Организация и проведение опросов
Опросные методы исследований
Опрос – это метод сбора первичной информации в исследовании, предусматривающий, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему, и, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их интерпретацию.
В любом опросе до начала его проведения необходимо продумать и оценить следующие факторы:
• цель опроса: главный вопрос (или вопросы), на который надо получить ответы;
• затраты, которые придется произвести для получения результатов;
• технику и форму проведения опроса;
• продолжительность исследования;
• надежность и точность полученной информации;
• методы обработки получаемой информации;
• форму представления результатов.
Существует два больших класса опросных методов: анкетные опросы (анкетирование) и интервью.
Интервью – это форма беседы, проводимой по определенному сценарию, гибкому или строго структурированному, разработанному исследователем. Главным в интервью является то, что непосредственное общение интервьюера (человека, который проводит интервью) и респондента (человека, отвечающего на вопросы, опрашиваемого) происходит в режиме диалога. Результаты беседы записываются на бумагу или на электронные носители.
Анкетирование – форма опросов, когда респондент отвечает самостоятельно, письменно или интерактивно, не вступая в диалог с исследователем.
Таблица 5.1 – Преимущества и недостатки сбора данных посредством опросов
Способ | Достоинства | Недостатки |
Почтовый опрос | Охват большой географической площади, недорого, стандартные вопросы | Очень низкий процент возврата, трудности мотивации респондента дать ответ |
Телефонный опрос | Быстро, относительно недорого, легко проводить, высокая степень ответов, гибкость формулировок | Вопросы простые, ограничиновремя, трудности дозвона до нужного респондента |
Письменный опрос | Недорогой, оперативный, достаточно эффективный | Применяется не всегда, лишькогда имеется доступная группа респондентов |
Интернет-опрос | Массовый, недорогой, глобальный | Достаточно ограниченная аудитория респондентов, формальный, необязательный |
Индивидуальное интервью | Строгая структура вопросов и регистрации ответов | Непродолжительность, регистрация ответов со слов респондентов |
Глубинное интервью | Индивидуальный подход, гибкость, возможность разъяснить вопрос и уточнить ответ | Дорого, долго, мало людей в выборке, очень сложно вырабатывать результаты, профессиональные модераторы |
Фокус-группы | Групповая работа, гибкость, эффективный, относительно оперативный | Дорогой, необходимо специально оборудованное помещение, специалист-модератор |
Приведем порядок действий, который при любой форме опрос» необходимо последовательно выполнить:
1. Что будем измерять (исследовать)?
2. Какими единицами будем проводить измерения?
3. Как наилучшим образом сформулировать вопрос?
4. Какие вопросы и в каком количестве включать в опрос?
5. Сколько людей (предприятий) опросить?
6. Как обработать результаты исследований?
7. Как представить результаты?