Процесс принятия управленческого решения
Уровня решений от творческого потенциала менеджера
Пределы управленческих возможностей
Если ситуация меняется быстрее чем скорость ответной реакции системы, то такая ситуация переходит в ранг "неуправляемой".
Признаки решений:
1. По источнику возникновения. Решения бывают:
· Инициативные
· По предписанию
· По предложению "снизу"
2. По юридическому оформлению. Решения бывают:
· План
· Приказ
· Распоряжение
· Инструкция
3. По способу фиксации. Решения бывают:
· Устные
· Письменные
Приказ - наиболее категоричная форма решения, обязывающая подчиненных точно выполнить решение в установленные сроки.
Распоряжение - разновидность приказа - направлено на решение частных вопросов, может исходить не только от директоров, но и от других лиц в пределах их компитенции.
4. По субъекту принимающему решение:
· Индивидуальный руководитель
· Коллективное
· Коллегиальное (профсоюз, акционеры, советы)
5. По степени уникальности:
· Рутинные
· Новаторские
6. По методам разработки:
· Количественные (математические модели)
· Эвристические - основанные на опыте, логике, интуиции лица принимающего решение (ЛПР)
7. По степени регламентации:
· Регламентируемые
· Рекомендующие
· Ориентирующие (однозначно определяет некоторые аспекты)
8. По степени неопределенности:
· Детерминированные
· Вероятностные
· Неопределенные
9. По временному периоду действий:
· Долговременные (перспективные)
· Оперативные
10. По степени программируемости
· Программируемые (90 % всех решений)
· Непрограммируемые
1. Рутинные решения (творческий вклад стремится к нулю)
2. Селективные (отбор из нескольких альтернатив) - принимает ответственность в ограниченных пределах
3. Адаптационные решения - руководитель ищет новые решения для известной проблемы
4. Инновационный - проблему можно структурировать
Структуризация -возможность количественного выражения зависимости между компонентами структуры
Чтобы управленческое решение было эффективным нужно учесть ряд факторов:
· Иерархия в принятии решения (готовы делегировать полномочия)
· Использование целевых меж-функциональных групп
· Использование горизонтальных связей при принятии решения (сбор информации без обращения к организации)