Восприятие и представление.

23.03.2011

ВОСПРИЯТИЕ

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ СВОЙСТВА

Чувствительность – показатель точности отображения органами чувств сведений о внешнем мире. Она определяется минимальным раздражителем, способным вызвать ощущения.

Выделяют 3 уровня чувствительности:

· нижний порог – минимальная сила раздражителя, способная вызвать ощущения,

· верхний порог – максимальная сила раздражителя, при которой еще возникают адекватные ощущения (при превышении – болевые ощущения),

· дифференциальный (различительный) порог – минимальные различия между двумя раздражителями.

Кора мозга человека воспринимает лишь жизненно важные сигналы из внешней и внутренней среды.

Пороги чувствительности зависят от:

· характера деятельности,

· возраста,

· состояния анализаторов,

· силы и длительности действ раздражителя и проч.

Сенсибилизация– явление, связанное с повышением чувствительности как результата воздействия на анализатор.

80% информации – зрение.

Жизненно важные характеристики объектов:

· форма,

· удаленность,

· скорость перемещения,

· расстояние между ними.

Восприятие – познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении объектов, ситуаций и событий, возникающем при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Характеристики образов восприятия:

· предметность – отделенность объекта от тона и спроецированность его в данную точку пространства[1],

· целостность: восприятие как процесс состоит в организации отдельных элементов образов в единое целое и оно определяет значение этих элементов внутри,

· обобщенность – отдельный единичный объект воспринимается как представитель класса объектов,

· константность– неизменность рецептивного образа.

Восприятие пространства.Восприятие образа возможно при дифференциации пространства. В процессе восприятия пространство дробится и приобретает глубину. Образ предметов в пространстве восприятия тождественен образу предметов в физическом пространстве. Пространство восприятия имеет форму и размерность. Зрительное восприятие имеет форма эллипса с большой горизонтальной осью.

Восприятие временидробится на интервалы и промежутки.

На восприятие времени влияют:

· окружающая среда,

· возраст,

· мотивация,

· воздействие наркотических средств и проч.

Восприятие движения обусловлено феноменом выделения фигуры из фона.

2 процесса восприятия:

1. Предметный образ формируется в одной модальности (например – в зрительной), но является результатом объединения ощущений из различных модальностей.

2. В повседневной жизни мы чаще пользуемся образами. Благодаря памяти возникают процессы опознания.

Опознаниепроисходит вследствие сопоставления образа восприятия с эталоном, хранящимся в памяти.

Существует 2 смысла понятияпредставление:

1. Это вторичный чувственный образ, который либо непосредственно воспроизводится в сознании при помощи памяти, либо является результатом умственной манипуляции с различными чувственными образами, то есть является результатом действия воображения.

2. Это познавательный психический процесс, связанный с воссозданием имеющихся или созданием новых образов.

Основная функция представления – приспособительная (оно выступает в качестве образа конечного результата деятельности). Также представление помогает создать условную картину пространства восприятия.

Пространственно-временные характеристики образов представления:

· панорамность: воспроизведенное представление по охвату шире поля восприятия,

· схематичность и неточность воспроизводимых образов,

· искажение длительности временных интервалов,

· модальность,

· интенсивность: у большинства людей образы представления менее яркие, чем образы восприятия,

· фрагментарность,

· неустойчивость: образы представления постоянно меняются по форме и окраске.

· Обобщенность: при создании вторичного образа происходит процесс обобщения, который при формировании понятий выходит на передний план.

Представление – это связующий элемент между чувственным восприятием и процессом опосредованного понятийного мышления.

Пространное восприятие имеет структуру и размерность. Точность зрительного восприятия сравнима с точностью технических устройств.