Журналистика как система. Системный анализ жур-ки.

 

Группы "системных понятий":

понятия, относящиеся к описанию внутреннего строения системных объектов

понятия, описывающие функционирование системных объектов (функция, обратная связь...)

понятия, описывающие процессы развития системных объектов (трансформация...)

понятия, относящиеся к сфере классификации системных объектов (типология...)

 

Системные хар-ки жур-ки:

- журналистика как совокупности СМИ -

сохранение целостного характера и формирование единого инф. пространства

сов-ть компонентов, каждый из кот. активно взаимодействует со своей средой и друг с другом

реализация необходимого набора функций

структурирование компонентов системы

организация системы в конкретных соц. условиях

 

Компоненты жур-ки как системы:

• техническая база

экономика СМИ

аудиторный фактор

функции жур-ки

типологическая структура

организация

 

Элементы системы функционирования жур-ки:

учредитель

руководящие органы

журналисты

тексты

канал

массовая аудитория

социальные институты

действительность

 

Лекция 2. Терминологические проблемы в научном исследовании. Различные интерпретации понятия «журналистика».

 

Журнализм (термин ввела Свитич).

 

Терминологические проблемы в научном исследовании. Возможные интерпретации:

жур-ка как особый соц. институт (понятие соц. института, его функции, формальные и неформальные соц. институты)

жур-ка как система видов дея-ти - сбор, обработка и распространение

жур-ка как совокупность профессий

жур-ка как система произведений

жур-ка как комплекс каналов передачи массовой информации

жур-ка как совокупность учебных дисциплин

жур-ка как особая отрасль науки

Прохоров Е. П.

жур-ка как текст: медиатекст - адресованность аудитории, публицистичность, существование инф-ции в социальном пространстве (не бытовые практики, а для общественного использования)

жур-ка как общественная система

журналистика как бизнес

журналистика как часть креативных индустрий (концепция креативных индустрий и традиция «франкфуртской школы»; «креативный класс»)

Вартанова Е. Л.

 

Книга ‘Taking journalism seriously’ (Барби Зелицер).

 

Две перспективы анализа - взгляд ученых и взгляд журналистов (Зелицер):

жур-ка как профессия

жур-ка как институт

жур-ка как текст

жур-ка как люди

жур-ка как набор практик

 

Медиатизация. Четыре аспекта медиатизации:

медиа расширяют естественные границы способностей человеческого общения

медиа замещают социальные активности и соц. институты

медиа сливаются, объединяются с другими, не-медиатизированными видами активности

различные субъекты в различных соц. сферах принимают и воспринимают медиалогику

 

Жур-ка как:

«шестое чувство» (нюх на новости)

«сосуд» (материальное наполнение текста)

«зеркало»

«ребенок»

служение

 

Итак, во всех интерпретациях появляются три ключевых понимания жур-ки:

как текст

как соц. институт

как профессия

 

Жур-ка - профессиональная массово-информационная дея-ть, происходящая в конкретных исторических, культурных, экономических и социально-политических условиях.