Формирование товарной стратегии фирмы на основе матрицы БКГ

Таблица 1 – Характеристика продуктового портфеля фирмы

 

Наименование товара Объём реализации тыс. руб. Доля рынка в 2000 г.
1999 г. 2000 г. фирмы конкурентов
Соковыжималка
Тележка двухколёсная
Ящик складной овощной
Тележка с корытом
Садово-огродный инвентарь в ассортименте
Секаторы в ассортименте
З/ч к мотоблокам
Лестница - стремянка
Опрыскиватели

 

Рекомендации по строению матрицы БКГ

 

1 рассчитать темпы роста рынка по каждому товару:

,

где объём реализации в отчетном и базисном периодах соответственно.

 

2 Расчёт относительной доли рынка по каждому виду товара.

Таблица 2 – Расчётные данные для построения матрицы БКГ

Показатель Номер товара
1 Темп роста рынка 0,86 1,10 1,44 1,30 1,60 1,70 0,60 0,70 0,44
2 Относительная доля рынка 2,00 1,60 0,70 1,20 1,50 0,10 2,20 1,00 1,00
3 Доля товара фирмы в общем объёме реализации, % 33,90 8,40 1,60 27,00 4,20 1,20 6,70 10,70 5,30

3 Расчёт масштаба матрицы

3.1 Средний темп роста рынка – это среднее арифметическое всех темпов роста по всем товарам

- ось у

 

3.2 Средняя относительная доля рынка

- ось х

 

3.3 Диаметр круга для изображения товара в матрице пропорционален доле объёма реализации товара в общем объёме реализации

 

4 Построение матрицы БКГ

4 Формирование товарной стратегии

 

Сегмент Номер товара Стратегия
   
   
   

Варианты стратегий:

1 Убрать товар из товарного портфеля фирмы.

2 Увеличить объём реализации изменяя структуру товарного портфеля.

3 Изменить относительную долю товара на рынке.

4 Увеличить инвестирование в развитие данного товара.

5 Ввести жёсткий контроль за инвестициями и перераспределить средства между отдельными видами продукции.

Принципы формирования стратегий:

1 Звёзды оберегать и укреплять

2 По возможности избавиться от собак, если нет веских причин что бы их сохранить.

3 Для дойных коров необходим жёсткий контроль капитальных вложений и передача избытка денежной выручки под контроль высшего руководства фирмы.

4 «Трудные дети» подлежат дополнительному специальному изучению, чтобы установить могут ли они при дополнительном капиталовложении превратиться в «Звёзд».

5 Комбинации товаров: «Трудный ребёнок», «Звезды» и «Дойные коровы» приводит наилучшим результатам деятельности фирмы, т.е умеренной рентабельности, хорошей ликвидности и долгосрочному росту сбыта и прибыли.

6 Комбинация «Трудный ребёнок» и «Звезды» ведёт к неустойчивой рентабельности и плохой ликвидности

7 Комбинация «Дойные коровы» и «Собаки» ведёт к падению объёма продаж и снижению рентабельности.


___________________________________