепенный статусы (н-р, студент, православный, сын...).
В зависимости от статуса человека, от него ожидают определенного поведения.
Критерии оценки статусов:
культурный: связан с объективными характеристиками окруж. мира
субъективный: связан с самоидентификацией чел-ка
Конфликт личного восприятия человека и оценки его окружающими (н-р, после распада СССР инженеры стали не такой важной профессией, а они все еще считали себя нужными). Конфликт статусов и ролей.
Структура статусного набора жур-та:
"личное"
"социально-групповое"
"общечеловеческое" (социетальное)