Формирование товарной стратегии фирмы на основе матрицы БКГ
Таблица 1 – Характеристика продуктового портфеля фирмы
№ | Наименование товара | Объём реализации тыс. руб. | Доля рынка в 2000 г. | ||
1999 г. | 2000 г. | фирмы | конкурентов | ||
Соковыжималка | |||||
Тележка двухколёсная | |||||
Ящик складной овощной | |||||
Тележка с корытом | |||||
Садово-огродный инвентарь в ассортименте | |||||
Секаторы в ассортименте | |||||
З/ч к мотоблокам | |||||
Лестница - стремянка | |||||
Опрыскиватели |
Рекомендации по строению матрицы БКГ
1 рассчитать темпы роста рынка по каждому товару:
,
где объём реализации в отчетном и базисном периодах соответственно.
2 Расчёт относительной доли рынка по каждому виду товара.
Таблица 2 – Расчётные данные для построения матрицы БКГ
Показатель | Номер товара | ||||||||
1 Темп роста рынка | 0,86 | 1,10 | 1,44 | 1,30 | 1,60 | 1,70 | 0,60 | 0,70 | 0,44 |
2 Относительная доля рынка | 2,00 | 1,60 | 0,70 | 1,20 | 1,50 | 0,10 | 2,20 | 1,00 | 1,00 |
3 Доля товара фирмы в общем объёме реализации, % | 33,90 | 8,40 | 1,60 | 27,00 | 4,20 | 1,20 | 6,70 | 10,70 | 5,30 |
3 Расчёт масштаба матрицы
3.1 Средний темп роста рынка – это среднее арифметическое всех темпов роста по всем товарам
- ось у
3.2 Средняя относительная доля рынка
- ось х
3.3 Диаметр круга для изображения товара в матрице пропорционален доле объёма реализации товара в общем объёме реализации
4 Построение матрицы БКГ
4 Формирование товарной стратегии
Сегмент | Номер товара | Стратегия |
Варианты стратегий:
1 Убрать товар из товарного портфеля фирмы.
2 Увеличить объём реализации изменяя структуру товарного портфеля.
3 Изменить относительную долю товара на рынке.
4 Увеличить инвестирование в развитие данного товара.
5 Ввести жёсткий контроль за инвестициями и перераспределить средства между отдельными видами продукции.
Принципы формирования стратегий:
1 Звёзды оберегать и укреплять
2 По возможности избавиться от собак, если нет веских причин что бы их сохранить.
3 Для дойных коров необходим жёсткий контроль капитальных вложений и передача избытка денежной выручки под контроль высшего руководства фирмы.
4 «Трудные дети» подлежат дополнительному специальному изучению, чтобы установить могут ли они при дополнительном капиталовложении превратиться в «Звёзд».
5 Комбинации товаров: «Трудный ребёнок», «Звезды» и «Дойные коровы» приводит наилучшим результатам деятельности фирмы, т.е умеренной рентабельности, хорошей ликвидности и долгосрочному росту сбыта и прибыли.
6 Комбинация «Трудный ребёнок» и «Звезды» ведёт к неустойчивой рентабельности и плохой ликвидности
7 Комбинация «Дойные коровы» и «Собаки» ведёт к падению объёма продаж и снижению рентабельности.
___________________________________