ХАРАКТЕР И ЕГО АКЦЕНТУАЦИЯ
13.04., 20.04., 27.04., 04.05., 11.05.2011
Характер – чеканка, примета (с греч.) – те особые качества, которые приобретает человек, живя в обществе.
Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, определяя для индивида типовые способы поведения.
Индивидуальные особенности характера относятся к волевым качествам (решительность или боязливость). Особенности характера относятся к эмоциональной сфере (жизнерадостность или угнетенность). Также влияют умственные качества (легкомыслие или вдумчивость).
Становление характера происходит в условиях включения личности в различные социальные группы. Такие социальные группы – это семья (важнейший социальный институт), трудовые и учебные коллективы, компании друзей, и проч.
Зная характер, можно предвидеть поведение человека в различных жизненных ситуациях.
Характер главным образом – это результат самовоспитания.
Характер не дан от природы. Он формируется в процессе социализации, и его можно изменить путем самовоспитания. Характер – прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, совместную деятельность и общение с другими людьми. Характер проявляется в индивидуальности. О характере человека можно судить по его поступкам. В характере проявляются привычные действия и поступки.
Социализация – процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидуального социального опыта. Социализация связана с общением и совместной деятельностью.
2 вида социализации:
· первичная (связана с формированием образа деятельности, не связанного только с обучением),
· вторичная (определяется разделением труда и соответствующим ему социальным распределением знаний).
Ак. Б.Г. Ананьев: социализация:
· как личности,
· со становлением человека как субъекта деятельности.
Индивидуальность – результат социализации.
Процесс социализации происходит не только в детстве. Он продолжается, когда человек становится взрослым.
В процессе социализации формируется «Я-концепция»- обобщенное представление человека о себе. Существует 2 формы таких представлений:
· «Я-реальный» (какой есть в действительности),
· «Я-идеальный» (каким хотелось бы быть).
Самооценка – категория, относящаяся к ядру личности и определяющая ее социальную адаптацию. Самооценка формируется в процессе социализации и межличностного взаимодействия.
Развитие личности связано с непрерывным взаимодействием 3 факторов:
· наследственность,
· культурная среда,
· жизненные обстоятельства.
Существуют критические периоды в процессе эволюции особенностей индивидуума, которые связаны с физическим, половым, умственным, социальным развитием личности.
Этапы процесса формирования личности:
1. Внутриутробный (около 266 дней).
2. Детство (от рождения до 12 лет). Окончание этого этапа связано с началом полового созревания.
3. Отрочество (12-16 лет). Период полового созревания.
4. Юность (16-20 лет). Переход к зрелости.
5. Зрелость:
o ранняя (20-40 лет),
o зрелый возраст (40-60 лет) – социальная стабильность, продуктивность,
o 60-65 лет – снижение активности жизнедеятельности,
o первая старость (65-70 лет),
o преклонный возраст (75 и далее).
«Я» И МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ (МПЗ)