Органы государственного финансового контроля.

 

Органы финансового контроля классифицируются по:

1) принадлежности к ветвям власти – контрольные органы исполнительной власти (административный контроль); органы парламентского контроля; независимые органы финансового контроля;

2) вертикальному уровню власти – федеральные контрольные органы; контрольные органы субъектов РФ;

3) характеру функций и объёму компетенции – общефункциональные, специализированные общей компетенции и ограниченной компетенции, внутриведомственные;

4) способу образования – избираемые или утверждаемые коллегиально путём голосования, назначаемые в административном порядке.

В РФ на федеральном уровне органы государственного финансового контроля представлены Счётной палатой РФ, Минфином РФ (Главным управлением федерального казначейства и его органами в субъектах РФ, Департаментом государственного финансового контроля и аудита, контрольно-ревизионными управлениями Минфина РФ в субъектах РФ и Федеральной налоговой службой), ЦБ РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, а также контрольно-ревизионными службами органов исполнительной власти.

Помимо органов, осуществляющих контрольно-ревизионную в финансовой сфере, имеются органы, выполняющие специализированные функции контроля. К ним следует отнести Главное контрольное управление при Президенте РФ, основными задачами которого являются контроль и проверка исполнения распоряжений и поручений Президента РФ.

Счётная палата РФ – конституционный орган, создаваемый Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с целью осуществления независимого контроля за использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Основными задачами Счётной палаты РФ являются:

1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объёмам, структуре и целевому назначению, а также использования федеральной собственности;

2) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти;

4) анализ выявленных отклонений от утверждённых показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение и совершенствование бюджетного процесса в целом;

5) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченных банках;

6) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Центральное место среди органов государственного финансового контроля исполнительной власти занимает Минфин РФ и его структурные подразделения, наделённые контрольными полномочиями.

Минфин РФ обеспечивает финансовый контроль за соблюдением всеми участниками бюджетного процесса общих и специальных принципов сметно-бюджетного финансирования.

Широкими контрольными полномочиями наделены Главное управление федерального казначейства Минфина РФ и его территориальные органы. Основными задачами его в сфере финансового контроля являются организация и осуществление контроля за исполнением бюджета и федеральных внебюджетных фондов. На него возложена функция перераспределения поступивших налогов между бюджетами разных уровней в соответствии с установленными законодательством нормами. В целях укрепления финансовой дисциплины Федеральное казначейство Минфина РФ производит проверки, связанные с зачислением, перечислением и использованием бюджетных средств любого уровня, в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в банках и др. учреждениях любой формы собственности.

Контрольные вопросы:

1. Для чего осуществляется финансовый контроль?

2. Каковы принципы государственного финансового контроля?

3. Каковы методы финансового контроля?

4. Каковы основные задачи Счётной палаты РФ?