Лекция 7)

Тема 6: Моделирование ЦП. SCOR - модель.

Международная организация - Совет профессионалов в области УЦП это организация синтезирует передовые достижения концепции SCM, разработана для эф. анализа планирования и проектирования ЦП SCOR - модели.

Reference Model. SCOR - модель разработана в качестве межотраслевых стандартов управления ЦП.

Reference Model это эталон. схемы организации бизнеса, разр-ые для конкретных отраслей промышленности на основе реального опыта внедрения в различных компаниях по всему миру и включающие проверенные на практике процессов и методов организации управления. В модели определены типовые бизнес-процессы. Горизонтальные и вертикальные связи и бизнес-правила действующие в различных отраслях. Рефер. модели позволяют начинать разр-ку собственных моделей предприятия на основе готового набора функций и процессов.

На сегодняшний момент в практике большой компании применения либо методики общ управления учета (система сбалансированного показателя или функциональный стоимостной анализ) либо спец. разраб. модели правления и контроллинга ЦП.

Одной из таких моделей является SCOR модель.

Supply Chain Operations. SCOR модель может быть разр-на комп.. чтобы дать компании возможность сравнивать себя с конкур. общ. стандартов, учитывать у компании д. отрасли и у компании других отраслей.

SCOR модель задает язык для описания взаимоотношений между участниками процесса, содержит библиотеку типовых бизнес функций и бизнес процессов по уцп. Позволяет оценить не только текущую деятельность, но и эффективность реинжиниринг бизнес процессов компании.

SCOR модель основана на:

-стандартном описании процессов уцп

-стандартизации взаимоотношений между бизнес-процессов

-стандартных метриках позволяющих измерить и сравнить показатели эффективности процессов

-на практике уцп помогают достичь наилучших результатов

SCOR модель охватывает сферы:

-управление отношениями с потребителями товаров (от получения заказов на доставку и оплату счета)

-управление цепями товаров и нематериальные услуги от поставщиков 2 уровня до потребителей 2 уровня. Включая управление потоками обор-я 3 частей и компонентов.

-управление отношениями с поставщиками (формирование заявки до выполнения заказа на поставку).

Структура и принципы SCOR модели:

-модель построена по блочному принципу, использование составляющих ее структуру блоков модель не описывает сложности и отрасли в 1 и тех же терминалах с использованием единого набора определений.

В основе SCOR модели лежат 5 основных логистических процессов:

-планирование (PLAN)

В рамках этого процесса определяются источники поставок, производства обобщение и распространение приоритетов в потребностях спроса, планируемые запасы, определение требований к системам дистрибъюции, определяется объем производства поставок сырья и гп. Производится балансировка ресурсов с потребителями, разработка и передача планов по всей цп. установление основных правил управления, разработка структуры планов требуемой структуры отчетности системы контроля. Управление информацией включает формализацию и принятие ряда управленческих решений, долгосрочное планирование потребностей в мощностях и ресурсах, расширение производства, изменение ассортимента, управление продукцией с истекшим сроком годности. Данные процессы позволяют найти баланс между спросом и пост. для вырабат. направле. действия

-производство (MAKE)

К этому процессу относится непосредственно производство выполнения и управления связи с ними процедур. Определяются специальные процессы производства: собственно производство, контроль качества, упаковка, хранение и выпуск продукции. Это склад ГП. Таким образом сюда входят все процессы начиная с требований на сырье и его получение (со склада сырья), производство продукции и до момента монтажа и упаковки. К структурным элементам управления процесса относятся технологические и инженерные изменения, управление производством мощностей (оборудование, здания), управление производственными циклами, незавершенным производством, контроль качества производства, разработка графиков производства и смен и т.д. Все составляющие процессы преобразования исходного продукта в ГП должны соответствовать планируемому или текущему спросу.

-снабжение

В рамках этого процесса определяется ключевые этапы управления снабжением, такие процессы как оценка и выбор поставщиков, проверка качества поставок, заключение контрактов с поставщиками, все процедуры получения товара, приобретение, транспортировка, хранение. Поддержание информационного снабжения включает заключению контрактов с поставщиками и поддержание отношений с ними. мониторинг качественного снабжения, отслеживание оплаты счетов.

-доставка, распределение. Состоит из управления заказами, складом и транспортировкой. Управление заказами включает создание и регистрацию заказов, формирование стоимости, выбор конфигурации транспорта, создание и ведение клиентской базы, управление дебиторами и кредиторами. Управление складами предполагает набор действий по подбору и воздание спец (ярлыков) упаковки для клиентов. Управление транспортировкой включает различные действия с выполнение доставки и управлением качества доставки (поиск выбор). Все эти процессы должны быть приведены в соответствии с планируемым и текущим спросом.

-возврат. В рамках этого процесса определяются структурные элементы возврата (дефектных, излишних и требующих ремонта материалов) как от производства к закупкам, так и от доставки к производству. При этом рассматриваются следующие процессы: определение состояния продукта, размещение продукта, запрос на возврат, составление графика возвратов, направление на утилизацию и переработку.

Бизнес-процесс plan объединяет и координирует деятельность всех участников ЦП и является интегрирующим элементом SCOR-модели.

Уровни детализации процессов в SCOR-модели:

На первом уровне (типов процессов) даётся описание 5 ключевых процессов в целом. Здесь же компания устанавливает общие стратегические цели своей деятельности и готовит информацию для построения внутренней модели логистических процессов. На этом этапе компания определяет свои бизнес-цели и стратегию в отношении планирования, выбора источников поставок, производства и распределения продукции. Обычно на этом уровне производится выбор программного обеспечения с четом вида бизнеса и решаемых задач.

На втором уровне (конфигураций) 5 типов процессов разбиваются на категории и компания может сконфигурировать ЦП в соответствии с требованиями стратегий, учетом используемых технологий и т.д. категории процессов второго уровня представляют собой различные варианты реализации ЦП для каждого из 5 процессов. Категории процессов отражают отличительные особенности каждой конкретной ЦП в отношении того как в ней происходит планирование, снабжение, производство. Доставка и возврат продукции. На данном этапе возникает уникальная конфигурация ЦП, учитывающая активы, объем и ассортимент продукции, требования технологии и другие особенности конкретной компании. Этот этап желательно всегда использовать при выборе программного обеспечения бизнес-приложений.

На третьем уровне категории процессов разбиваются на элементы. Здесь даются определения элементов процессов и их взаимосвязь. Приводится информация на входе и выходе каждого элемента, перечислены параметры и меры, которые нужно использовать при оценке их эффективности. Там где возможно должны быть описаны лучшие методы ведения бизнеса и даны рекомендации по использованию программного обеспечения для их внедрения. Таким образом, категории процессов на третьем уровне конфигурируются с помощью элементов процессов и с учетом отраслевых стандартных рекомендаций.

На четвертом уровне (декомпозиции) элементы процессов разбиваются на составляющие их работы и элементарные операции, приспосабливая модель к особенностям ведения своего бизнеса, набор работ и операций будет уникальным для каждой организации, поэтому никакая общая модель не в состоянии их описать. На этом уровне возникает ситуация неудовлетворенности заказчика стандартным программным обеспечением и появляется необходимость кастомизации (адаптации к конкретному потребителю) продуктов под процессы конечного пользователя. Это является непростой задачей и часто вместо изменения программного обеспечения под требования пользователя начинаю кастомизировать процессы под то, что может поддержать ПО.

Применение SCOR-модели позволяет предприятиям начать разработку собственных моделей на основе готового уже набора функций и процессов., так как она объединяет в единую структуру, наиболее известные и удачно зарекомендовавшие себя, концепции реинжиниринга бизнес-процессов, бенч-маркинга и лучших практик.

Реинжиниринг – это описание бизнес-процессов. Которые существуют (as-is) и проектирование желаемого состояния (to-be).

Бенч-маркинг – определение операционных показателей в аналогичных компаниях и постановка внутренних целей, сформированных на best-in-class показателях.

Лучшие практики – описание практик управления и применение решений, позволяющих достигнуть best-in-class показателей.