Формальным каналом научной коммуникации служит система научной литературы.

Виды научных изданий:

1_научная монография

2_научный журнал

3_научный сборник

4_автореферат диссертации

5_научно-технические отчеты

 

ЗАДАНИЕ_1: Выбрать тему курсовой до 30 сентября.

 

Научная монография это фундаментальный научный труд. К написанию научных монографий привлекаются видные ученые, авторитетные деятели науки. Объем научной монографии варьируется от 4 авторских листов до 10-15. Источниковедческая база научной монографии может насчитывать несколько сотен источников. Выход в свет научной монографии это веха в развитии науки. Научная монография бывает посвящена одной теме, одной проблеме, и тема или проблема освещаются в монографии всесторонне. Научная монография как вид издания отражена в ГОСТе 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения». Термин научная монография применим как для обозначения вида издания, так и для обозначения жанра научного произведения. Научная монография это жанр научной литературы, и научная монография это вид научного издания. Научная монография является изданием непериодическим. В современных условиях выпуск научной монографии требует вложения средств со стороны какой-либо научной организации. Научная монография издание по определению убыточное. В современных условиях это малотиражное издание. Многие монографии выходят тиражом 100-150 экземпляров. Современные научные монографии, как правило, печатаются на ризографе (по сути принтер).

Научный журнал это всегда периодическое издание. Периодичность научных журналов бывает самой разной. Научный журнал может выходить:

- ежемесячно (большинство)

- раз в два месяца

- раз в квартал

- раз в полгода (ведомственные журналы, ДСП)

- один раз в год (например «Ежегодный доклад», встречаются крайне редко)

В научных журналах публикуются научные произведения различных жанров:

1_научная статья

В отличие от научной монографии статья является малым жанром научной литературы. Многие редакции научных журналов придерживаются следующего правила: объем научной статьи не должен превышать одного авторского листа. Научная статья отражает этап в развитии науки.

2_сообщение о научных конференциях

По объему эти публикации представляют собой заметки, они не превышают 0,5 авторского листа.

3_научная рецензия

Объем научных рецензий, публикуемых в научных журналах, составляет примерно 0,5 авторского листа. В качестве объекта рецензирования выступают: научные монографии, научные сборники и различные учебные и справочные издания.

4_публичная полемика между учеными и специалистами

Данные материалы обычно входят в рубрику «Нам пишут».

Научные сборники бывают непериодическими и продолжающимися. Непериодические сборники – их выпуск бывает приурочен к какому-нибудь торжественному событию, например, юбилею научной организации. Продолжающиеся сборники выходят в свет по мере накопления материала. Примером продолжающегося сборника является сборник «Книга. Исследования и материалы». Сборники бывают следующих разновидностей:

1_сборники научных статей, например «Известия (НО)», «Труды (НО)».

Сборники научных статей отличаются от научного журнала не только периодичностью. Сборник научных статей это моножанровое издание, в нем, в отличие от журнала публикуются исключительно научные статьи.

2_сборники тезисов докладов научных конференций

Это издание непериодическое. Оно выходит в свет примерно за месяц до начала научного форума. Жанр публикаций в этом издании – тезисы научных докладов. Объем одной публикации в этих изданиях не должен превышать 0,1 авторского листа. Эти сборники называются еще предваряющими. Сборники тезисов докладов строятся по определенному принципу: они состоят из двух частей, первая из которых составляет тезисы докладов, вынесенных на пленарное заседание. Обычно такие доклады бывают посвящены наиболее актуальным глобальным проблемам развития науки. Вторую часть сборника составляют тезисы докладов, которые предполагается заслушать на секционных заседаниях. Заканчивается сборник краткими сообщениями с характеристикой предыдущих конференций (не всегда). Структура этого сборника обусловлена ходом научного форума.

3_сборники материалов конференций

Сборник является непериодическим и выходит в свет после завершения форума. В этот сборник включаются наиболее интересные доклады, прочитанные на конференции, доклады, которые вызвали наибольший научный резонанс. Доклады по форме напоминают научные статьи – не более 1 авторского листа. Структура сборника та же, что и структура сборника тезисов доклада. В конце сборника приводятся решения конференции.

Авторефераты диссертаций. Целевое назначение автореферата диссертации – сообщить участникам научного сообщества о предполагаемой публичной защите диссертационной работы. Любая диссертация является работой квалификационной, и по результатам ее защиты соискателю присваивается ученая степень либо кандидата наук, либо доктора наук. Автореферат диссертации должен быть подготовлен не позднее, чем за месяц до публичной защиты. Автореферат диссертации это тоже малотиражное издание. До недавнего времени автореферат диссертации имел статус «на правах рукописи». В настоящее время автореферат диссертации рассматривается, как полноценное издание, и на него во всех видах научных изданий, в любых научных произведениях, в том числе в самих диссертациях, делаются ссылки, как на издание с указанием выходных данных. Автореферат диссертации имеет следующий объем, который определяется статусом диссертации: если диссертация на соискание ученой степени кандидата наук, то объем автореферата не должен превышать 1 авторского листа; для авторефератов докторских диссертаций объем автореферата – 2 авторских листа.

Структура автореферата диссертации включает следующие разделы:

1_актуальность научного исследования

2_объект диссертационного исследования

3_предмет исследования

4_теоретическая значимость работы

5_практическая значимость работы

6_научная новизна

7_положение, выносимые на защиту

8_краткая характеристика содержания каждой структурной единицы диссертации (начиная с введения и кончая списком использованной литературы)

9_апробация результатов исследования

В автореферате диссертации на второй полосе обложки должна быть прописана следующая информация: дата и время публичной защиты диссертации; полное наименование ведущей организации; информация об оппонентах диссертационного исследования. Для кандидатской диссертации требуется два оппонента: первый оппонент – доктор наук, второй – кандидат наук. Для докторских диссертаций требуется три оппонента, все оппоненты – доктора наук. На второй полосе обложки обязательно должна быть подпись ученого секретаря специализированного совета. Тираж, как правило, 100 экземпляров.

Научно-технический отчет готовится в рамках конкретной научной организации по завершению проведения НИОКР – Научно-Исследовательские и Опытно-Конструкторские Разработки. До недавнего времени научно-технические отчеты имели рукописный вид. Исторически сложилось так, что научно-технические отчеты имели крайне узкий читательский адрес – это специалисты конкретной организации. В настоящее время все научно-технические отчеты имеют электронный вид. Научно-технические отчеты хранятся в СИФах (Справочно-Информационный Фонд) конкретной организации. С помощью Интернет к этим научно-техническим отчетам имеют доступ представители других организаций.

Работа редактора над научным произведением

Наука это особая система знаний, форма общественного сознания. Научное знание представляет собой совокупность точно сформулированных, выраженных на специализированном научном языке и обоснованных утверждений. Научное знание это обобщающее знание, оно должно удовлетворять требованиям новизны, истинности, эмпирической и логической обоснованности и возможности проверки. Важнейшая цель научной деятельности это приращение новых истинных знаний о мире. Наука, как сфера человеческой деятельности, характеризуется социальной направленностью на выработку знаний, путем отражения объективного мира в виде познавательных образов. Цель любого научного произведения (статья, монография, патентный документ, доклад и др.) – зафиксировать процесс и результат научного познания мира. Научное произведение всегда обусловлено познавательным идеалом определенной эпохи. Этот идеал реализуется в системе логических правил построения понятий и оперирования ими. Познавательный идеал диктует нормы использования различных средств представления информации. Он влияет на выбор формы представления научных знаний.

 

ЗАДАНИЕ_2: Форма заявления:

Заведующей кафедрой издательского дела и редактирования Шеметовой Е.П. от студента IV к. д/о Карпова И.С.

Заявление

Прошу Вас закрепить за мной курсовой работы «формулировка».

Число, подпись.

 

Таким образом, основу научного произведения, основу его содержания составляет система научных понятий. Она дает представление о задачах, процессе и результатах научного познания того или иного объекта или явления. В зависимости от жанровых особенностей они отражают этапы научного исследования с той или иной степенью целостности, например, монографии призваны максимально полно осветить тему или раскрыть проблему. В статье, в научном докладе может быть представлен один аспект научной проблемы, тот или иной этап ее изучения. В ходе редакторского анализа научного произведения редактор должен постоянно контролировать правильность употребления научных понятий, которые отражают существенные признаки предметов и явлений. При введении в текст научного понятия должны быть раскрыты его содержание, объем и структура. Степень полноты раскрытия содержания научного понятия всегда обусловлена спецификой предмета и целевого назначения будущего издания. Нередко в тексте научного произведения встречаются смысловые ошибки, которые возникают, прежде всего, из-за нарушения автором логических законов. Чтобы обнаружить подобного рода ошибки и квалифицированно их исправить, редактору необходимо знать основные логические законы:

1_закон тождества

2_закон противоречия

3_закон исключенного третьего

4_закон достаточного основания

Закон тождества. Если какая-либо смысловая единица (понятие или суждение) n-кратно (при n > или = 2) воспроизводится в данном более или менее длительном интеллектуально-речевом контексте, то эта единица должна использоваться, как одна и та же, то есть как тождественная себе. Пример: Радионов – Родионов.

Закон противоречия. Неправда, что вместе истинны некоторое суждение и его отрицание. Фрагмент текста считается противоречивым тогда, когда в нем полагаются истинными два суждения, из которых в одном утверждается то, что отрицается в другом.

Закон исключенного третьего. Если два суждения построены так, что одно из них является логическим отрицанием второго, то одно из них выражает истину, третьего не дано. В данном случае используется сложный разделительный союз либо-либо (сильная дизъюнкция).

Закон достаточного основания. Если какое-либо суждение квалифицируется, как истинное, ложное или вероятное, то такая квалификация должна иметь явное или принципиально воспроизводимое и при том достаточное основание. Речь идет о доказательности того или иного суждения.

 

Закон как форма научного знания. Закон в научном познании выражает существенное, устойчивое и повторяющееся отношение между предметами и явлениями. В научных произведениях получает отражение научные законы функционирования и развития. И те и другие носят объективный характер. Законы могут быть менее общими, и тогда они действуют и изучаются в одной области. Законы могут быть более общими, в этом случае они действуют и изучаются несколькими смежными научными дисциплинами. Например: закон информированности и упорядоченности изучается специалистами в области теории организации, социологии, менеджмента, теории информации. Законы могут быть всеобщими. Эти законы имеют универсальный характер и изучаются философией, как наукой наук. Их три:

1_закон единства и борьбы противоположностей

2_закон перехода количественных изменений в качественные

3_закон отрицания отрицания

Главной задачей редактора при работе над научным произведением – контролировать эффективность использования научных законов при изложении содержания. Опыт показывает, что законы наиболее целесообразно включать в текст при обосновании истинности авторской позиции и путей ее реализации.

 

СЕМИНАР_1 22.09.2011

 

ЗАДАНИЕ_1: «Работа редактора над иллюстративным материалом учебных изданий». Крайний срок сдачи курсовой работы – 20 апреля.

 

ЛЕКЦИЯ_2 22.09.2011

 

ЗАДАНИЕ_1: Сдать на кафедру заявление на имя декана:

Прошу закрепить меня на месте интегрированной практики в «…». Указать точное юридическое лицо.

С места практики необходимо принести и сдать на кафедру гарантийное письмо в свободной форме, в котором организация обязуется предоставить мне место для производственной практики и обеспечить мне возможности для учебы.

Заявление надо сдать до 30 сентября, письмо до 5 октября, договор до 1 ноября. Форму договора получить в деканате.

30 числа явиться на собрание по практике – обязательно!

 

Теория как форма научного знания

Другой формой научного знания, формой более высокого уровня является теория. Структура теоретического знания достаточно разнообразна, она включает разные уровни. Однако, в настоящее время нет однозначного толкования этой структуры. Нет общепринятого вычленения элементов, которые составляют теоретическое знание. Несомненным является лишь его центральный элемент – научная теория. Исследователи, при рассмотрении природы теории, исходят из трех уровней ее понимания.

Первый уровень. Понятие теория характеризует то, что присуще всем теориям:

1_способ организации

2_упорядочение знаний

3_системная связь теоретических толкований (положений), их достоверность и обоснованность

Второй уровень. Понятие тип теории фиксирует то общее, что присуще теориям отдельных наук, например наук технических, естественных, гуманитарных и т.д. С помощью этого понятия указывается также идеал для построения теории в конкретных исторических условиях, а потому в нем отражается историзм теории, то есть возникновение, функционирование и смена одной теории другой.

Третий уровень. Понятие индивидная теория. Это понятие фиксирует существование огромного разнообразия конкретных теорий. Ученые разрабатывают, как правило, индивидную теорию, в которой проявляется эмпирическое бытие теории отличное от общего образца, выраженного в понятии теория. В реальной истории науки всегда имеется множество разных теорий, построенных даже для одного и того же процесса, например: разные теории элементарных частиц, разные теории гравитации, разные теории культуры.

Рассмотренные уровни теории отражают по своей сути диалектику (единство) общего, особенного и единичного. Теория имеет внутреннее строение, структуру (архитектонику). В нее входит:

1_эмпирический базис: факты, сведения самого разного характера (именно через этот базис теория открыта внешнему миру, практике, черпает материал для своего развития)

2_теоретический базис: это разного рода исходные допущения и ограничения, принципы, аксиомы, законы

3_формально-логический аппарат: правила определения основных понятий, правила вывода из одних положений других, математический формализм (формулы). Здесь, как и в теоретическом базисе, действуют логические критерии истинности и методологические принципы построения теории, в частности: принцип простоты, принцип минимального числа исходных допущений и т.д.

4_логически возможные следствия из основных положений теории. Они допускают эмпирическую проверку и на ее основе отбрасывают или подтверждают те или иные положения. Именно в этой части теория проверяется практикой, причем, по истинности или ложности эмпирических следствий судят о степени истинности теории в целом.

Отличительный признак теории это ее целостность. Теория всегда представляет собой систему знаний об объекте или явлении. Эта система знаний дает целостное представление о закономерностях и существенных связей действительности.

В ходе редактирования авторского оригинала, в котором излагается научная теория, редактору необходимо тщательно проанализировать характеристику компонентов теории, их логичность и обоснованность. При этом необходимо руководствоваться общенаучными требованиями теории, как высшей формы научного знания. Редакторский анализ научного произведения, его содержания предполагает всестороннюю оценку фактического материала. Факты дают возможность отразить все многообразие информации о предмете или явлении, о результатах научного эксперимента. Характер фактического материала, его объем всегда зависят от тематики произведения, жанровых особенностей, всегда диктуются нормами и стандартами научной коммуникации. В тексте научного произведения фактический материал реализуется системой феноменальных знаний и эмпирических фактов.

Разновидностью фактического материала, часто встречаемого в научных произведениях, являются феноменальные знания. Феноменальные знания фиксируют общее из результатов многократного повторения экспериментов и наблюдений при различных условиях. Именно поэтому феноменальные знания дают возможность отразить эмпирическое объективное знание. Например, в научной литературе по биологии феноменальные знания фиксируют научную информацию о поведении животных, об этапах развития растений и т.д.

Значительное место в научных произведениях занимают эмпирические данные. Эмпирические данные это первичный, сырой материал, полученный в ходе исследования. Например, результаты измерения уровня радиоактивности – эмпирические данные. Результативность эмпирических данных зависит от уровня экспериментального исследования. Чем более развиты и совершенны методы получения данных, тем выше надежность и надежность последних. Эмпирические факты очень важны в научном произведении, поскольку они дают возможность воспроизвести результат научного эксперимента любому исследователю.

Важным критерием оценки содержания научного произведения является степень реализации в нем определенного метода получения научных знаний. В общем смысле метод это определенный способ, прием решения какой-либо задачи. Редактору необходимо помнить, что к методу предъявляются определенные требования: он должен давать правильные результаты, быть системным, эффективным и надежным, доступным и экономичным. Для научного познания и преобразования мира вырабатываются многочисленные методы, которые классифицируются по разным основаниям. Наиболее употребительной является классификация методов по степени их общности. Выделяются:

1_всеобщие методы:

- диалектика

- метафизика

2_общенаучные методы:

- анализ

- синтез

- индукция

- дедукция

- моделирование

- системный подход

- другие

3_частнонаучные методы (используются в отдельных науках и в группах родственных наук)

В научной литературе, прежде всего, используется дедуктивный метод изложения материала (от общего к частному). Редактор обязан учитывать, что дедуктивный метод более экономичен с точки зрения объема. Однако, при таком построении произведения, трудно проверить истинность авторских положений. Это является определенным недостатком дедукции.

Индуктивное изложение менее экономично с точки зрения объема, зато оно более доказательно. Выводы в подобных случаях могут быть уточнены с появлением новых научных фактов.

В научных произведениях часто используется логический метод изложения. Он дает возможность проследить ход авторского рассуждения, позволяет создать модель научного исследования. Изложение материала строится на основе показа причины и следствия элементов. Логический метод предполагает последовательное членение материала на смысловые фрагменты. Данный метод отличается высокой информативностью.

Исторический метод позволяет показать процесс развития событий в строгой хронологической последовательности. Данный метод эффективен в произведениях, которые призваны отразить развитие явлений последовательно, этап за этапом с выявлением и всесторонним анализом причинно-следственных связей. Исторический метод динамичен и относительно несложен для восприятия.

Сочетание логического и исторического методов служит основой более сложных в познавательном отношении методов построения научного произведения. Это методы:

- метод восхождения от абстрактного к конкретному

Данный метод позволяет на основе глубокого анализа научных понятий синтезировать конкретные знания о предмете или явлении.

- метод спирали

Метод спирали предполагает постепенное развертывание признаков анализируемого предмета или явления. Метод спирали не только отражает структуру научного материала, но также дает возможность оказать целенаправленное влияние на читательское восприятие. Метод спирали основан на постепенном развертывании мысли путем повторения ее каждый раз на новом, более высоком уровне обобщения.

 

Работа редактора над аппаратом научного издания

Подготовка аппарата научного издания целиком и полностью лежит на редакторе.

Первым элементом аппарата научного издания являются выходные сведения. Выходные сведения должны оформляться в соответствии с ГОСТ Р 7.0.4-2006 «Издание. Выходные сведения». Важным элементом научного издания являются аннотация или реферат, которые помещаются на обороте основного титула. Эти элементы готовятся в соответствии с ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация. Общие требования». Если научное издание посвящено естественным, точным или техническим наукам, в этом случае в МАКК помещается реферат. Если же издание посвящено гуманитарным наукам, в этом случае используется аннотация. Объем реферата по ГОСТу – 850 печатных знаков. Объем аннотации – 500 печатных знаков.

Следующий элемент аппарата научного издания это предисловие. Требования к предисловию такие же, как и в других изданиях. Предисловие может иметь другие названия.

Вступительная статья очень часть встречается в монографиях. К написанию вступительной статьи привлекаются крупные деятели науки. Объем вступительной статьи может быть 1 авторский лист и менее.

Библиографический аппарат представлен ссылками и списками (ГОСТ 7.1-2003)

Бывают комментарии (редко) и примечания.

Следующий элемент это различные указатели. Они бывают нескольких видов.