Отличие стержневых компетенций от компетенций
Лекция №2 ВНУТРЕННИЙ АНАЛИЗ
Цели внутреннего анализа
· Определить ресурсы, общие и стержневые компетенции компании с целью их дальнейшего развития и приминения;
· Оценить, эффективность организации процесса по развитию ценностной цепочки;
· Установить слабые стороны деятельности организации и учесть их при реализации будущих стратегий;
· Оценить качество продукции;
· Проанализировать финансовую деятельность, сравнив ее, с показателями конкурентов;
· Оценить инвестиционный потенциал компании в случае, если финансирование осуществляется из внешних источников;
· Произвести предварительную оценку пригодности, обоснованности и приемлемости будущих стратегий.
Компоненты внутреннего анализа
1. Ресурсный анализ;
2. Проверка и анализ компетенций;
3. Анализ внутренней деятельности с использованием модели ценностей цепочки Портера;
4. Сравнительный анализ (сопоставление результатов деятельности компании с показателями конкурентов при помощи финансового анализа и бенчамаркинга);
5. Человеческие ресурсы и культура;
6. Финансовые ресурсы и культура;
7. Финансовые ресурсы и результаты финансовой деятельности;
8. Продукты и их позиция на рынке.
Компетенции
Компетенция –свойство или ряд свойств, присущих всем или большинству компаний отрасли:
· Обладая данными свойствами, компания может стать участником отрасли или выжить в ней;
· Порождается ресурсами и воплощает в себе навыки, технологии или ноу-хау.
Стержневая компетенция (отличительная способность) – свойство или ряд свойств, специфичных для конкеретной организации, которые позволяют ей производить товары качеством выше среднего, принятого в данной отрасли:
· Появляется в том случае, если организация использует свои компетенции и ресурсы более эффективно, чем ее конкуренты;
· Компания имеет возможность производить такую продукцию, которую покупатели ценят выше, чем продукцию кокурентов.
Стержневая компетенция достигается за счет:
ü Лучших знаний
ü Владением информацией
ü Наличием навыков, превосходящих навыки конкурентов
ü Использования новейших технологий
ü Наличием соответствующих взаимоотношений между структурными подразделениями
ü Созданных компанией сетей и завоеванной репутацией
Стержневая компетенция (отличительная способность) = наилучшее использование ресурсов + наилучшее развитие общих компетенций.
· Присущи только тем компаниям, показатели которых превосходят средний уровень, характерный для данной отрасли;
· Отличаются уникальностью и свойственны только одной компании;
· Отличаются сложностью
· Не поддаются копированию
· Связаны с удовлетворением запросов заказчиков
· Способствуют повышению ценности продукта чаще,чем общие компетенции
· Обычно появляются в результате особых отношений с клиентами, дистрибьюторами и поставщиками
· Базируются на превосходных умениях и знаниях сотрудников компании.
Показатели оценки существующих стержневых компетенций
1. Фокусирование на покупателей – адекватно ли отражаются запросы клиентов;
2. Уникальность – возможно ли подделывание продукта, и если возможно, то как быстро;
3. Гибкость – возможна ли быстрая адаптация в условиях изменений на рынке отрасли?
4. Увеличение ценности продукта – в какой степени возможно увеличение ценности товаров или услуг?
5. Устойчивость – как долго можно сохранить превосходство на рынке?
Конкурентное преимущество это:
· Основная цель бизнес – стратегий
· Компания обладает конкурентным преимуществом, если ее прибыль выше, чем прибыль конкурентов
· Более высокие доходы предполагают возможность инвестировать нераспределенную прибыль в будущие пректы, удерживая, таким образом, лидерство на рынке данной отрасли;
· Если превосходство удерживается в течение длительного периода времени, то – устойчивое конкурентное преимущество;
· Может быть утрачено, если руководству компании не удается распределить прибыль таким образом, чтобы конкурентное преимущество было сохранено.