Сущность проективных методик
Проективные методики
Многофакторная конструкция
Контролируемый эксперимент
Конструкция «до — после с контролем»
ЭГ: О1 – Х – О2;
КГ: О3 – О4.
ЭЭ=(О2-О1)-(О4-О3).
Конструкция «только после с контролем»;
ЭГ: Х – О1;
КГ: О2.
Двухфакторная конструкция «только после с контролем»
ЭГ1: Х1А – Х2А – О1;
ЭГ2: Х1А – Х2Б – О2;
ЭГ3: Х1А – Х2В – О3;
ЭГ4: Х1Б – Х2А – О4;
ЭГ5: Х1Б – Х2Б – О5;
ЭГ6: Х1Б – Х2В – О6;
ЭЭ=Вариация Оi
3) Псевдоэксперимент:
• временной ряд;
• панель;
4) Статистический эксперимент:
• вероятностный;
• факторный;
• латинский квадрат.
Проективный метод — один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта” (Психологический словарь, 1990).
Цель проективного метода – раскрыть субъективные причины поведения человека.
Применяются в случаях когда необходимо выяснить:
Почему потребителям нравятся или не нравятся те или иные товары?
Почему они привыкли покупать их именно в этом месте продажи?
Что влияет на их решение о выборе того или иного продукта?
Какой имидж марки сложился в глазах потребителей?
Какие моменты в рекламе могли бы оказать влияние на желание потребителей купить продукт?
Какие герои/персонажи могут быть использованы в рекламе? и т.д.
Задавая вопрос на прямую велика вероятность получить ложную информацию – срабатывает психологическая защита.
Психологическая защита – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функцией психологической защиты является “ограждение” сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний”.
Психологическая защита срабатывают в следующих ситуациях:
· Российские потребители часто стесняются отрицательно отзываться об исследуемом продукте, так как подсознательно не хотят обижать модератора..
· Часто материальная неспособность приобрести какой-либо продукт или услугу является причиной отрицательного отношения потребителей к этому продукту или услуге.
· При обсуждении интимных проблем, связанных со здоровьем, сексуальной жизнью и т.д.
· В некоторых случаях респонденты не могут вербализовать мотивы собственного поведения, так как не осознают их.
· Иногда отрицательное отношение к стране-производителю исследуемого продукта мешает выяснить особенности восприятия самого продукта.
· При обсуждении “горячих” тем, то есть подразумевающих наличие различных точек зрения и воспринимающихся эмоционально (например, политика), респонденты, не склонные спорить и отстаивать свою точку зрения, скорее всего, будут подсознательно стремиться согласиться с большинством.